Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

Емельянова Ирина Васильевна

Рабочая программа разработана для использования в 10 классе общеобразовательной школы, 1 час в неделю, базовый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10.docx44.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г.ДМИТРИЕВА»

ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

307500 КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ г.ДМИТРИЕВ, ул.ВОЛОДАРСКОГО д.37 Тел 8(47150)21495,22556

        http://2sosh.ucoz.ru, e-mail: school2_46_011@mail.ru

Рассмотрено на заседании

МО учителей естественного цикла протокол     № 1 от 23  августа 2019 года

Руководитель МО ______________И.В.Емельянова

Принято на заседании педагогического совета школы протокол №1

от 30 августа 2019 года

Согласовано:

 зам. директора по УР

_________________М.Л.Новикова

«01» сентября  2019 года

Утверждено и введено в действие приказом № 361

 от 01 сентября  2019  года

Директор  школы:

_______________В.И.Крюкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология» 

среднего общего образования

10 класс

(базовый уровень)

                                                                       Составитель: учитель  биологии

Емельянова Ирина Васильевна

2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

      ●    Федерального закона Российской федерации от 29.12   2012г. №273-ФЗ  «Об образовании  в   Российской федерации»

  • федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования;
  • примерной программы для общеобразовательных учреждений: Биология 6-11 класс (составители Э.Д.Днепров, А.Г, Аркадьев) – 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2008г.
  • программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
  • федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004г., №1312;
  • федерального  перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;
  • учебного плана МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева» на 2019-2020 учебный год;
  • положения о составлении рабочей программы учебного курса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дмитриева».

В 10-11 классе обобщаются и углубляются знания о жизни и уровнях ее организации, основах цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Цели и задачи учебного курса.

Основные цели изучения курса биологии в 10-11 классе:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

      использование приобретенных знаний и умений в               повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание курса

Введение  (5ч.)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

1.Основы цитологии (13ч.)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии.  Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток.  Органические вещества: углеводы, белки, липиды, АТФ, их строение и роль. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической   клетки.   Основные   компоненты   и строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и  клеточные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги.

Обмен веществ и превращения энергии в  клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ.     Пластический  и энергетический  обмен.   Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

2.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5ч.)

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние организма. Уровни приспособления организма к меняющимся условиям. Старение и смерть организмов. Специфика онтогенеза при бесполом размножении

3.Основы генетики (11ч.)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности.  Moногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.  Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаком Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия

  Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 классов образовательных учреждений среднего общего образования по биологии.

В результате освоения содержания учащиеся должны:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Календарно-тематическое планирование

 

     №

   п/п

                                       

                               

                     Тема           урока

Количество часов

Дата проведения

План.

Факт.

Введение

5

1

Краткая история развития биологии

1

2

Методы исследования в биологии

1

3

Сущность жизни и свойства живого

1

4

Уровни организации живой материи

1

5

Обобщение «Общая биология – наука о живой природе»

1

 1.Основы цитологии

13

6

Методы цитологии. Клеточная теория.

1

7

Особенности химического состава клетки.

1

8

Вода и минеральные вещества клетки

1

9

Углеводы и липиды.

1

10

Строение и функции белков. Л. р. №1

 « Определение  каталитической  активности ферментов»

1

11

Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие

 органические  вещества клетки.

1

12

Строение клетки.

1

13

Строение клетки. Пр. р. №1 « Сравнение  строения  клеток  растений, животных,  грибов». 

1

14

Неклеточные формы жизни.

1

15

Энергетический обмен в клетках.

1

16

Фотосинтез. Хемосинтез.

1

17

Биосинтез белка.

1

18

Обобщение и систематизация знаний по теме «Цитология». Решение задач.

1

 2.Размножение и индивидуальное

развитие   организмов

5

19

Жизненный цикл клетки.

1

20

Митоз. Л. р. №2 «Изучение  фаз  митоза  в  корешке  лука».

1

21

Мейоз.

1

22

Формы размножения организмов.

Пр. р. №2 «Сравнение  процессов  бесполого  и  полового размножения»

1

23

Оплодотворение. Онтогенез.

Л. р. №3   Дробление яйцеклетки»

1

3.Основы генетики  

11

24

История развития и методы генетики.

1

25

Моногибридное скрещивание. П. р. №3 «Составление простейших схем скрещивания»

1

26

Множественные аллели. Анализирующее

скрещивание.

1

27

Дигибридное  скрещивание.

1

28

Хромосомная теория наследственности.

1

29

Взаимодействие неаллельных генов.

1

30

Цитоплазматическая наследственность.

 Генетическое определение пола.

1

31

Пр. р. №4 «Решение   простейших   генетических  задач»

1

32

Изменчивость.  Л. р. №4 «Построение  вариационного  ряда  и  вариационной кривой».

1

33

Виды и причины мутаций.

1

34

Итоговый урок.

1

Используемая литература.

Литература для учителя

1.Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.КаменскиЙ,  Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник - М: Дрофа, 2009.    

2.Сборник нормативных документов. Биология / Сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.М:Дрофа, 2006;

 3.Батуев А.Е., Гуленкова МА., Еленевский А.Г Биология. Большой справочник   для    школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004;

 4.Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. –  М: Оникс 21 век. Мир и образование, 2005;

5.Козлова ТА., Кучменко В.Е Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. М: Дрофа, 2002;

6.Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

7.Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. - М: Просвещение, 1997.

8.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

 

Литература для учащихся:

 1.Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных    учреждений / А.А.КаменскиЙ,  Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник - М: Дрофа, 2009.  

1.Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для    школьников и поступающих в ВУЗы.- М.: Дрофа

2.Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.

 3.Биология: формы и уровни жизни. Медников Б.М., М: Просвещение, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...