Урок: Индивидуальное развитие организма. Онтогенез"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Стряхилева Наталья Алькоровна

Цель урока: Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития. Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя, и других мутагенных факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Индивидуальное развитие организма»

Методическая разработка урока посвящена вопросам организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии и представлена как дидактический материал в форме учебно - тематической карты, предназначенной для организации как устных так и письменных опросов учащихся по материалу курса биологии. 
Учебно - тематическая карта. Тема: Индивидуальное развитие. Биология 9 класс.
Цель урока: Сформировать знания об этапах индивидуального развития организмов, основных стадиях эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типах постэмбрионального развития. Показать вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя, и других мутагенных факторов.


Учебный материал


Задания и вопросы для проверки полученных знаний


Рекомендации по выполнению заданий. Оценка.


Используйте 

§23, с.97, с. 98 пункт 

«Эмбриональный период онтогенеза»


Задача: 
сформулируйте задачу исходя из поставленной цели урока

Выполните последовательно задания № 1—5.

Задание № 1

С какого момента начинается развитие любого организма на Земле? В результате какого процесса одноклеточный организм превращается в многоклеточный?

Задание № 2

Что такое дробление? Почему этот процесс так называется? Чем заканчивается дробление?

Задание № 3

Что такое бластула? Сравните зиготу и бластулу, выявите сходство и различия, сделайте вывод.

Выпишите термины: дробление, бластула. Дайте им определения.

Задание № 4

Найдите в тексте сведения о процессе образования гаструлы, используя рисунок 46. Какие изменения происходят с первичной полостью тела?

Задание № 5

На какой стадии появляется экто- и энтодерма? С появлением, какого слоя клеток зародыш становится трехслойным? Что такое зародышевые листки? 

Выпишите термины: гаструла, эктодерма, энтодерма, зародышевый листок, мезодерма.


Устно.

Работа в парах

Письменно в рабочей тетради. 

Письменно в рабочей тетради.


Оцените свою работу 


Задания 1- 4– по 1 баллу; задание 5 – 2 балла. Максимальный балл – 6 баллов. 


Самооценка


Прочитайте раздел 

(§23 , с. 98-99)


Задача: 
сформулируйте задачу исходя из поставленной цели урока 

Задание № 6 Прочитайте текст, дополняющий сведения учебника.

«Следующий этап — органогенез. В органогенезе можно выделить две фазы: нейруляция - образование комплекса осевых органов (нервная трубка, хорда, кишечная трубка и мезодерма); построение остальных органов, приобретение различными участками тела типичной для них формы и черт внутренней организации. Зародыш на стадии нейруляции называется нейрулой». 

Какие органы формируются из эктодермы, энтодермы и мезодермы. Заполните таблицу.


Зародышевые листки


Слой зародыша


Формирующиеся органы


1.




2.




3.





Индивидуальная работа

в рабочей тетради.


Оцените свою работу 


Задание 6. Максимальный балл -2. Если есть одна ошибка – 1 балл. Во всех других случаях - 0 баллов.


Взаимопроверка в паре

Оценка ученика


Используйте полученные знания по данной теме.


Задача: закрепить знания по теме «Индивидуальное развитие». 

Задание № 7

Выпишите соответствие этапов эмбриогенеза (первый столбик) процессам, происходящим на этих этапах (второй столбик).


  1. Дробление 



А. Закладка осевого комплекса зародыша (нервной трубки, хорды, пищеварительной трубки)


  1. Зигота



Б. Многоклеточный однослойный шарообразный зародыш с бластоцелью


  1. Нейруляция



В. Оплодотворенная яйцеклетка


  1. Формирование бластулы



Г. Дальнейшая специализация клеток, формирование и развитие различных тканей и органов


  1. Гистогенез и органогенез



Д. Многократное деление зиготы путем митоза, без процесса роста бластомеров


  1. Гаструляция



Е. Формирование 2-х или 3-х слойного зародыша — гаструлы



Ответ:


1


2


3


4


5


6









Индивидуальная работа в тетради.


Оцените свою работу 


Задание 6. Максимальный балл -3. Если есть одна ошибка – 2 балла, 2 ошибки-1 балл, 3 и более – 0 баллов.


Оценка ученика


4.Оцените свою работу на уроке 

(выставите количество баллов, полученных за выполненные задания в рабочей тетради. Сдайте рабочие тетради для проверки учителю)


Оцените свою работу: шкала перевода баллов в отметку: 


Отметка


Число баллов


5


10 - 11


4


7 - 9


3


4 - 6


2


0 - 3


Максимальный балл за работу: 11


Ваша оценка 

Проверка учителя


5.Подведение итогов урока. 


1.Сформулируйте задачи, поставленные перед вами во время самостоятельной работы.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

3. Что помогало и что мешало вашей работе на уроке? 


Рефлексия. Устное подведение итогов урока


6.Задание на дом.


Выполните домашнее задание: Прочитать §23, ответить на вопросы.

Выполнить задания в тетради на печатной основе с. 53-55


Самостоятельная работа дома.



Список использованной литературы.

Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014. – 144 с. – (Серия «Птербургский вектор внедрения ФГОС ООО»).

Контрольно-измерительные материалы. Биология. 9 класс / Сост. Н.А. Богданов.- М.:ВАКО, 2016.-112 с.- (Контрольно-измерительные материалы).

Лернер Георгий Исаакович ОГЭ 2016.Биология. Сборник заданий: 9 класс / Г.И. Лернер. – Москва : Эксмо, 2015. – 240 с. – (ОГЭ. Сборник заданий).

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. 9 класс. - М.: ВАКО, 2014.-464с.- (В помощь школьному учителю).

Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева И.Н. , О.А. Корнилова., Н.М. Чернова; под ред. И.Н. Пономаревой.- 6 изд., перераб., М.: Вентана- Граф, 2015. – 272 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез

презентация и конспект к уроку в 9 класса...

разработка урока для 9 класса на тему: "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

Цель урока: Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития, способах послезародышевого развития.Задачи урока:углубить и систематизировать знания уч...

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

Конспект урока биологии в 9 классе "Индивидуальное развитие организмов – онтогенез".

Этот конспект урока позволит каждому учителю провести урок на высоком методическом уровне....

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

Презентация к уроку по биологии в 9 классе (по линии Пасечника В.В.)...

Технологическая карта урока биологии в 10 классе по теме "Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушения развития. Жизненные циклы разных групп"

Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС. урок разработан для обучающихся 10х классов. Для  УМК Агафонова В.Г И  формирует у  учащихся   понимания понятий и яв...