Многообразие и значение грибов
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Григорьева Ирина Николаевна

На уроке  рассматривают особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных  и плесневых грибов, одноклеточных грибов – дрожжей, понятие о  съедобных и ядовитых грибах; раскрывают значение грибов в природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_gribov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШОРКИСТРИНСКАЯ СОШ» УРМАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО БИОЛОГИИ

В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ

«МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГРИБОВ»

Григорьева И.Н.,

 учитель первой квалификационной категории

Тема урока: Многообразие и значение грибов

Цель урока: формирование знаний  о многообразии и  значении грибов.

Задачи:

  • изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных  и плесневых грибов, одноклеточных грибов – дрожжей;
  • дать понятие о  съедобных и ядовитых грибах;
  • раскрыть значение грибов в природе и жизни человека;
  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, формирование способности к самостоятельной мыслительной, практической и исследовательской деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты:

  Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности шляпочных, плесневых грибов, дрожжей;

различать на муляжах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами; объяснять роль грибов в природе и жизни человека;

знание и соблюдение правил работы с микроскопом и микропрепаратами.

  Метапредметные: формирование умения сравнивать, наблюдать, обобщать факты и понятия, делать выводы и заключения;

умение работать с различными источниками информации (учебник, биологические словари и энциклопедии);

совершенствование монологической речи.

  Личностные: расширение кругозора за счет усвоения новых понятий;

осознание гармонии и красоты окружающего мира;

способность осмысления своих действий и поступков по отношению к живой природе и своему здоровью.

Методы и методические приемы: словесно – наглядный, проблемный, самостоятельная работа в парах и группах, работа с учебником, энциклопедиями.

Оборудование: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, микроскоп, микропрепарат «Плесневый гриб мукор», выращенная на хлебе плесень, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, учебник «Биология :5 класс» / Под редакцией проф. И.Н.Пономаревой. -  М.: Вентана – Граф, 2012, энциклопедия для детей. Том 2 Биология. М: Издательство: Аванта+, Астрель, 2010,

Ход урока

I.Организационный момент.

(учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку)

Сегодня мы с вами вновь отправляемся за грибами. Готовьте свои корзинки любознательности и складывайте туда новые знания о грибах.

II. Проверка домашнего задания

Учитель: На дом у вас было прочитать п.13 и ответить на вопросы, и подготовить опыт. А теперь проверим как вы подготовили домашнее задание. (Предлагается тестовая работа по вариантам с последующей взаимопроверкой)

Мы с вами вспомнили про строение грибов, сходство с растениями, как размножаются и питаются.

Критерии оценивания:

Без ошибок - «5» баллов

1 ошибка – «4» балла

2 ошибки – «3» балла

Менее 2 ошибок, тест выполнить еще раз.

(Выполняется тестовая работа учащимися, с последующей взаимопроверкой.)

1 вариант

1.Тонкие, бесцветные многоклеточные нити, образующие грибницу, называются:

1) корневые волоски,
2) гифы,
3) ситовидные трубки,
4) спорангии

2. Какой признак у грибов и растений является сходным?

1) наличие хитина в клеточной стенке
2) автотрофное питание
3) неограниченный рост
4) наличие плодового тела

3. Грибы не могут размножаться:

1) семенами
2) спорами
3) вегетативно
4) половым путем

4.  Какого способа добывания пищи среди грибов не встречается?

1) сапрофиты
2) паразиты
3) хищные
4) фотосинтезирующие

5. Микориза гриба представляет собой

1) грибницу, на которой развиваются плодовые тела
2) множество вытянутых в длину клеток
3) сложные переплетения гифов
4) сожительство гриба и корней растений

2 вариант

1.Что представляют собой шляпка и ножка гриба?

1) клетки, содержащие хлоропласты,
2) микоризу,
3) плодовое тело,
4) организм гриба

2. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями

1) использование солнечной энергии при фотосинтезе
2) неограниченный рост в течение всей жизни
3) синтез органических веществ из неорганических
4) выделение кислорода в атмосферу

3. В чём проявляется сходство грибов с многоклеточными животными


1) всасывают питательные вещества всей поверхностью тела
2) питаются готовыми органическими веществами
3) являются автотрофами по способу питания
4) имеют неограниченный рост

4. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе

1) сапротрофов
2) паразитов
3) автотрофов
4) симбионтов

5.  Взаимодействие дерева и гриба-трутовика является примером:

1) паразитизма,
2) симбиоза,
3) конкуренции,
4) комменсализма.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

 Создание проблемной ситуации

Учитель: Многое мы узнали о царстве грибов. Их строение, питание, размножение. Что еще вы хотели бы узнать о грибах?

Ученики: Где живут? Как отличить ядовитые от съедобных? Значение в природе и для человека 

Учитель: Какова же тема данного урока? Что мы должны выяснить в процессе урока?

Послушайте стихотворение и подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке

Там где лес поёт, привык
появляться боровик.

Где царит и мир, и лад,
можно встретить и опят.

Где друзей нам слышен смех,
сыроежки лезут вверх.

Где раздастся поцелуй,
возникает там валуй.

Средь кустарничных экзотик
дождевик  раскрыл свой зонтик.

Там, где добрые дела,
и волнушка в рост пошла.

Ну а там, где слышу ссоры,
вырастают мухоморы.

Где возникла перебранка,
там растёт одна поганка.

Анатолий Яни.

Итак, тема нашего урока: « Многообразие и значение грибов». Записываем в тетрадь

IV.Изучение нового материала.

Многообразие грибов:

                                                 грибы


шляпочные                                                                     дрожжи

                                              плесневые

Учитель: Вспомним строение шляпочного гриба. (самостоятельная работа с учебником,стр.58, рисунок 50)

Вывод: к шляпочным грибам относят грибы, плодовое тело которых состоит из шляпки и ножки.

Учитель: Чем же различаются шляпочные грибы? (самостоятельная работа в парах с учебником стр.61,с коллекцией муляжей шляпочных грибов)

Вывод: они очень разнообразны по форме и окраске, по строению нижней поверхности шляпки.

                                     Шляпочные грибы

Трубчатые                                                                    Пластинчатые

Учитель: Правильно, нижний слой трубчатых грибов состоит из узких трубочек, а у пластинчатых грибов он покрыт  тонкими пластинками. На стенках пластинок и стенках внутри трубочек формируются споры, с помощью которых грибы размножаются.

 Учитель: А теперь познакомимся с «незнакомцами» - плесневыми грибами.

Учитель: На дом было задание подготовить опыт. Напомните, что вы делали с кусочком хлеба? Что вы наблюдаете сейчас? 
Если хлеб пролежит несколько дней в теплом влажном месте, на нем появляется белый пушистый налет, который через несколько дней темнеет. Это плесневый гриб мукор.

Мини – исследование «Изучение плесневого гриба – мукора».

Рассмотреть в микроскоп микропрепарат плесневого гриба мукора. Описать увиденное, сравнить с рисунком 53 на стр.61 учебника. Зарисовать увиденное в тетрадь, подписать основные части гриба. Сделать выводы.

Вывод : Сам гриб состоит из тонких белых нитей, которые образуют грибницу (мицелий). На грибнице развиваются черные головки на ножках, в которых созревают тысячи спор.
Еще один хорошо известный плесневый гриб – пеницилл. Изучите его строение, пользуясь рисунком 53 на стр. 61 учебника, сравните со строением мукора. Зарисовать в тетрадь и подписать основные части гриба.

Учитель: А что же собой представляют дрожжи ?

Ответ на этот вопрос вы сможете дать, прочитав первый абзац текста учебника на стр. 62 и рассмотрев рис. 54  на стр.62 . Зарисуйте, как выглядят дрожжи в тетрадь, сделайте вывод об их строении.

Вывод: дрожжи – это одноклеточные грибы, грибницу не образуют.

Учитель: Ну что ж, ребята, вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем

V.Физкультминутка

По грибы все пойдём,

Их в лукошко соберём.

Под берёзкой, под осинкой

Мы наклоним свои спинки.

Это - белый, будем брать.

Это - красный, всем стоять.

Сыроежки собираем

И в корзинки отправляем.

Груздь, лисички и опята,

Очень дружные ребята.

Полезай и ты в лукошко

Учитель: Посмотрите на рисунок 55 страница 63. На какие группы делятся грибы?

 Учащиеся: На съедобные и ядовитые.

Учитель: Правильно! Отгадайте, о каких грибах идет речь? (слайды 13-18)

  1. Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
    Расту я обычно в берёзовой роще. (подберезовик)
  2. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. 
    Меня увидишь за версту - зовусь я – (подосиновик)
  3. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
    В шляпках разноцветных, издали приметных. 
    Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
    Ты их бери, не мешкай, ведь это – (сыроежки)
  4. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
    Очень дружные сестрички – золотистые  (лисички)
  5. В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
    В блестящей темной шляпке растет грибок  (масленок)
  6. На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки. 
    Эти дружные ребята называются  (опята)

Учитель: Все эти грибы относятся…

Учащиеся: К съедобным.

Учитель: Часто ядовитые грибы бывают похожи на широко распространенные съедобные грибы, и неопытный грибник может их легко спутать. В одних случаях это сходство довольно поверхностно, а в других настолько сильно, что при определении грибов ошибиться может даже сборщик с большим стажем. Такие грибы называют грибами-двойниками. Известно много их видов, причем особенно опасно, что двойники есть и у смертельно ядовитых грибов. Это приводит нередко к роковым ошибкам при сборе грибов и служит одной из наиболее частых причин грибных отравлений. Познакомимся с некоторыми из них (слады 19-21)

(приложение 1)

Учитель: Скажите, ребята, кто из вас знает, какие правила необходимо соблюдать, чтобы предупредить отравление грибами?

Учащиеся: Собирать знакомые грибы, правильно готовить.

Учитель: Запишите 5 основных правил (слайд 22)

Скажите ,ребята, кто из вас знает, какую помощь необходимо оказать пострадавшему в результате отравления грибами?

Симптомы отравления – головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость. При всяком, даже легком отравлении грибами, нужно сразу же вызвать врача. Затем необходимо промыть желудок. Для этого следует дать пострадавшему выпить 3 – 4 стакана воды комнатной температуры с питьевой содой (четверть ложки на стакан воды) или слабого (светло- розового ) раствора марганцовки. Затем вызвать рвоту повторить эту процедуру несколько раз и обеспечить полный покой. Грибы, вызвавшие отравление , необходимо передать в санэпидемстанцию для экспертизы. Будьте осторожны!

Учитель: Какое же значение имеют грибы ?

 Работа в малых группах (поиск информации в учебнике, энциклопедии, интернете):

1 группа  - о шляпочных грибах;

 2 группа – о плесневых грибах;

3 группа – о дрожжах;

4 группа – о грибах - паразитах .

По окончании работы один представитель от группы выступает с кратким сообщением. 

Примерные ответы:

1 группа - Многие грибы употребляются людьми в пищу в качестве вкусного и питательного продукта. В плодовых телах грибов много воды, белков, минеральных веществ, витаминов. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, грузди. Есть среди них и ядовитые для человека (мухомор). Многие образуют симбиоз с деревьями (подосиновик - осина), некоторые являются сапротрофами (шампиньоны, опята)

2 группа - Плесневые грибы вызывают гниение и порчу продуктов, зерна, фруктов, а также тканей. Пеницилл вырабатывает вещество, убивающее бактерии, используется как лекарство.

3 группа – Дрожжи осуществляют спиртовое значение, поэтому используются в хлебопечении, виноделии и пивоварении. С их помощью получают витамины. Некоторые виды вызывают заболевания человека, животных, растений.
4 группа - Многие грибы– активные разрушители древесины. Проникая в ствол дерева через повреждения в коре, грибы вызывают образование гнилей. Гнили ослабляют дерево, оно теряет устойчивость, становится подверженным ветровалу, морозам, засухам. 
  На полях во время сбора урожая можно заметить колосья странного чёрного цвета, похожие на обуглившиеся головешки. Если присмотреться к ним, то становится заметно, что колос покрыт мельчайшими черными пылинками. Эти пылинки представляют собой споры гpиба-паpазита
головни
На некоторых зерновых культурах поселяется гриб- 
спорынья. У пораженных растений можно увидеть черно-фиолетовые рожки (плотные сплетения нитей грибницы).

VI.Закрепление знаний 

1.Задание «Третий лишний» - среди трех грибов найти лишний и объяснить почему.

1.Шампиньон, дрожжи, подосиновик

2.Подосиновик, мухомор, опенок

3.Мукор, пеницилл, лисичка

4. Подберезовик, сыроежка, шампиньон

5.Белый, подберезовик, шампиньон

2.Игра «Собери корзину» - учитель показывает картинку с грибом, ученики должны отобрать только съедобные грибы

VII. Рефлексия:

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Окажутся ли полезными новые знания лично для вас?
  • Что вас удивило?
  • Захотелось ли вам больше узнать о том,

 с какими грибами мы встречаемся в своей жизни?

VIII. Инструктаж домашнего задания:

Параграф 14, стр. 60 – 65

Подготовить сообщения по темам :

  • Необычные и удивительные грибы
  • Грибы в кулинарии : пищевая ценность грибов
  • Грибы в народных приметах, пословицах или поговорках
  • Положительная и отрицательная роль грибов

Или любая информация о грибах, заинтересовавшая вас

 и которой вы готовы поделиться с классом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщающий урок на тему "Многообразие и значение грибов"

Методическая разработка урока биологии в 5 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)....

Многообразие и значение грибов

Пояснительная записка.Урок биологии в 5 классе  «Многообразие и значение грибов» по теме 2. «Многообразие живых организмов» разработан в соответствии с базисным учебным планом на основе учебно-ме...

разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"

Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...

Технологическая карта урока и презентация "Общая характеристика, многообразие и значение грибов"

План-конспект урока в 6 классе по учебнику «Биология. 5-6 классы" Авторы:  Сухова Т. С., Строганов В. И. (технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС). Тема урока: Царство Гриб...

Многообразие и значение грибов.

Технологическая карта урока по теме "Многообразие и значение грибов" (5 класс) по УМК Пономарёва И.Н., разработанная в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

"Многообразие и значение грибов"

Презентация "Многобразие и значение грибов". Выделяется проблема урока, рассматриваются разные виды и типы грибов по разным признакам....

Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.

Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...