Опорно-двигательная система человека
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме
Презентация на тему "Опорно-двигательная система человека" используется при изучении темы в курсе биологии 8 класса. Так же рекомендую её для повторения материала при подготовке к ОГЭ/ЕГЭ или для самостоятельного изучения материала, если ученик пропустил занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oporno-dvigatelnaya_sistema_cheloveka.pptx | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функции опорно-двигательного аппарата человека Опорная -Двигательная -Защитная Рисунки Леонардо да Винчи (1452-1519) из анатомического атласа
Строение кости Плотное вещество Губчатое вещество Костный канал (содержит нервы и сосуды) Микроскопическое строение 1 – Костный канал 2 – Клетки (остеоциты) 3 – Канальцы (содержат отростки остеоцитов) 4 – Костные пластинки (состоят из солей кальция и белка) Губчатое вещество кости образовано костными перекладинами, перекрещивающимися в направлениях, по которым кости испытывают наибольшее растяжение или сжатие. Такое строение губчатого вещества также обеспечивает прочность и легкость костей. Промежуток (ячейки) между перекладинами в губчатом веществе головок трубчатых костей заполнен красным костным мозгом ,
Рост костей В длину - за счет ростовой пластинки, состоящей из хряща, расположенной между эпифизом и диафизом В ширину- за счет надкостницы, клетки которой на внутренней поверхности делятся и образуют костную ткань Рост костей начинается во внутриутробном состоянии и продолжается до 22-25 лет Скорость обновления костной ткани у детей достигает 30-100% в год и осуществляется на 100% её поверхности. Это существенно отличается от перестройки костной ткани у взрослых.
Виды костей I- Воздухоносная( решётчатая) кость II- Длинная ( трубчатая кость) III- Плоская кость IV- Губчатые кости V - Смешанные кости
Сустав Повреждения суставов и костей Растяжение связок (боль, отек, иногда кровоизлияние под кожу) Первая помощь: обездвижить сустав (тугая повязка, минимизировать нагрузку), приложить лед Вывих и перелом (боль, отек, невозможность движений, изменение конфигурации сустава и/или конечности ) Первая помощь: обездвижить сустав (наложить шину, прибинтовать ногу к другой ноге или руку к туловищу, фиксировать руку косынкой), дать обезболивающее, приложить лед, доставить к травматологу Головка плечевой кости (стрелка) смещена вниз и внутрь относительно суставной впадины (рентгенограмма)
Мозговой отдел Лицевой отдел Скелет. Череп. Большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется со спинномозговым каналом
Скелет. Позвоночник, грудная клетка, конечности 7 позвонков 12 позвонков 5 сросшихся позвонков 4-5 сросшихся позвонков отростки дуга позвоночный (спинномозговой) канал тело Ребра (12 пар) костная часть Грудина Ребра(хрящевая часть) 5 позвонков
Скелет руки и плечевой пояс Скелет ноги и тазовый пояс
Рост костей регулируется соматотропином,который синтезируется гипофизом . При его врожденном дефиците наблюдается карликовость, при избытке – гигантизм. Если после завершения периода роста этого гормона выделяется много, то развивается состояние, которое называется акромегалия (только у взрослых людей) У взрослых людей рост кости в длину и её утолщение прекращаются, но обновление костного вещества продолжается всю жизнь. Согласно Книге Рекордов, Султан Кёсен — самый высокий человек в мире из ныне живущих, достигающий высоты 246.5 см. А непалец Чандра Данги является самым маленьким человеком в мире,его рост составляет всего 54.6 см
Сравнение скелета человека и скелета человекообразных обезьян А - Особенности анатомии человека а - череп с короткой лицевой частью и большой округлой мозговой коробкой. б - Небольшие челюсти, маленькие зубы. в - длинные пальцы руки, позволяющие точно захватывать мелкие предметы. г - короткая поясница. д - широкий короткий таз. е - ноги длиннее рук. ж – стопа имеет свод, большой палец ноги расположен параллельно прочим пальцам и помогает во время ходьбы переносить вес тела. Б - Особенности анатомии гориллы а - череп с выступающей вперед удлиненной лицевой частью. б - массивные челюсти с большими клыками, крупными коренными зубами. в - короткий большой палец и длинные прочие пальцы рук. г - поясница сравнительно длиннее, чем у человека. д - удлиненный таз. е - ноги короче рук. ж - отставленный в сторону большой палец ступни приспособлен для хватания Свод стопы обеспечивает амортизацию при движении
Виды мышечной ткани
Строение мышц Волокна миокарда поперечно-полосатые , но имеют перемычки друг с другом, благодаря чему нервный импульс распространяется по мышце мгновенно. Миофибриллы (актин и миозин) расположены неупорядоченно (сокращение происходит медленно) Клетки скелетной мышцы под микроскопом (видна поперечная исчерченность и ядра)
Основные скелетные мышцы
Нарушения опорно-двигательной системы Хорошо и равномерно развитые мышцы являются условием формирования правильной осанки. Норма Патологический лордоз Патологический кифоз Сколиоз Плоскостопие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка уроков с ЭОР на тему "Опорно-двигательная система человека. Гигиена ОДС"
Одна из функций человеческого организма - изменение положения частей тела, передвижение в пространстве. Движения происходят при участии костей, выполняющих функции рычагов, и скелетных мышц, которые в...
Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"
В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 клас...
Интегрированный урок биология + физическая культура "Опорно-двигательная система человека"
Интегрированный урокЦели урока:Образовательные - сформировать представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной работе организма, раскрыть особенности строения и соединения ...
Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО
изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека».
Изучение влияния физических упражнений на органы и системы органов, укрепление здоровья: двигательная активность входят в состав обязательного минимума содержания основной образовательной программы Че...
Опорно-двигательный аппарат. Скелет человека.
Презентация для уроков по теме "Опорно-двигательный аппарат" в курсе "Человек"....
Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...