Методическая разработка урока " Цветок, его строение и значение"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока по биологии для 6 класса " Цветок, его строение и значение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetok_ego_stroenie_i_znachenie.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока на тему:
« Цветок, его строение и значение»
( Курс « Биология», 6 класс)
Программа 6 класс - «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко
Учебник: «Биология» 6 класс И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко М.: - «Вентана-Граф», 2010,
Выполнила: Коробова Елена Анатольевна,
учитель биологии МБОУ СОШ №41,
г. Нижнего Новгорода
г. Нижний Новгород
Урок изучения нового материала.
Цель урока: изучить строение и значение цветка, познакомить с разнообразием цветов и их соцветий.
Задачи урока:
- образовательные: сформировать понятия цветок и соцветие, познакомиться со строением цветка, выяснить, какое значение и применение имеют цветы в природе и жизни человека, научиться различать разные соцветия.
- развивающие: развивать сопоставительный анализ, через сравнение и определение побега и цветка; продолжить развитие логического мышления, через решение биологических задач и проблемных вопросов; продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом; продолжить формирование умений работать с натуральными объектами; развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно.
- воспитывающие: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов.
Методы обучения: проблемный, элементы технологии критического мышления.
Педагогические технологии: технология критического мышления, технология проблемного диалога.
Оборудование: учебник биологии 6 класс (Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. – Вентана–Граф 2008),
презентация к уроку PowerPoint, компьютер, проектор, схемы типов соцветий и гербарий.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | Слайд 1. Рассказ о многообразие цветов: «Среди растений цветковые самые многочисленные, их насчитывается 250 тысяч. Они очень разнообразны по форме, окраске, размерам. Среди них есть настоящие гиганты, например, раффлезия и очень маленькие, такие как у ряски. Цветы во все времена вдохновляли поэтов, композиторов, художников. Пожалуй, не найдется человека, который не любил бы любоваться цветами. - Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с понятиями цветок и соцветие, выясним какое строение он имеет, каково его значение в природе и жизни человека. - Откройте тетради и запишите тему урока: «Цветок, его строение и значение» Слайд 2. | Слушают | Коммуникативные | ||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | Приём «бортовой журнал» предлагается ответить на вопрос: «Что вы знаете о цветах?». Слайд 3.
Ответы детей. - По ходу изучения нового материала, всю новую для вас информацию вы вносите в таблицу. | Заполняют таблицу | Личностные Коммуникативные Познавательные (общеучебные) | ||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала | - На основе ваших знаний сформулируйте определение цветка. Ответы детей. Запишите определение цветок в свои тетради. Вопрос учителя: - Внимание, вопрос: докажите, что цветок – это видоизменённый укороченный побег. - Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Ответы детей. - Используя информацию со слайда, назовите структурные части цветка. Ответы детей. - А теперь, опираясь на текст учебника §22, опишите функции каждой части цветка по следующей схеме: Слайд 4.
Ответы детей.
- Все структурные части цветка делят на 2 группы: главные и вспомогательные. Используя уже имеющиеся знания о строении цветка, установи соответствие между частью цветка и группой, к которой эта часть относится: Слайд 5. А. Главные 1.Лепесток Б. Вспомогательные 2. Тычинка 3. Чашелистик 4. Цветоложе 5. Пестик 6. Цветоножка Ответ поясните. Ответы детей. - Вернёмся к нашему вопросу: докажите, что цветок – это видоизменённый укороченный побег. Слайд 6. Ответы детей. - В цветке происходят 2 очень важных в жизни растения процесса: опыление и оплодотворение. Используя текст учебника, выпишите определение этих понятий. Слайд 7. - Как вы думаете, взаимосвязаны ли эти 2 процесса? Ответ поясните. Ответы детей. - Обратите внимание на название §22. Почему цветок относят к генеративным органам? Ответы детей. Слайд 8. Вашему вниманию биологическая задача, ответ на которую вы дадите после просмотра видео фрагмента. Задача: Начинающий садовод отправился на сельский рынок в надежде приобрести саженец облепихи. В огромном многообразие растений ему удалось найти то, что он искал. Вернувшись, счастливый с покупкой садовод отправился на участок и сразу же посадил молодое растение. Каково же было его удивление, когда ни через год, ни через 2…5…7 лет облепиха не приносила плоды. Объясните, почему? Демонстрация фрагмента видео урока: http://www.youtube.com/watch?v=OCHcD3d5lo8 - Вернемся к задаче. Ответьте на ее вопрос. Ответы детей. Слайд 10. - Используя имеющиеся знания и текст §22, дополните схему: Типы цветков Обоеполые: ? Двудомные ? Приведите пример цветов на каждый тип. Ответы детей. Слайд 11. - Вашему вниманию 2 фотографии цветов (сирень и роза). Назовите эти цветы. Чем они отличаются? Ответы детей. - Группа цветов располагающихся в определенном порядке, называется соцветием. Слайд 12. - Познакомимся с типами соцветий, выполняя лабораторную работу §22 с. 87. В результате лабораторной работы необходимо заполнить таблицу, как обобщение (на заранее заготовленных листах).
Прочитать пункт 1-2 и ответить на вопрос: какой тип соцветия у черемухи (или ландыша). Ответьте на вопросы: 1. Какие типы соцветий существуют? 2. Каково биологическое значение соцветия? Ответы детей. | Отвечают на вопрос Записывают определение в тетрадь Отвечают на вопрос Называют части цветка Заполняют таблицу:
Распределяют по группам (главные – тычинка и пестик), отвечают на вопрос. Приводят, аргументы, доказывающие, что цветок –видоизмененный укороченный побег. Отвечают на вопрос. Просмотр видеофрагмента, на основе полученной информации решают задачу. Составляют схему в тетради. Рассматривают фото и отвечают на вопросы. Записывают определение в тетрадь. Выполняют лабораторную работу. Отвечают на вопросы. | Личностные Коммуникативные Познавательные (общеучебные) Познавательные (постановка и решение проблем) Регулятивные Коммуникативные Познавательные (общеучебные и логические) Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные (общеучебные) Личностные Личностные Коммуникативные Познавательные (постановка и решение проблем) Коммуникативные Личностные Познавательные Регулятивные Познавательные (логические) Коммуникативные Личностные Коммуникативные Познавательные (логические) | ||||||||||||||||||||||||||
Закрепление изученного | - Используя свою таблицу, скажите, что нового вы узнали о цветке? - Распределите правильно структурные части цветка. - Составьте синквейн к понятию цветок. -Определите тип соцветия: | Выполняют задания. | Личностные Регулятивные Познавательные | ||||||||||||||||||||||||||
Итог урока | Беседа | Отвечают на вопросы. | |||||||||||||||||||||||||||
Д/з | Слайд 13. §22, составить красочный кроссворд не менее 12 слов по пройденной теме | Записывают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:"Лексическое значение слова"
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Лексика. Лексическое значение слова", 6 класс...
методическая разработка урока природоведения по теме "Значение диких животных и их охрана"
методическая разработка содержит поэтапную разработку урока и презентацию...
Методическая разработка урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России» 8 класс
Тип урока- квест. По разделу " Геологическое строение и рельеф"...
Методическая разработка урока: "Способы объяснения лексического значения слова"
Интегрированный урок (русский, английский языки, литература) для 5 класса. Урок строится на основе анализа стихотворения «Дом, который построил Джек» на русском и английском языках.Учащиеся работают в...
Методическая разработка конспекта урока "Строение и функции ДНК"
Цель урока: сформировать понятие о ДНК – как носителе наследственной информации, ее строении и функциях....
Методическая разработка урока "Внутреннее строение листа"
Открытый урок "Внутреннее строение листа"...
Методическая разработка урока "Сон и его значение". 8 класс.
Цель урока "Сон и его значение" изучить физиологическую природу сна и сноведений, цикличность, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение....