Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Государственная Программа (программы) | Модифицированная (авторизованная) программа | ||
1 | Введение в основы общей биологии | 4 | 4 |
2 | Основы учения о клетке | 10 | 10 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организма | 5 | 5 |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | 11 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | 5 |
6 | Происхождение жизни и развитие жизни на Земле | 5 | 5 |
7 | Учение об эволюции | 11 | 11 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 5 | 5 |
9 | Основы экологии | 12 | 12 |
Итого | 68 | 68 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_i_ktp_9_kl.docx | 47.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образование Щербиновский район
станица Старощербиновская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ляпидевского
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол № 1
от 29 августа 2014 года
Председатель педсовета:
__________ Гарькавая Л.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 вида
по биологии
Ступень обучения: основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 68 часа
Учитель: Тимченко Ирина Александровна
Программа разработана на основе авторской программы И.Н.Пономарёва, О.Л.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс. Издательство «Вентана-Граф» 2011 год.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии 9 класс составлена на основе авторской программы И.Н.Пономарёва, О.Л.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология» 9 класс. Издательство «Вентана-Граф» 2011 год.
2. Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение в основы общей биологии | 4 | 4 |
2 | Основы учения о клетке | 10 | 10 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организма | 5 | 5 |
4 | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | 11 |
5 | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | 5 |
6 | Происхождение жизни и развитие жизни на Земле | 5 | 5 |
7 | Учение об эволюции | 11 | 11 |
8 | Происхождение человека (антропогенез) | 5 | 5 |
9 | Основы экологии | 12 | 12 |
Итого | 68 | 68 |
3. Содержание обучения, перечень практических, лабораторных работ, требование к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.
4. Список литературы:
1. Для учителя «Биология» 9 класс И.Н.Пономарёва, О.Л.Корнилова, Н.М.Чернова
2. Методическое пособие. Издательство «Вентана-Граф» 2010 год;
3. Для учащихся - Рабочая тетрадь «Биология – 9 класс» «Вентана-Граф» 2011 год.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения Учителей естественного-научного цикла МБОУ СОШ№1 им. Ляпидевского от 28 августа 2014 года №1 _____________ Белоусова Е.М. подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ Лизунова И.П. подпись Ф.И.О. от 29 августа 2014 года |
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________ Лизунова И.П.
«29» августа 2014 года
муниципальное образование Щербиновский район
станица Старощербиновская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ляпидевского
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс: 9
Учитель: Тимченко Ирина Александровна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя биологии
Тимченко Ирины Александровны, утвержденной решением педагогического совета от 29.08.2014 года протокол №1
№ п/п | Название раздела, тема урока. | Элементы содержания | Кол-во часов | Средства обучения. Информацион-ное сопровождение | Дата | ||
по плану | по факту | ||||||
| |||||||
1. | Биология- наука о живом мире. | Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов | 1 | Таблица «Комплекс биологических наук» | |||
2. | Общие свойства живых организмов. | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция. | 1 | Мультимедий-ная презентация «Свойства живых организмов» | |||
3. | Многообразие форм живых организмов. | Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | 1 | Таблица «Многообразие форм живых организмов» | |||
4. | Биологическое разнообразие вокруг нас. | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. | Блокнот, карандаш. | ||||
| |||||||
5. | Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток. | Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки. | 1 | Таблицы «Строение клетки», «Разнообразие клеток» | |||
6. | Химический состав клетки. | Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры. | 1 | Таблица-схема хим. состава клетки | |||
7. | Белки и нуклеиновые кислоты. | Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация. |
1 | Модель ДНК, таблица «Строение белка» | |||
8. | Строение клетки. | Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 1 | Таблицы «Строение клетки», Таблица «Вирусы» | |||
9. | Органоиды клетки и их функции. | Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», «Разнообразие клеток» | |||
10. | Обмен веществ и превращение энергии. | Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ. | 1 | Таблица «Метаболизм» | |||
11. | Биосинтез белков в живой клетке. | Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция. | 1 | Таблица «Биосинтез белка» | |||
12. | Биосинтез углеводов- фотосинтез. | Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. |
| Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева | |||
13. | Обеспечение клетки энергией. | Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз. | 1 | Мультимедийная презентация «Биологическое окисление» | |||
14. | Зачет по теме «Основы учения о клетке» | Содержание всей темы. | 1 | Тестовые задания, биологические задачи | |||
| |||||||
15. | Типы размножения организмов. | Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | 1 | ||||
16. | Деление клетки. Митоз. | Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. | 1 | Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения | |||
17. | Образование половых клеток. Мейоз. | Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез). | 1 | Таблица «Мейоз» | |||
18. | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. | Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. | 1 | Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника) | |||
19. | Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Содержание всей темы. | 1 | Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест | |||
| |||||||
20. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов. | 1 | Мультимедийная презентация «История развития генетики» | |||
21. | Генетические опыты . Г. Менделя. | Методы в исследованиях Г. Менделя (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки. | 1 | Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя | |||
22. | Дигибридное скрещивание. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. | 1 | Таблица «Дигибридное скрещивание» | |||
23. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер. | 1 | Портрет Т Моргана, | |||
24. | Взаимодействие генов и их множественное действие. | Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда. | 1 | Учебник | |||
25. | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Таблица «Генетика пола» | |||
26. | Наследственная изменчивость | Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. |
1 | Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия» | |||
27. | Типы изменчивости. | Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации. Онтогенетическая изменчивость (возрастная). | 1 | Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки | |||
28. | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | 1 | Мультимедийная презентация «Наследственные болезни» | |||
29. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | Содержание всей темы. | Подготовиться к зачету | ||||
30. | Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | Содержание всей темы. | 1 | Карточки- задания | |||
5.ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (5 ч) | |||||||
31. | Генетические основы селекции организмов. | Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. | 1 | Таблица – схема «методы селекции» | |||
32. | Особенности селекции у растений. | Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений. | 1 | Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян, распечатка о достижениях селекционеров Кировской области | |||
33. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений» | |||
34. | Особенности селекции животных. | Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных. | 1 | Мультимедийная презентация «Селекция животных» | |||
35. | Основные направления селекции микроорганизмов. | Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии. | 1 | Мультимедийная презентация «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве» | |||
6.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (5ч) | |||||||
36. | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера | 1 | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет Л. Пастера | |||
37. | Современные представления о возникновении жизни на Земле . | Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | Портрет А.И. Опарина | ||||
38. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы. | 1 | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки» | |||
39. | Этапы развития жизни на Земле | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | 1 | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», | |||
40. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. | Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни. | 1 | Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии) | |||
7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (11 ч) | |||||||
41. | Идея развития органического мира в биологии. | Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | 1 | Портреты ученых | |||
42. | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. | Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина. | 1 | Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции» | |||
43. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде | Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции. | 1 | ||||
44. | Современные представления об эволюции органического мира. | Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции. | 1 | Таблица-схема «Факторы эволюции» | |||
45. | Вид, его критерии и структура. | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | 1 | Гербарные экземпляры растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида» | |||
46. | Процессы образования новых видов в природе – видообразование. | Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция. | 1 | Таблица «Видообразование» | |||
47. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. | Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс. | 1 | Мультимедийная презентация «Главные направления эволюции» | |||
48. | Основные направления эволюции. | Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | 1 | Таблица «Основные направления эволюции» | |||
49. | Основные закономерности эволюции. | Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные). | 1 | Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире» | |||
50. | Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. | Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 1 | Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов» | |||
51. | Зачет по теме «Учение об эволюции» | Содержание всей темы. | 1 | Карточки-задания | |||
8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) (5ч) | |||||||
51. | Место человека в системе органического мира. | Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | Таблица «Человекообразные обезьяны» | |||
53. | Доказательства эволюционного происхождения человека. | Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения. | 1 | Набор «Происхождение человека» | |||
54. | Этапы эволюции человека. | Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | Мультимедийная презентация «Этапы эволюции человека» | |||
55. | Человеческие расы, их родство и происхождение | Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | 1 | Таблица «Человеческие расы», фотографии | |||
56. | Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)» | Содержание всей темы. | 1 | Карточки - задания | |||
9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (12 ч) | |||||||
57. | Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы. | Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | Таблица «Среды жизни» | |||
58. | Основные закономерности действия факторов среды на организмы. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм. | 1 | Таблица-схема «Экологические факторы» | |||
59. | Приспособленность организмов к действию факторов среды. | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. | 1 | Таблица «Приспособленность организмов» | |||
60. | Биотические связи в природе. | Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Функциональные группы организмов в биоценозе: продуценты, консументы, редуценты. Значение биотических связей. | 1 | Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов» | |||
61. | Популяции как форма существования видов в природе. | Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура. | 1 | Видеофрагмент | |||
62. | Функционирование популяции и динамика ее численности в природе. | Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности. | 1 | Таблица | |||
63. | Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. | Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем. | 1 | Таблицы «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе» | |||
64. | Понятие о биогеоценозе и экосистеме. | Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. | 1 | Видеофрагмент из фильма «Основы экологии» | |||
65. | Развитие и смена биогеоценозов. | Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии. | 1 | Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема» | |||
66. | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. | Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы. | 1 | ||||
67. | Основные законы устойчивости живой природы. | Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах. | 1 | ||||
68. | Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы. | Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление озоновых дыр, загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | 1 | Видеофильм «Биосфера» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии, 7 класс (УМК Пасечника В.)
Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Пасечника В.В.) содержит пояснительную записку, рекомендации по использованию учебного времени по разделам и темам, список мультимедиаматериалов и ссылк...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 9 класса...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 10 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 10 класса, бзовый уровень...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 11 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 11 класса, базовый уровень...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...