Опорно-двигательный аппарат. Скелет человека.
презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Презентация для уроков по теме "Опорно-двигательный аппарат" в курсе "Человек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oporno-dvigatelnyy_apparat_-_skelet.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорно-двигательный аппарат , или костно-мышечная система – это комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Опорно-двигательный аппарат: 1. Активная часть (мышцы) Мышечная (мускульная система) – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью. (у человека примерно 600 скелетных мышц)
2. Пассивная часть (кости, связки, суставы, хрящи, фасции ) Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет. (У человека примерно 220 костей) Обе части связаны между собой по развитию.
Значение опорно-двигательной системы Активная часть (мышцы) Энергетическая функция - превращение химической энергии в механическую и тепловую. Двигательная функция - обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (брюшной пресс). Формообразующая функция - определяют форму и размеры тела. Пассивная часть (скелет) Двигательная функция - обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (грудная клетка, череп, позвоночник). Формообразующая функция - определяют форму и размеры тела. Опорная функция - опорный остов организма. Кроветворная функция - красный костный мозг – источник клеточных элементов крови. Обменная (запасающая) функция - кости – источник Са , F , и других минеральных веществ.
скелет ( skeletos – высохший) – совокупность твердых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.
Части скелета: 1. Скелет головы (череп). 2. Скелет туловища. 3. Скелет верхних (нижних) конечностей. Таблица «Скелет человека»
Части скелета:
Части скелета :
Строение позвонков . Задание : сравните позвонки разных отделов позвоночного столба и найдите черты различия и черты сходства
Строение позвоночника. Особенности: 1. S-образный изгиб позвоночника. 2. Увеличение тел позвонков. 3. Отсутствие хвоста.
Строение грудной клетки Особенности: Сжата в переднезаднем направлении.
Части скелета:
Скелет конечностей - верхняя Особенности : Большая подвижность плечевого сустава. Большой палец противопоставлен остальным.
Скелет конечностей - нижняя Особенности: 1. Скелет таза широкий и массивный — для поддержания внутренних органов. 2. Ограниченное движение тазобедренного сустава. 3. Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты пальцы. 4. Ноги длиннее рук, кости массивнее.
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы (рис 1, рис. 6) . Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет. Грудная клетка человека в связи с прямохождением расширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с боков (рис. 4). Одна из самых характерных черт скелета человека — это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы — от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая связана с тонкими и точными движениями пальцев. В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши (рис. 5). Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у человека. Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки (рис. 2). В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым (рис. 3). Это связано с большим развитием головного мозга человека.
Проверь свои знания: 1. Скелет человека состоит из следующих отделов: А)скелет головы б)скелет туловища в) скуловой отдел г) пояса конечностей д ) височный отдел е)скелет свободной конечности 2. Крестцовый отдел позвоночника состоит из: А) 12 позвонков б) 7позвонков в)5 позвонков 3. Скелет свободной верхней конечности образуют: А)плечевая кость б)ребра в) кости предплечья г) ключица д ) кости кисти е) бедренная кость
4. Пояс верхней конечности образован: А)плечевой костью б) лопаткой в) бедренной костью г) ключицей. 5. Мозговой отдел образован: А)носовой костью б) лобной костью в) скуловой костью г) теменной костью д ) височная кость е) затылочная кость 6. Позвонок имеет: А) тело б) грудину в) дугу позвонка г) позвоночное отверстие
Ответы: 1 – а,б,г ; 2 – в; 3 – а,в,д ; 4 – б,г ; 5 – б,г , д , е; 6 – а,в,г Молодцы!
Типы соединения костей.
Примеры соединений:
Строение сустава.
Строение сустава (рисунок в тетради) 1. Кости 2. Суставные хрящи 3. Суставная сумка 4. Надкостница 5. Синовиальная оболочка 6. Суставная жидкость
Строение кости. Кость – орган, в состав которого входит костная ткань, костный мозг, надкостница, нервы, сосуды и суставные хрящи .
Строение кости.
Строение кости Трубчатая кость 1. Эпифиз 2. Диафиз Метафиз ( до окостенения здесь располагалась хрящевая пластинка, за счет которой кость росла в дл ину )
Строение кости. Компактное губчатое Вещество вещество Внутреннее строение трубчатой кости
Виды костей.
Проверь свои знания: Строение и соединение костей. Найдите ответы на вопросы 1-й части во 2-й части. Пример: 7) – ж) 1-я часть. Вопросы. 2-я часть. Ответы. 1) придают костям твердость. а) надкостница. 2) это способ соединения позвонков. б) кость без полости внутри. 3) это особенность строения плоских и в) суставная жидкость. коротких костей. г) минеральные соли. 4) уменьшает силу трения костей в суставе. д ) подвижное соединение. 5) за счет этого кость растет в толщину. е) полуподвижное соединение.
Ответы: 1-г;2-е; 3-б ; 4-в; 5-а. Молодцы!
Повреждения скелета Растяжение и разрывы связок Вывихи суставов
Переломы костей
Первая помощь при переломах скелета
Первая помощь при повреждениях скелета. Тип повреждения Характерные признаки Доврачебная помощь Растяжение связок Резкая болезненность в суставе при движении, его припухлость; при разрыве – кровоподтек Давящая повязка, холод Вывих Сильная боль, неподвижность сустава, изменение формы сустава Обеспечить суставу покой, наложить шину, холод; обезболивающее Переломы Закрытый Резкая боль, обширный кровоподтек, припухлость, невозможность движения или ненормальная подвижность или деформация кости Обездвижить – наложить шину; обезболивающие 2. Открытый Резкая боль, повреждение кожных покровов, возможно, из раны видны осколки кости. Осколки кости не вправлять! При кровотечении – наложить жгут; стерильная марлевая повязка ( помним о правилах асептики и антисептики ); шина; обезболивающие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.
Цели урока:создать условия для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности; для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками инфо...
Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"
В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 клас...
Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО
изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)
Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....
план-конспект урока Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека
Конспект урока содержит структуры сингапурской методики...
Игра "Слабое звено"по теме "Опорно-двигательный аппарат человека" - 8 класс
Игра придумана по принципу игры "Слабое звено". На усмотрение учителя можно менять вопросы, игру может проводить один из учеников, например, из старшего класса. Вариаций много. Дерзайте. Моим детям по...
«Опорно-двигательная система. Кости скелета».
Опорно двигательный аппарат. Строение скелета человека....