Урок по теме "Почва -среда обитания", 5 кл.
план-конспект урока по естествознанию (5 класс) по теме
Урок - проект "Почва - среда обитания". В ходе исследования учащиеся узнают состав почвы. Отвечают на вопрос: может ли почва быть средой обитания?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse._pochva-sreda_obitaniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Ромодановская средняя общеобразовательная школа №2» |
Урок-проект: «Почва-среда обитания» (5 кл.) |
Подготовила учитель биологии: Елизарова Лидия Николаевна, первая квалификационная категория |
Ромоданово-2013 г. |
Тема: Почва - как среда обитания.
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать знания учащихся о почве как среде обитания живых организмов; выяснить черты приспособленности организмов к почвенной среде.
- Развивающая: формировать умение учащихся выполнять несложные практические задания.
- Воспитательная: воспитание бережного отношения к животным, растениям.
Оборудование: образец почвы, спиртовка, предметное стекло, стакан, вода, мультимедийное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н. И. Природоведение. 5 кл.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Целеполагание.
Сегодня объектом нашего изучения будет почва, как среда обитания живых организмов.
Что мы должны знать о почве?
Вопрос урока: может ли почва быть средой обитания?
III. Изучение новой темы.
Чтобы ответить на вопрос: Что такое почва? Мы должны рассмотреть состав почвы.
Какие вещества входят в состав почвы? (ответы учащихся).
1 группа: опыт 1.Кусочек почвы прокаливается на огне спиртовой горелки. При этом идет дым, запах.
Вывод: Сгорают органические вещества и мельчайшие остатки организмов – гумус или перегной.
2 группа: опыт 2. Прокаленную почву смешивают с водой- вода мутнеет. Через некоторое время образуется 2 слоя- глины и песка.
Вывод: В состав почвы входят глина и песок.
3 группа: опыт 3. Слить воду из стакана. Налить на часовое стекло и выпарить над спиртовкой. Останется беловатый осадок. Вывод: В почве присутствуют минеральные соли.
4 группа: опыт 4. Кусочек почвы опускается в стакан с водой. Начинают выделяться пузырьки воздуха. Это воздух из почвы вытесняется водой. Проникающей между частицами почвы . Вывод: В почве присутствует воздух.
5 группа: опыт 5. Кусочек свежей почвы опускается в сухую пробирку и нагревается над пламенем спиртовки. На стенках пробирки появляются маленькие капельки воды.
Вывод: В почве присутствует вода.
Заполнить схему:
Образование почвы началось с момента появления на Земле бактерий. Это произошло миллионы лет назад. Бактерии могли жить в измельченных горных породах. Они постоянно умирали и перегнивали. Минеральные частички перегноя склеивали песок и глину. На образованном тоненьком слое почвы могли жить растения. С этого момента процесс образования почвы пошел быстрее. Растения росли и отмирали. При помощи бактерий гниения они превращались в органические вещества, а потом в минеральные соли. Со временем почву заселили различные растения.
Вывод: Почва – это плодородный слой Земли, на котором растут растения. Основное свойство почвы –плодородие.
А теперь познакомимся с особенностями почвы.
Задание: В учебнике на стр.119 изучите текст «Почвенная среда» и назовите особенности. Заслушиваются ответы учащихся.
Вывод: В почве мало света, есть воздух, количество воды может быть разное, почва – это плотная среда в которой тяжело перемещаться. Температура почвы летом ниже, чем температура воздуха, а зимой выше, чем температура воздуха.
Вопрос: Кто обитатели почвы? (Демонстрация мультимедийного приложения)
В почве живет огромное количество разнообразных организмов: бактерии, одноклеточные грибы, животные. Также в почве находятся корни растений и грибницы многоклеточных грибов.
В почве обитают беспозвоночные – муравьи, личинки мух и жуков, дождевые черви, медведка; позвоночные млекопитающие – кроты.
Работа в группах: Выяснить, какие приспособления есть у крота (1 группа), дождевого червя( 2 группа), медведки (3 группа).
Заслушиваются ответы учащихся.
Вывод: Обитатели почвенной среды имеют следующие особенности:
- Наличие приспособлений для рытья нор, ходов и т.д.
- Маленькие глаза или отсутствие органов зрения.
- Наличие приспособлений для снижения силы трения при передвижении в почве: наличие слизи на теле (дождевой червь); шерсть короткая и густая (крот); обтекаемая форма тела.
Вопрос: Как к жизни в почве приспособлены растения? (Демонстрация мультимедийного приложения)
У растений обитающих в пустыне развит длинный корень; в луковицах, клубнях откладывается запас питательных веществ; у кактусов в стебле запасается вода.
Значение живых организмов для почвы (обсуждение).
IV. Закрепление знаний:
Тест.
1. Почва – верхний плодородный слой земли.
2.В состав почвы входят: глина, песок, гумус, воздух
3. Кислорода в почве не меньше, чем в наземно-воздушной среде.
4.В почве обитают только мелкие животные
5. Почвенные животные слепы
6. Дождевые черви улучшают плодородие почвы, перемешивают её.
V. Подведение итогов урока: А теперь ответим на вопрос: может ли почва быть средой обитания? Ответы учащихся.
Вывод:
1.Почва является средой обитания для животных, растений, грибов, бактерий.
2. В почве имеются условия для жизни .
3. Живые организмы приспособились к жизни в почве.
Домашнее задание: выучить в учебнике стр.199, 121.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».
Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...
Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"
Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...
Урок -презентация "Три среды обитания"
Урок -презентация для учащихся 5х классовпо теме "Три среды обитания. Приспособлнность организмов к разным средам обитания"....
План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".
Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...
урок по теме "Среды обитания"
Урок разработан с учетом здоровьесберегающих технологий....