Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа разработана для использования в 10 классе общеобразовательной школы, 1 час в неделю, базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_10.docx | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»
ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556
http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru
Рассмотрено на заседании МО учителей естественного цикла протокол № 1 от 23 августа 2019 года Руководитель МО ______________И.В.Емельянова | Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1 от 30 августа 2019 года | Согласовано: зам. директора по УР _________________М.Л.Новикова «01» сентября 2019 года | Утверждено и введено в действие приказом № 361 от 01 сентября 2019 года Директор школы: _______________В.И.Крюкова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
среднего общего образования
10 класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель биологии
Емельянова Ирина Васильевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
● Федерального закона Российской федерации от 29.12 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
- федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;
- примерной программы для общеобразовательных учреждений: Биология 6-11 класс (составители Э.Д.Днепров, А.Г, Аркадьев) – 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2008г.
- программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
- федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004г., №1312;
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;
- учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» на 2019-2020 учебный год;
- положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева».
В 10-11 классе обобщаются и углубляются знания о жизни и уровнях ее организации, основах цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Цели и задачи учебного курса.
Основные цели изучения курса биологии в 10-11 классе:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание курса
Введение (5ч.)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.
1.Основы цитологии (13ч.)
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, АТФ, их строение и роль. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты и строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и клеточные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
2.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние организма. Уровни приспособления организма к меняющимся условиям. Старение и смерть организмов. Специфика онтогенеза при бесполом размножении
3.Основы генетики (11ч.)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Moногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаком Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов образовательных учреждений среднего общего образования по биологии.
В результате освоения содержания учащиеся должны:
знать/понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||
Введение | 5 | |||
1 | Краткая история развития биологии | 1 | ||
2 | Методы исследования в биологии | 1 | ||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | ||
4 | Уровни организации живой материи | 1 | ||
5 | Обобщение «Общая биология – наука о живой природе» | 1 | ||
1.Основы цитологии | 13 | |||
6 | Методы цитологии. Клеточная теория. | 1 | ||
7 | Особенности химического состава клетки. | 1 | ||
8 | Вода и минеральные вещества клетки | 1 | ||
9 | Углеводы и липиды. | 1 | ||
10 | Строение и функции белков. Л. р. №1 « Определение каталитической активности ферментов» | 1 | ||
11 | Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические вещества клетки. | 1 | ||
12 | Строение клетки. | 1 | ||
13 | Строение клетки. Пр. р. №1 « Сравнение строения клеток растений, животных, грибов». | 1 | ||
14 | Неклеточные формы жизни. | 1 | ||
15 | Энергетический обмен в клетках. | 1 | ||
16 | Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | ||
17 | Биосинтез белка. | 1 | ||
18 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Цитология». Решение задач. | 1 | ||
2.Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | |||
19 | Жизненный цикл клетки. | 1 | ||
20 | Митоз. Л. р. №2 «Изучение фаз митоза в корешке лука». | 1 | ||
21 | Мейоз. | 1 | ||
22 | Формы размножения организмов. Пр. р. №2 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения» | 1 | ||
23 | Оплодотворение. Онтогенез. Л. р. №3 Дробление яйцеклетки» | 1 | ||
3.Основы генетики | 11 | |||
24 | История развития и методы генетики. | 1 | ||
25 | Моногибридное скрещивание. П. р. №3 «Составление простейших схем скрещивания» | 1 | ||
26 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | 1 | ||
27 | Дигибридное скрещивание. | 1 | ||
28 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | ||
29 | Взаимодействие неаллельных генов. | 1 | ||
30 | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. | 1 | ||
31 | Пр. р. №4 «Решение простейших генетических задач» | 1 | ||
32 | Изменчивость. Л. р. №4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой». | 1 | ||
33 | Виды и причины мутаций. | 1 | ||
34 | Итоговый урок. | 1 |
Используемая литература.
Литература для учителя
1.Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.КаменскиЙ, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник - М: Дрофа, 2009.
2.Сборник нормативных документов. Биология / Сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.М:Дрофа, 2006;
3.Батуев А.Е., Гуленкова МА., Еленевский А.Г Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004;
4.Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М: Оникс 21 век. Мир и образование, 2005;
5.Козлова ТА., Кучменко В.Е Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. М: Дрофа, 2002;
6.Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
7.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М: Просвещение, 1997.
8.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
Литература для учащихся:
1.Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.КаменскиЙ, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник - М: Дрофа, 2009.
1.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа
2.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
3.Биология: формы и уровни жизни. Медников Б.М., М: Просвещение, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...