Урок по теме «Связь среды обитания с внешним и внутренним строением земноводных»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Валягина Елена Дмитриевна

Урок биологии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 29.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме

«Связь среды обитания с внешним и внутренним строением земноводных»

Технология проблемного обучения

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать

а) описывать класс «Земноводные, особенности их строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных, вышедших на сушу;

б) формулировать понятие «анабиоз»;

в) характеризовать  виды из отрядов «Хвостатые» и «Бесхвостые»

Понимать

а) выяснить взаимосвязь строения органов с выполняемыми функциями;

б) объяснять зависимость температуры тела земноводных от температуры окружающей среды, механизм ловли жабой ползающей добычи;

в) выяснить особенности размножения земноводных

Применять

а) составлять текстовые таблицы на соотнесение особенностей строения и их связью со средой обитания класса «Земноводные»;

б) составлять тематические презентации;

в) конструировать вопросы повышенной сложности по классу «Земноводные»;

г) обнаруживать черты приспособления класса «Земноводные» к среде обитания

Оценивать

определять / выражать пользу земноводных в природе и сельскохозяйственной деятельности человека

Оборудование: таблицы «Тип Хордовые», «Класс «Земноводные. Лягушка», остеологический препарат «Скелет лягушки», компьютерная презентация «Класс «Земноводные», групповые мыслительные листы, индивидуальные контрольные листы, индивидуальные листы рефлексии, групповые листы с заданиями.

Тип: формирование новых знаний и способов действия.

Вид: беседа с элементами самостоятельной работы.

Технология обучения: проблемная.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

«Связь среды обитания с внешним и внутренним строением

земноводных» (7 класс)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

1. Актуализация имеющихся знаний при ответе на следующие вопросы:

● оно относится к типу «Хордовые» подтипу «Позвоночные»;

● приспособлено к жизни в наземно-воздушной и водной средах обитания;

● тело состоит из головы, туловища и конечностей;

● дышит с помощью легких и голой, покрытой слизью кожей;

● животное это очень полезное. Не случайно в Париже и Токио есть им памятники, поставленные медиками. О каком животном идет речь?

2. Создание проблемной ситуации:

Никто, кроме лягушек не способен обитать сразу в двух средах – водной и наземно-воздушной ... Почему?

3. Окончательное формулирование проблемы:

Как лягушки приспособились к обитанию в водной и наземно-воздушной средах?

Ответы на вопросы и формулирование темы урока с ее записью в рабочих тетрадях

Первичное коллективное формулирование проблемы и запись различных ее вариантов в рабочих тетрадях

Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях

решения проблемы, обоснование оптимальных из них

Постановка наводящего вопроса:

Земноводные – это первые позвоночные животные, вышедшие на сушу. С какими проблемами они столкнулись в наземно-воздушной среде?

Организация группового выдвижения учащимися гипотез методом «мозгового штурма»

Корректировка и окончательное формулирование рабочей гипотезы:

Земноводные имеют специфические особенности строения, позволяющие им обитать в водной и наземно-воздушной средах

Групповая работа при ответе на вопросы «мозгового штурма». Задачи групп объединяются общей темой – адаптацией земноводных к наземно-воздушной среде обитания.

I группа: Лягушка живет и в воде, и на суше. Назовите, какие у нее есть приспособления к жизни в двух средах обитания.

II группа: Какие приспособления помогают лягушке жить, питаться и передвигаться по суше?

III группа: Зачем лягушке веки? Ведь у рыб их нет ...

IV группа: Что защищает тело лягушки от высыхания и какую еще роль играют ее покровы?

V группа: Рыбы мечут икру, а как размножаются лягушки?

Первичное формулирование гипотезы по суждениям каждой группы

Этап III. Опытная проверка принятой гипотезы

Используя различные источники: учебники, дополнительную литературу выполнить следующие задания:

I группа – Приспособления к среде обитания оформить в виде таблицы «Черты приспособления лягушки к жизни»

Жизнь на суше

Жизнь в воде

II группа – Составление и решение проблемных задач по передвижению и питанию Земноводных.

1.Пальцы задних конечностей соединены

плавательной перепонкой.

1.Конечности наземного типа

2.Глаза и ноздри расположены на верхней стороне головы

2.Глаза защищены веками, имеющими

слезные железы.

3.Голая кожа, богатая железами.

3.Барабанная перепонка.  Имеется среднее ухо

4.Ноздри сообщаются с ротовой полостью.

5.Слизь, покрывающая кожу, защищает ее от высыхания

  • Почему у лягушки мышцы задних конечностей развиты более, чем передних?

 Опорой задних конечностей земноводных служит тазовый пояс, образованный тазовыми костями. Что служит опорой передних конечностей земноводных?

  Назовите кости, образующие опору этих конечностей?

  • Бедро, голень, стопа. Какие конечности лягушки имеют такие отделы? Как называются отделы другой пары конечностей
  • Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи них, активна днем, а травяная, обитающая на болотах и лугах – в сумерки. Почему?

III группа – репортаж специальных корреспондентов из зоотеррариума. Рассказ об особенностях обитания различных отрядов земноводных с использованием презентации.

IV группа – телемост с игрой «Что? Где? Когда?». На вопросы знатоков отвечают ученики:

1.        Какую  функцию выполняют кожные покровы у земноводных?

2.        Как строение кожных покровов связано с выполняемой функцией?

3.        Почему лягушки всегда мокрые и холодные?

4.        Как дышит лягушка, находясь на дне водоема и на суше?

5.        У каких земноводных легкие отсутствуют вообще? Как они дышат?

V группа – сравнение размножения рыб и земноводных. Найдите сходство и различие. Сделайте вывод о происхождении земноводных

Выполнение заданий на мыслительных листах

Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и  применение

их в теории и практике

Используя знания, полученные на уроке, выполнить задания на контрольных листах

Закончить предложения:

  1. Земноводные -  обитатели_____________.
  2. Развитие  земноводных  связано с _____________________.
  3. Личинки земноводных обитают в ______________ и дышат__________, а взрослые животные дышат _______.
  4. Земноводные с ___________________ температурой тела, поэтому, как и рыбы, относятся к ______  животным.
  5.  Встречаются только в ____ водоемах.
  6. Земноводные питаются ___________, следовательно,

          они ______ и приносят ____.

          А поэтому их нужно _______.

Осуществите взаимопроверку и поставьте отметку.

Подтвердите или опровергните выдвинутую в начале урока гипотезу о возможности обитания земноводных в водной и наземно-воздушной средах от их строения

Выполняют задания на контрольных листах и осуществляют взаимоконтроль

Оценивание правильности выполнения заданий

Подтверждение гипотезы

V. Рефлексия

На листах рефлексии продолжить предложения:

Самым сложным для меня было ...

Больше всего мне понравилось …

На будущее мне нужно иметь ввиду …

Мне осталось непонятным на уроке ...

Оформление листов рефлексии

Этап VI. Домашнее задание

Домашнее задание:

Задание группам:

I группа: Составить кроссворд по теме урока «Земноводные».

II группа: Сделать информационную подборку: «Это интересно».

III группа: Составить компьютерную  презентацию «Один день из жизни лягушки».

IV группа: Составить вопросы викторины по теме «Многообразие земноводных».

V группа: Придумать и составить олимпиадные задачи проблемного характера по теме «Земноводные»

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Лист-часть побега, его внешнее и внутреннее строение" 6 класс

Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления  о взаимосвязи внутреннего строения ли...

Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных

Разработка урока по блочномодульной системе "Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных" к учебнику по линии И.Н.Пономаревой....

Урок по теме "Почва -среда обитания", 5 кл.

Урок - проект "Почва - среда обитания". В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?...

Открытый урок по теме :"Водная среда обитания" по природоведению в 5 классе

Урок критического мышления, вполне соответствует требованиям ФГОС...

Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.

Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...

фрагмента урока по биологии в 7 классе по теме "Внешнее и внутреннее строение земноводных"

В данном фрагменте урока содержится инструкция по проведению основной части учебного занятия по изучению земноводных....