Урок в 5 классе по теме:"Общая характеристика грибов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Чернышева Таисия Викторовна

Урок изучение и первичное закрепление новых знаний.Цель урока создание условий для формирование ууд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temagriby.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Общая характеристика грибов»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Сформировать общее представление о царстве грибов.  Подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира.

Обучающие задачи

Рассмотреть особенности строения грибов.

Выделить характерные признаки этих организмов.

Познакомить с особенностями питания,  размножения, определить роль грибов в природе и жизни человека.

Развивающие задачи

Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.

Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывающие задачи

Продолжить формирования интереса к предмету.

Бережное отношение к грибам в природе, внимательное к грибам плесневым, формировать основы к зож.

 Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных  учебных действий (УУД):

Предметные результаты:

1. Формировать умение определять основные признаки грибов

2. Формировать умение объяснять особенности питания грибов, размножения и значения грибов

3.Формировать умение понимать смысл биологических терминов: гифы, грибница (мицелий), микориза, микология

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему (гриб – не растение, а мы собираем плодовые тела грибов), формулировка вопроса урока (какие признаки имеют грибы),

2. Формировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Познавательные УУД

1. Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными  ЭОРами.

2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

3. Формировать умение строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, в поиске решений опираться на собственный опыт (наблюдение в природе  и в быту  за  разнообразием грибов, их использованием).

Коммуникативные УУД

Формировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Оборудование: компьютер, проектор,  раздаточный печатный материал для пар, презентация, видеоролик, флэш-анимация,.

Этапы урока

содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУд

Организационный момент

Приветствие учащихся

Приветствие учащихся Проверка учащихся по списку.

Проверка готовности к уроку «Твое настроение».

Face-smile.svgМиниатюра для версии от 06:11, 4 июня 2007

Регулятивные УУД

Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации

Проверка знаний

1.Что изучает биология?

2. Прочитать кластер о бактериях

Обеспечивает фронтальную беседу.

Ответы учащихся: - Мы изучаем  науку биология, которая изучает живые организмы: бактерии,  грибы, растения, животные.

Делают вывод. Бактерии – это древнейшие обитатели нашей планеты. Клетка с плотной оболочкой, не имеющая ядра.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Мотивационный момент

Грибы – отдельное царство. Признаки грибов.

Ребята, у нас сегодня урок, посвящен ГРИБАМ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ:

«Куда пойдем за грибами?» (слайд 1)-в лес, на луг, на кухню.

А ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ГРИБАХ?

Высказывают свои мысли.

Регулятивные УУД

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, предлагать способы решения проблемы, определять цель учебной деятельности (формулировка вопросов урока).

Объявление темы урока: «Общая характеристика грибов»

Наводящими вопросами способствует формулированию темы и целей урока

Формулируют тему: «Общая характеристика грибов»

Изучение нового материала: проблемный метод

Грибы – многолетние организмы, объединенные в отдельное царство (100 тыс видов). Имеют сходства с растениями и животными ( неподвижны, рост верхушечный, стенки клетки прочные, вегетативное размножение, способны синтезировать витамины и гормоны. Гетеротрофы, не имеют хлорофилла, клеточная стенка содержит хитин, способны образовывать мочевину

Вот такие грибы:  (слайд 2 «Парад грибов»: лесные, луговые, плесневые, дрожжи).

Проблема: гриб не растение, а мы собираем плодовые тела грибов.

 И не животное?

Просмотр видеоролика.  Выбрать признаки грибов

Признаки грибов.

(перечисляют и записывают в тетрадь)

грибница имеет одну клетку с множеством ядер или много клеток с одним ядром), клетка имеет плотную стенку

- имеют грибницу (гифы – белые нити)

- сплетение гифов (грибницы) образует Называют признаки грибов, выделяя сходство с растениями и животными

Заполняют таблицу.

признак

раст

живот

Гр.

Коммуникативные УУД Сформировать  умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие

в паре и группе. 

Регулятивные УУД

Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, заполнять табл, оценивать свои результаты

Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, Сравнивать строение грибов и процессы их жизнедеятельности; (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Строить логичное рассуждение, опираться в поиске решений на собственный опыт

Физминутка

- вырос гриб на тонкой ножке   встань и ты, постой немножко крышу сделай над собой словно шляпкою грибной

- все тихонечко  вздохнем и опять грибы учить начнем.

Предлагает выполнить движения

Выполняют действия.

Продолжение изучения нового материала

Грибы – живые организмы. Грибы – гетеротрофы. Работа с раздаточным материалом (определение способов питания грибов) текст на столах учащихся.

Слайд ( питание).

ФЛЭШ – анимация  Грибы размножаются: бесполым способом – участками мицелия и спорами половым способом – в результате слияния специализированных половых клеток Питание грибов: поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела по типу питания могут быть сапрофитами, паразитами, симбионтами и хищниками Продолжительность жизни Грибы живут недолго, но есть среди них и многолетние. У шляпочных грибов долго живет мицелий. У некоторых паразитических грибов (например, трутовик) долго живет и плодовое тело. Грибов около 100 000 известных видов

http://fcior.edu.ru/card/27040/kontrol-griby-obshaya-harakteristika-detalizirovannoe-predstavlenie.html (размножение грибов)

. Как  питаются грибы?

Какого способа питания не достает?

Проверить заполнение схемы (размножение), если замечены ошибки, то их исправить

Предлагает работу с учебником. Работа с учебником (стр 68. рис. 39) Значение грибов

Работа в парах. Способы питания грибов (приложение о питании).

(Сапротрофы, паразиты, симбиотрофы  микориза) хищники

Сообщение уч-ся о грибах - хищниках

Размножение- бесполое (спорами, вегетативное, слияние специализированных клеток)- половое (почкование)

Работают с учебником (стр 68. рис. 39 составляют рассказ по схеме.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные  УУД Формирование умений воспринимать информацию  на слух. Познавательные УУД Сформировать умение сопоставлять строение грибов и процессы их жизнедеятельности; (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, выполнение продуктивных заданий). Строить логичное рассуждение, опираться в поиске решений на собственный опыт

Первичное закрепление знаний

1.Оболочка клеток большинства грибов содержит :А) хитин   Б) целлюлозу  

В) муреин  Г) глюкозу.

2. По способу питания грибы похожи на животных так как

а) способны  к фотосинтезу

б) питаются готовыми органическими веществами

 в) поглощают пищу путем всасывания

г) сами производят органические вещества

3. Симбиоз грибницы и корней дерева называется

а) мицелий  б) плодовое тело    в) микориза  г) грибница  

4. Половое размножение у грибов происходит

а) с помощью спор

б) при слиянии спец.клеток

в) почкованием

г) частями грибницы.

5. Какие органоиды отсутствуют в клетках грибов

а) пластиды   б) ядро

в) вакуоль   г)оболочка

Что такое плодовое тело грибов

Выполняют тест

Взаимоконтроль Ответы сравнивают

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассника, умение оценивания  своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Рефлексия

Продолжают:

  на уроке мне было интересно....

у меня вызвало затруднение...

сегодня меня удивило.....

теперь я знаю....

и  я могу..

 Мы изучили отдельное царство ГРИБЫ.

Домашнее задание

§ 13, рт (1-2) Дополн сообщение о значении грибов Отрицательное  и положительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Общая характеристика грибов» 5 класс (ФГОС)

Учебник "Биология 5 класс" под ред. В.В.ПасечникаТип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.Технологии: элементы технологии проблемного диа...

Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».

В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Презентация к уроку биологии 5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"

Презентация к уроку  биологии  5 класс в соответсвии с ФГОС по теме "Общая характеристика грибов"...

Урок в 5-м классе по программе В. В. Пасечника Тема: Общая характеристика грибов\

Иванова Лидия Александровна, учитель биологии – химии МБОУ  школы № 8, г. Долгопрудный Ila-67@mail.ruУрок будущего по технологии НФТМ-ТРИЗАннотация. В статье дан конспект урока по теме &laq...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме "Общая характеристика грибов"...