Лабораторная работа «Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки»
план-конспект
Предварительный просмотр:
Занятие № 59 08.04.2023 Группа «Любознательные экологи» Лисюра Т.Н.
Тема: Лабораторная работа №20 «Изучение внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки»
Тип занятия: открытия новых знаний.
Цель: раскрыть особенности внешнего строения скелета и мускулатуры, земноводных в связи со средой их обитания и образом жизни.
Задачи :
Образовательные: Сформировать знания у обучающихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни;
Развивающие: Развитие любознательности и познавательного интереса;Развитие внимательности; Сформировать умения сравнивать класс земноводных с классом рыб.
Воспитывающие:Эстетическое воспитание; Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: Скелет костистой рыбы, влажный препарат «Лягушка», таблица «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка»
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Изучение новой темы
В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен. Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих их удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевидными перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга.
- (По ходу рассказа начертить схему)
«Классификация земноводных»
Класс | Земноводные (Амфибии) | ||
Отряд | Бесхвостые | Хвостатые | Безногие |
Представители | Лягушки Жабы Жерлянки | Тритоны Саламандры | Червяга |
Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь им на сушу проложили, как нам известно, рыбы схожие с кистеперовыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.
- Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?
- ( высказывают свои предположения)
«Сравнительная характеристика сред обитания»
характеристика сред обитания | вода | суша |
1. плотность воды | высокая | невысокая |
2.доступность кислорода | Количество кислорода, растворенного в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от условий | Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна |
3.вес тела в среде | Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой | Вес тела в полной мере определяется силой тяжести |
4.испарение с поверхности тела | Испарения нет, избыток влаги | Существенное испарение, особенно при высокой температуре |
5.температурный режим | Колебания температуры в ограниченных пределах | Существенные колебания температуры, как в течение суток, так и в разные сезоны года |
6.прозрачность среды (видимость) | небольшая | большая |
Вывод: для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи:
- дыхание кислородом воздуха
- проблема высыхания
- возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник.
- изменение характера передвижения.
- размножение на суше? Как оплодотворяться? Необходимы способы защиты отложенных яиц от высыхания.
- восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние.
- перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижение температуры в осеннее и зимнее время.
Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение своего организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным приспособиться к жизни на суше.
- Выявите черты приспособленности земноводных к жизни на суше. (Используя Рис. , заполните соответствующую колонку таблицы «Черты приспособленности земноводных к двойному образу жизни»)
После обсуждения формулируются выводы:
- Земноводные научились дышать с помощью легких, куда атмосферный воздух поступает через ноздри.
- Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоемы.
- Амфибии первыми из позвоночных «встали на ноги».
- Земноводные первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.
- Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабженное специальными косточками для усиления и передачи колебаний.
- На суше активны в ночное время суток, в воде и днем и ночью. При понижении температуры впадают в оцепенение.
Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца связь с водой.
- Какие признаки в строении лягушки свидетельствуют об этом?
(После ответов обуч-ся делаем обобщение).
- У многих лягушек для передвижения в воде пальцы на задних лапах соединены плавательной перепонкой.
- Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие, и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.
- Икра лягушек не может противостоять высыханию, и размножение большей части амфибий происходит в воде.
Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред.
Обуч-ся заполняют таблицу в тетради.
Черты приспособленности земноводных | |
К наземной среде | К водной среде |
|
|
Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями.
Кожа с чешуёй – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах – там испарение невелико.
Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определенные участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуливаются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды.
А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как не берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее 4 раз.
Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и их мускулатуре.
- Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?
Выполнение лабораторной работы. «Изучение скелета лягушки».
В ходе этого заполняется таблица.
Особенности строения и значение скелета лягушки
Отделы скелета | Название костей, особенности строения | Значение |
1.Череп | Мозговая часть, кости челюстей | Защита головного мозга |
2.Позвоночник | Позвонки (у лягушки 9:1+7+1+хвостовой отдел) | Защита спинного мозга и опора внутренних органов |
3.Плечевой пояс | Лопатки, ключицы, грудина, вороньи кости | Опора для передних конечностей |
4.Скелет передних конечностей | Плечевая кость, кости предплечья, кости кисти | Участвуют в передвижении |
5.Пояс задних конечностей | Сросшиеся тазовые кости, прочно соединившиеся с позвоночником | Опора задним конечностям |
6.Скелет задних конечностей | Кость бедренная, большая и малая берцовые кости, кости стопы | Участвуют в передвижении |
Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.
И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловища мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.
3.Закрепление
Выбери правильный ответ.
1.На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:
А) короткое тело, лишенное хвоста;
Б) заостренная клиновидная голова;
В) перепонка на задних конечностях.
2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает:
А) широкое туловище;
Б) наличие конечностей;
В) клиновидная голова.
3.При движении в воде:
А) лягушка плавает вперед, отталкиваясь задними лапами;
Б) задние конечности обеспечивают всплытие лягушки;
В) задние конечности управляют положением тела в воде.
4.Итог занятия. Рефлексия.
А теперь скажите, что вы узнали нового?
Какие моменты вызвали затруднения в работе?
Что вам больше всего понравилось?
Спасибо всем за работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных
Разработка урока по блочномодульной системе "Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных" к учебнику по линии И.Н.Пономаревой....
«Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»
Задачи:Сформировать знания у учащихся об особенностях внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных в связи с наземно-водным образом жизни...
Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.
Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...
Лабораторная работа "Внешнее и внутреннее строение лягушки" 7 класс.
Лабораторная работа "Внешнее и внутреннее строение лягушки" 7 класс....
Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
Урок биологии в 7 классе с использованием компьютерной презентации. Автор: Торутева Е.Н., учитель биологии "МБОУ Сергачская СОШ №5"...
Урок по теме «Связь среды обитания с внешним и внутренним строением земноводных»
Урок биологии в 7 классе....
фрагмента урока по биологии в 7 классе по теме "Внешнее и внутреннее строение земноводных"
В данном фрагменте урока содержится инструкция по проведению основной части учебного занятия по изучению земноводных....