Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._7_klass.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса биологии разработана учителем биологии Аганиной Е.Н. на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в рамках основного общего образования изучения биологии.
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 6 классе.
Программа рассчитана на 70 классных часов. Курс предусматривает 14 лабораторных работ продолжительностью 1 час.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям обучающихся по каждому разделу.
Обучающиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования и принципах отношения к природе. А так же о многообразии живых организмов и принципах классификации.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой Родины, ее разнообразием, богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны знать, что человек - часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цель: обеспечить целостный процесс обучения биологии больного ребенка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном обучении на дому.
Задачи:
- адаптация учебных программ по биологии 7 класса к индивидуальным функциональным возможностям ребенка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном обучении на дому;
- обеспечение овладения учащимся конкретными знаниями по биологии, достаточными для применения в практической деятельности;
- формирование основ культуры здоровья посредством интегрирования тем здоровья в изучении курса биологии.
При составлении использована следующая литература:
1.Сборник нормативных документов. Биология. под ред. Э.Д.Днепров, М:Дрофа, 2004г.
2.Биология. Животные. 7класс. под ред. В.В.Латюшин, Г.А.Уфимцева М:Дрофа , 2003г.
№ | Раздел. | Содержание раздела. | Компетенции. | Обязательный уровень. | Повышенный уровень. | Система отслеживания. | Дата. |
1. | Введение. (2 часа.) | История развития зоологии и современная зоология. | Познакомить обучающихся с зоологией - наукой о животных, этапами ее развития, многообразием животного мира, признаками животного организма; раскрыть роль животных в природе и их значение в жизни человека. | Называть: основные систематические категории подцарств, типов и классов животных. | Анализировать основные систематические категории. | ||
2. | Многообразие животных. (36 часов.) Простейшие. (2 часа.) Беспозвоночные ( 16 часов.) Позвоночные. (18 часов.) |
Многообразие простейших животн ых, их значение в природе и жизни человека, об особенностях этой группы животных. Многообразие многоклеточных животных, особенности их биологии. Экологические условия их обитания. Систематика многоклеточных животных, их значение в природе и жизни человека. Многообразие многоклеточных животных, особенности их биологии. Экологические условия их обитания. Систематика многоклеточных животных, их значение в природе и жизни человека. | Расширять представления о животном мире; познакомить с общей характеристикой простейших, особенностями их строения, жизнедеятельности, чертами сходства и различия; познакомить со значением простейших в природе и жизни человека. Расширять представления о многоклеточных беспозвоночных животных; -сформулировать знания об особенностях строения, приспособленности к среде обитания, основах систематики многоклеточных беспозвоночных животных; -сформулировать понятие о необходимости охраны животных; -познакомить с многообразием червей, их внешним строением, передвижением; -характеризовать тип моллюсков как высокоорганизованных беспозвоночных животных, их значением в природе и жизни человека; -познакомить с представителями типа Членистоногие, их особенностями строения, питания, дыхания. Расширить представления о многообразии животного мира; - показать особенности строения, жизнедеятельности многоклеточных хордовых как высших животных, основы их систематики , их значение в природе. | Называть: - органоиды клетки; - функции разных органоидов. Характеризовать: - строение, рост, размножение и развитие животных. Различать представителей класса. Знать: - систематику беспозвоночных животных; - особенности строения каждого типа, класса; - значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека; - представителей каждого класса. | Обосновывать: - взаимосвязь строения и функции клеток, организмов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма. Владеть умениями: -излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы программы. Соблюдать правила: -наблюдать за сезонными изменениями в жизни животных; -бережного отношения к организмам, видам; -здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены, профилактика заболеваний. | Лабораторная работа №1 “Знакомство с многообразием водных простейших” Самостоятельная работа. Лабораторная работа №2 “Знакомство с многообразием круглых червей” Лабораторная работа № 3 “Внешнее строение дождевого червя” Лабораторная работа № 4 “Особенности строения и жизнедеятельность моллюсков” Лабораторная работа № 5 “Знакомство с ракообразными” Лабораторная работа № 6 “Изучение представителей отрядов насекомых” Тестирование по теме “Беспозвоночные животные” Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб.» Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения птиц.» Контрольная работа по теме: «Позвоночные животные» | |
3. | Строение и индивидуальное развитие. Эволюция. ( 14 часов.) | Направления эволюции строения животных. Взаимосвязь строения и функций организма, жизнедеятельность животных. Размножение и развитие животных. Продолжительность жизни различных животных. | Сформировать у обучающихся знания об эволюции, об основных направлениях эволюционного процесса животного мира ; - дать понятие об особенностях эволюции систем органов и процессов жизнедеятельности животного организма. | Знать : особенности строения и функции опорно-двигательной системы у разных групп животных; - иметь представление об эволюции покровов тела животных, особенности дыхательных структур и типы газообмена у разных групп животных. | Анализировать учение Ч.Дарвина об эволюции животного мира. Уметь характеризовать движущие силы и результаты эволюции. | Лабораторная работа № 9 “Изучение особенностей покровов тела.” Лабораторная работа № 10 “Изучение способов передвижения животных.” Лабораторная работа № 11 “Изучение способов дыхания животных.” Лабораторная работа № 12 “Изучение ответной реакции животных на раздражение.” Лабораторная работа № 13 “Изучение органов чувств животных.” Лабораторная работа № 14 “Определение возраста животных.” Тестирование. | |
4. | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. ( 5 часов.) | Доказательства эволюции животного мира. Причины эволюции по Ч.Дарвину. Ареал. Закономерности размещения животных. | Продолжить понятие об эволюции; -сформировать знания об основных причинах эволюции животных и ее результатах, о закономерностях размещения животных; - познакомить с различными доказательствами эволюции животных; - Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира, происхождение одноклеточных и многоклеточных , усложнение строения и жизнедеятельности позвоночных в процессе исторического развития животного мира, родство человека с животными. | Знать : -основные доказательства эволюции; -уметь раскрывать основные положения эволюционного учения Дарвина; -закономерности размещения животных в ареале. | Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов. | Контрольная работа по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле.» | |
5. | Биоценозы. (5 часов.) | Понятие «биоценоз». Влияние среды на биоценоз. Компоненты биоценоза. Цепи питания. Направление потока энергии в биоценозе. | Сформировать знания о биоценозах и их разнообразии; -о факторах среды и их влиянии на биоцены ; -о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязь, закономерностях; -о пищевых цепях , пищевой пирамиде, энергетической пирамиде, продуктивности. | Различать естественный и искусственный биоценозы; -знать как среды обитания влияют на биоценозы, цепи питания; -отличать пищевую пирамиду от энергетической. | Уметь характеризовать и различать цепи питания. Сравнивать пищевую и энергетическую пирамиды. | Тестирование по теме: “ Биоценозы” | |
6. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. (6 часов.) | Одомашнивание диких животных. Законы об охране животного мира. Понятие «мониторинг». Охраняемые территории. | Познакомить обучающихся с воздействием человека на животный мир, его видами : промыслом, одомашниванием, с законами России, охраняющими животный мир, документами; с основными направлениями охраны животного мира. | Знать этапы одомашнивания животных. Основные законы об охране животного мира. | Соблюдать правила об охране животных. Объяснять роль человека в природе, взаимосвязи человека и окружающей среды. | Контрольная работа по теме: “Животный мир и хоз. деятельность человека” |
№ | Тема урока. | Практическая часть. | Вид контроля. | Дата. |
1. | Введение. История развития зоологии. | |||
2. | Современная зоология. | |||
3. | Многообразие животных. Простейшие. Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших.» | ||
4. | Простейшие : Жгутиконосцы, Инфузории. | Самостояетльная работа. | ||
5. | Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | |||
6. | Тип Кишечнополостные.Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Кораловые полипы. | |||
7. | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | |||
8. | Тип Круглые черви. | Лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей.» | ||
9. | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. | |||
10. | Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, и Пиявки. | Лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя.» | ||
11. | Тип Моллюски. | Лабораторная работа №4 «Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.» | ||
12. | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | |||
13. | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Офиуры. | |||
14. | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. | Лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными.» | ||
15. | Класс Насекомые. | Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых.» | ||
16. | Отряды насекомых:Таракановые, Уховертки, Поденки. | |||
17. | Отряды насекомых:Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | |||
18. | Проверочная работа. | |||
19. | Отряд насекомых:Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. Перепончатокрылые | |||
20. | Обобщающий урок по теме: “Беспозвоночные животные” | Тестирование. | ||
21. | Позвоночные. Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. | |||
22. | Классы рыб: Хрящевые, Костные. | Лабораторная работа №7 «Внешнее строение и передвижение рыб.» | ||
23. | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. | |||
24. | Костные рыбы. Отряды:Осетрообразные, Сельдеобразные, Карпообразные. | Самостоятельная работа. | ||
25. | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | |||
26. | Класс Пресмыкающиеся,или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | |||
27. | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | |||
28. | Птицы отряда Пингвины. | Лабораторная работа №8 «Изучение внешнего строения птиц.» | ||
29. | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | |||
30. | Отряды птиц : Дневные хищные, Совы, Куриные, Воробьинообразные, Голенастные. | |||
31. | Контрольная работа. | |||
32. | Экскурсия “Изучение многообразия птиц и их значение.“ | Фронтальный опрос. | ||
33. | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | |||
34. | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. | |||
35. | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | |||
36. | Отряды млекопитающих : Парнокопытные , Непарнокопытные. | |||
37. | Отряд млекопитающих:Приматы. | |||
38. | Обобщающий урок по теме “Позвоночные животные.” | Тестирование. | ||
39. | Строение и индивидуальное развитие. Эволюция. Покровы тела. | Лабораторная работа №9 «Изучение особенностей покровов тела.» | ||
40. | Опорно-двигательная система. | |||
41. | Способы передвижения животных. Полости тела. | Лабораторная работа №10 «Изучение способов передвижения животных.» | ||
42. | Органы дыхания и газообмен. | Лабораторная работа №11 «Изучение способов дыхания животных.» | ||
43. | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | |||
44. | Кровеносная система. Кровь. | |||
45. | Органы выделения. | |||
46. | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | Лабораторная работа №12 «Изучение ответной реакции на раздражения.» | ||
47. | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Лабораторная работа №13 «Изучение органов чувств животных.» | ||
48. | Продление рода. Органы размножения. | Самостоятельная работа. | ||
49. | Способы размножения животных. Оплодотворение. | |||
50. | Развитие животных с превращением и без превращения. | Лабораторная работа №14 «Определение возраста животных.» | ||
51. | Периодизация и продолжительность жизни животных. | |||
52. | Обобщающий урок по теме “Эволюция строения и функций органов и их систем” | Контрольная работа. | ||
53. | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Доказательства эволюции животных. | |||
54. | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | |||
55. | Усложнение строение животных. Многообразие видов как результат эволюции. | |||
56. | Ареалы обитания. Миграции. | |||
57. | Закономерности размещения животных | |||
58. | Обобщающий урок по теме “Развитие и закономерности размещения животных на Земле.” | Тестирование. | ||
59. | Биоценозы. Естественные и искусственные биоценозы. | |||
60. | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | |||
61. | Цепи питания. Поток энергии. | |||
62. | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | |||
63. | Обобщающий урок по теме “Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы.” | Зачет в устной форме. | ||
64. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Воздействие человека и его деятельности на животный мир. | |||
65. | Одомашнивание животных. | |||
66. | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | |||
67. | Охрана и рациональное использование животного мира. | |||
68. | Итоговая контрольная работа по теме “Биология: животные.» | Контрольная работа. | ||
69. | Повторение изученного материала. Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | |||
70. | Заключительный урок по курсу “Биология: животные. 7 класс.” Летние задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии, 7 класс (УМК Пасечника В.)
Рабочая программа по биологии для 7 класса (УМК Пасечника В.В.) содержит пояснительную записку, рекомендации по использованию учебного времени по разделам и темам, список мультимедиаматериалов и ссылк...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 9 класса...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 10 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 10 класса, бзовый уровень...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 11 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии составлены к линии УМК В.В.Пасечника для 11 класса, базовый уровень...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 10-11 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочие программы и КТП составлены с учётом ФКГОС....