Конспект урока биологии в 9 классе "Индивидуальное развитие организмов – онтогенез".
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Этот конспект урока позволит каждому учителю провести урок на высоком методическом уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_biologii_v_9_klasse.docx | 62.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по биологии в 9 классе.
Тема: Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.
Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у членистоногих, амфибий, таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных.
Ход урока
- Организационный момент. (1 мин.)
- Актуализация знаний. (8 мин.)
- Изучение нового материала. (28 мин.)
- Где содержится наследственная информация? (гены, ДНК)
- Рассмотрим развитие организма бабочки. Опишите его.
- Как вы думаете, зашифрованы ли в генах бабочки все метаморфозы (изменения, превращения) в ее развитии, жизни? (да)
- → индивидуальное развитие организма протекает в строгом соответствии с его наследственной информацией, т.е….
В тетрадь: Онтогенез – это процесс индивидуального развития организма, в результате которого реализуется его наследственная информация.
Онтогенез
↙ ↘
Одноклеточные
Клеточный цикл (между двумя делениями).
Во вновь образовавшейся клетке не всегда полностью сформированы клеточные структуры.
Для этого требуется время – созревание; За ним идет период зрелой клетки
Многоклеточные
От момента образования зиготы – до смерти.
В многоклеточном организме наблюдается несколько этапов развития – возрастных периодов. Ниже рассмотрим их подробнее.
↓
Деление клетки.
Развитие многоклеточных организмов.
↙ ↘
Эмбриональный Постэмбриональный
Зигота – зарождение (вылупление из яйца); прорастание семени и появление побега.
(от нескольких дней, до нескольких десятков и даже сотен, а иногда и тысяч лет – черепахи, дубы и др. организмы)
Организм испытывает количественные и качественные изменения:
↙ ↘
На эмбриональный период способны оказывать влияние следующие факторы:
- Радиация
- Токсины (никотин, алкоголь, наркотики)
- Недостаток кислорода
- Вирусы
- Паразиты
- Неполноценное питание.
Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению его нормального развития.
- Закрепление. Заполнить таблицу «Периоды онтогенеза» (6-7 мин.)
период | характеристика |
Эмбриональный | |
Постэмбриональный |
- Подведение итогов. Домашнее задание. (1-2 мин.)
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН
Задачи: сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах; показать влияние факторов среды на онтогенез, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального и постэмбрионального периода развития; выявить общие закономерности развития на примере сравнения эмбрионов хордовых животных, проследить закон зародышевого сходства, биогенетический закон.
Элементы содержания: онтогенез, эмбриогенез, дробление, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, гаструляция, нейрула, постэмбриональное развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Индивидуальное развитие», «Сходство зародышей позвоночных животных», презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний учащихся.
Задание. Заполните таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов.
Сравнение полового и бесполого размножения
Элемент сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Количество родительских особей | ||
2. Наличие половых клеток | ||
3. Наличие мейоза | ||
4. Сходство потомков с родителями | ||
5. У каких организмов встречается | ||
6. Скорость увеличения числа |
Варианты ответов:
а) одна
б) быстро
в) мейоз отсутствует
г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
д) нет половых клеток
е) есть мейоз
ж) потомки идентичны родителям
з) женские и мужские половые клетки
и) растения и животные
к) растения, микроорганизмы, низшие животные
л) две
м) медленно
Ответ:
Размножение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Бесполое | А | Д | В | Ж | К | Б |
Половое | Л | З | Е | Г | И | М |
III. Изучение нового материала.
1. Онтогенез – процесс индивидуального развития организма (от зачатия до смерти), в результате которого реализуется его наследственная информация.
Онтогенез состоит из двух периодов:
1) Эмбриональный – начинается с момента оплодотворения и продолжается до рождения организма.
2) Постэмбриональный – начинается сразу после рождения, когда организм способен существовать самостоятельно, и продолжается до смерти.
2. Эмбриональный период развития.
1) При сиянии половых клеток образуется зигота.
2) Зигота начинает дробиться на бластомеры до тех пор, пока не образуется бластула (полая шаровидная структура с одним слоем клеток – однослойный зародыш).
3) Гаструляция – происходит формирование чашеобразного двух-слойного зародыша путем впячивания (миграции клеток, расслоения или обрастания) одной из стенок бластулы. Двухслойный зародыш, состоящий из двух зародышевых листков (эктодермы (наружного) и энтодермы (внутреннего)), называется гаструлой. Между двумя зародышевыми листками может идти закладка третьего зародышевого листка – мезодермы.
4) В каждом из зародышевых листков происходит закладка осевых структур зародыша (хорда, нервная трубка, пищеварительная трубка). Эта стадия зародыша называется нейрулой.
5) Гистогенез и органогенез – идет дальнейшая дифференцировка тканей, формирование и развитие органов, систем органов.
Задание. Используя текст учебника (§ 3.4), заполните таблицу.
Зародышевые листки, их производные
Название листка | Производные каждого листка |
Эктодерма | Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, поверхностный слой зубов), нервная система, |
Энтодерма | Эпителий средней кишки и пищеварительные железы, эпителий дыхательной системы |
Мезодерма | Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, часть тканей половых органов |
Запомните!
У преобладающего большинства организмов процесс эмбрионального развития происходит сходным образом. Большое влияние на развитие зародыша имеют факторы среды: радиация, токсические вещества (никотин, алкоголь, наркотики), недостаток кислорода, вирусы, паразиты, неудовлетворительное питание и тому подобное. Их постоянное воздействие может привести к гибели зародыша или к нарушению нормального развития.
3. Постэмбриональное развитие организма состоит из трех периодов:
1) Дорепродуктивный – рост организма, развитие и половое созревание.
2) Репродуктивный – активное функционирование взрослого организма, размножение.
3) Пострепродуктивный – старение, постепенное угасание процессов жизнедеятельности.
Постэмбриональное развитие животных бывает двух типов – прямое и непрямое.
Постэмбриональное развитие животных
4. Рассмотрите схему «Зародышевое сходство у позвоночных животных».
Если сравнить эмбрионы различных позвоночных животных, можно отметить, что на ранних стадиях развития их зародыши очень похожи, но с дальнейшим развитием различий становится больше, так как приобретаются признаки класса, рода, вида, индивидуального организма. Этот пример доказывает взаимосвязь между индивидуальным развитием каждого организма и эволюцией вида, к которому этот организм относится.
Эта взаимосвязь отражена в биогенетическом законе, сформулированном Ф. Мюллером и Э. Геккелем: Индивидуальное развитие особи (онтогенез) до определенной степени повторяет историческое развитие вида (филогенез), к которому относится данная особь.
То есть биогенетический закон говорит о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза в закономерно измененном и сокращенном виде. А. Н. Северцов установил, что в онтогенезе повторяются признаки не взрослых особей предков, а их зародышей.
IV. Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
1. Что такое онтогенез?
2. На какие периоды делится онтогенез? Охарактеризуйте каждый из периодов.
3. Какие изменения происходят с зиготой в эмбриональном периоде?
4. В чем смысл биогенетического закона?
Домашнее задание: § 3.4 (повторить § 2.14, § 3.1–3.3).
Цель: сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша.
Основные понятия: онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма.
Задачи:
Обучающие:
- расширить кругозор учащихся об особенностях жизненного цикла организма;
- рассмотреть особенности эмбриогенеза и постэмбриогенеза;
- определить спектр факторов, влияющих на ход нормального онтогенеза человека.
Воспитательные:
- продолжить формирование здорового образа жизни;
- воспитывать уважение к людям науки и их достижениям;
- продолжить формирование работать в коллективе, в группах.
Развивающие:
- развивать навыки самообразования, творческие способности учащихся;
- продолжить развитие учебно – интеллектуальных умений; выделять главное и существенное, устанавливать причинно- следственные связи.
Оборудование:
- мультимедийная установка, презентация, СD-диск «КМ-школа, 10 класс»;
- телевизор, видеоролик;
- динамическая модель жизненного цикла насекомых.
Ход урока
1. ОЭУ
Цель: организация деятельности учащихся.
7. Подведение итогов
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине.
Объявление оценок (6-8 человек).
8. Домашнее задание
3.4, термины, составить мини проект на тему: «Внедрение в общество новых технологий защиты детства».
Сравнение полового и бесполого размножения
Элемент сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Количество родительских особей | ||
2. Наличие половых клеток | ||
3. Наличие мейоза | ||
4. Сходство потомков с родителями | ||
5. У каких организмов встречается | ||
6. Скорость увеличения числа |
Варианты ответов:
а) одна
б) быстро
в) мейоз отсутствует
г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
д) нет половых клеток
е) есть мейоз
ж) потомки идентичны родителям
з) женские и мужские половые клетки
и) растения и животные
к) растения, микроорганизмы, низшие животные
л) две
м) медленно
Сравнение полового и бесполого размножения
Элемент сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Количество родительских особей | ||
2. Наличие половых клеток | ||
3. Наличие мейоза | ||
4. Сходство потомков с родителями | ||
5. У каких организмов встречается | ||
6. Скорость увеличения числа |
Варианты ответов:
а) одна
б) быстро
в) мейоз отсутствует
г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
д) нет половых клеток
е) есть мейоз
ж) потомки идентичны родителям
з) женские и мужские половые клетки
и) растения и животные
к) растения, микроорганизмы, низшие животные
л) две
м) медленно
Сравнение полового и бесполого размножения
Элемент сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1. Количество родительских особей | ||
2. Наличие половых клеток | ||
3. Наличие мейоза | ||
4. Сходство потомков с родителями | ||
5. У каких организмов встречается | ||
6. Скорость увеличения числа |
Варианты ответов:
а) одна
б) быстро
в) мейоз отсутствует
г) потомки отличаются от родителей на генном уровне
д) нет половых клеток
е) есть мейоз
ж) потомки идентичны родителям
з) женские и мужские половые клетки
и) растения и животные
к) растения, микроорганизмы, низшие животные
л) две
м) медленно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Индивидуальное развитие организмов - онтогенез"
УРОК ПРОВОДИТСЯ В 9 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)...
разработка урока для 9 класса на тему: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"
Цель урока: Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития, способах послезародышевого развития.Задачи урока:углубить и систематизировать знания уч...
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс
Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.
Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...
Урок: Индивидуальное развитие организма. Онтогенез"
Цель урока: Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития. Показать вредное ...
Конспект урока по теме"Индивидуальное развитие организма"
Коспект урока поможет наглядно развить общебиологические понятия о самовоспроизведении организмов, познакомить с особенностями полового размножения у человека, продолжит формирование умений определять...
Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"
Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для УМК Агафонова В.Г И формирует у учащихся понимания понятий и яв...