Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, наряду с другими элементами, занятия физической культурой и спортом должны стать правилом и непременным атрибутом жизнедеятельности.
В наше время все больше и больше становится популярным здоровое питание. Люди хотят, чтобы их организм работал стабильно, полноценно усваивая все полезные вещества и элементы, чтобы проходил быстро и правильно процесс обмена веществ - ведь это является залогом и гарантией крепкого здоровья.
Еще одним фактором здорового образа жизни является закаливание - система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»)
Для учащихся 8 класса.
Цель урока: осмыслить необходимость физической культуры и здорового образа жизни для устойчивого развития человека.
Задачи урока:
Познавательные:
1. Привести учащихся к пониманию о взаимосвязи строения и функции скелета и мышц. 2. Помочь учащимся расширить представления о взаимосвязи состояния окружающей
среды и здоровья человека.
Развивающие:
1. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся с помощью творческих заданий и межпредметных связей с курсом физической культурой.
2. Способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, применять знания на практике.
3. Способствовать обогащению навыков общения и умения совместной деятельности.
Воспитательные
1. Воспитывать у учащихся активную позицию, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
2. Способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.
Методы обучения:
- вербальные (беседа);
- наглядные;
- практические
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии:
- проблемные, технология группового взаимодействия
Ход урока
- Обзор высказываний мыслителей древности и выдающихся людей нашего времени (4 учащихся). Сообщения занимают примерно 5 минут.
Примерное содержание выступлений:
Аристотель (IV век до нашей эры) – «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие».
Гиппократ – «Праздность и ничегонеделанье влекут за собой порочность и нездоровье».
Книга времен древней Греции «О диете» (автор неизвестен) . Автор излагает сведения о действии на организм прогулок, бега, гимнастических упражнений, анализируются причины утомления и переутомления. «Относительно утомления, возникающего в теле, дело обстоит так: люди, не занимающиеся упражнениями, утомляются от всякой работы».
Тревогу за разрушающееся здоровье сограждан высказывали римские поэты и мыслитель. Строфы из Овидия:
«Смотри, как разрушается от безделья
Ленивое тело.
Так портится в озере
Без движенья вода…»
Проблема движения отразилась и в произведениях поэтов XIX века.
Гете вложил в уста Мефистофеля такой совет Фаусту:
« Уединись в глуши полей,
Руби, копай, паши за плугом
И ограничить тесным кругом
Себя и ум свой не жалей,
Питайся просто в скромной доле».
И.А. Гончаров при описании Обломова: «Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть и того и другого».
Леонардо да Винчи - «Хорошо прожитый день дает спокойный сон».
Л.Н. Толстой - « Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий успокаивающий сон».
- Учитель биологии. Гиподинамия, как мы слышали из выступлений, – это проблема, которая занимала не только древних, но и современных людей.
Каковы же признаки гиподинамии? Они особенно ярко проявляются в утренние часы. Например, у человека после ночного сна нет ощущения свежести, он вял, раздражителен. Не приносит ему облегчение и умывание, отсутствует аппетит. Пешком пройтись не хочется, а в транспорте все раздражает. Улучшение общего состояния происходит через 3-4 часа и длится до обеда, а затем опять наступает усталость. У больных гиподинамией изменения возникают прежде всего в мышцах и в сердце, так как здесь количество главного энергетического вещества АТФ. Электрокардиограмма у таких людей показывает ухудшение работы сердца при нагрузке. У малоподвижных людей развивается атеросклероз – поражение кровеносных сосудов, отложение на их стенках жировых бляшек. Спутником гиподинамии является снижение дыхательного объема легких, нарушения со стороны органов пищеварения. Как же бороться с гиподинамией?
Наш журналист (кто-то из учащихся) провел «трансвековое интервью». Ему слово. Ведущий журналист представляет участников интервью, они садятся за стол, перед каждым ставиться табличка, на которой написаны его имя и век, в котором он жил. Это Гиппократ, Авиценна, философ XVI века И. Кант, русские ученые – академик А. Богомолец, Н. Амосов.
Вопрос: Какое место в медицине должен занять режим здоровья?
Гиппократ: «Природа дает что нужно. Однако знание всего человека недостаточно для лечения ввиду того, человек, который ест не может быть здоровым, если он не делает телесных упражнений. Пища и упражнения имеют противоположные свойства, которые соединяясь, способствуют поддержанию здоровья».
Амосов: «Благополучия в здоровье людей нет. Почему? Причина в том, что образ жизни, избранный нашим современником, противоречит самой природе человека. К сожалению, убедить человека в том, что он живет неправильно, не просто»
Вопрос: Что Вы понимаете под режимом здоровья?
Гиппократ: «Труд является пищей для всех членов и мышц, сон – внутренностей. Упражнение органов – труды, пища, сон….- все умеренно! Поддержание здоровья: ни пресыщение пищей, ни воздержание от труда».
Авиценна: «Основное в искусстве сохранения здоровья – это есть уравновешивание необходимых факторов. Они суть: 1- уравновешивание натуры; 2 – выбор пищи; 3- очистка тела от шлаков; 4- сохранение телосложения; 5- уравновешенность физического и духовного движения».
А. Богомолец: «первый принцип этой разумной жизни – работа. Работать должен весь организм, все его функции. Ни одна из них не должна быть забыта, ни одну нельзя перегружать до истощения».
Н. Амосов: «Режим здоровья- это определенный образ жизни человека. Можно наметить такие его черты: разумное ограничение питания, физическая нагрузка, сдержанное отношение к недомоганию и болезням».
Вопрос: Не могли бы Вы поподробнее остановиться на роли двигательной активности?
Авиценна: «Самое главное в режиме сохранения здоровья - есть занятие физическими упражнениями. Физические упражнения являются наиболее сильными факторами, предотвращающими скопление зачатков переполнения, и, вместе с тем, повышают прирожденную теплоту и придают легкость».
И. Кант: «Основное правило – не щадить свои силы, не расслаблять их комфортом и праздностью»
Гигиеническая программа:
- Держать в холоде голову, ноги, грудь.
- Меньше спать, т.к. постель- гнездо заболеваний.
- Больше двигаться, гулять в любую погоду.
- Вредно за едой, как и во время ходьбы, мыслить.
Н. Амосов: «Одна из заповедей режима – физическая нагрузка. Осваивать комплекс упражнений надо постепенно, понемногу увеличивая нагрузку».
Вопрос к учащимся: Какой вывод можно сделать на основании этого интервью?
- И в древности, и в настоящее время основным условием сохранения здоровья является двигательная активность.
( материал интервью подготовлен по книге Г.Н. Пропастина «Через века…»)
Задается вопрос учителю физической культуры. Как отражается развитие опорно-двигательной системы на работе других органов?
Степень тренированности человека можно по подсчету пульса в покое и после физической нагрузки. Для наблюдений учитель физкультуры вызывает 3 учащихся разной степени подготовленности и одного ученика для оформления записей на доске.
Испытуемый | Показатель частоты сердечных сокращений | ||||||||||
Покой | Работа | Восстановление | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
На доске написаны и показатели, по которым можно сравнить степень физической подготовленности:
В покое у здоровых людей . . . . . . . . . . . . 60-70 ударов в мин.
В покое у тренированных людей . . . . . . 40-50 ударов в мин.
Во время небольших физических
нагрузок и после них. . . . . . . . . . . . . . . . . . 100-130 ударов в мин.
Во время средних физических нагрузок и после них . . . . . . . . . . . . . . . .130- 160 ударов в мин.
Во время сильных физических
нагрузок и после них. . . . . . . . . . . . . . . . .160-190 ударов в мин.
Фиксируем частоту сердечных сокращений по пульсу в течение 5 мин. по минутам при выполнении средней нагрузки. Заполняем таблицу, затем вычерчиваем график для каждого испытуемого.
Подведение итогов:
Что происходит с опорно-двигательной системой при регулярных занятиях спортом?
В ходе беседы выясняются следующие положения, которые учащиеся записывают в тетрадь:
- Занятия спортом способствуют формированию скелета. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых испытывает наибольшее напряжение. Чем сильнее развиваются мышцы тела, прочнее становятся кости скелета.
- Чем большую работу совершают мышечные волокна , тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической нагрузке мышечные волокна быстрее растут, утолщаются, а значит могут совершать большую работу.
- Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности многих систем органов.
- В тканях активнее происходит обмен веществ.
Таким образом занятия физическим трудом, спортом оказывает благоприятное воздействие на весь организм. Можно согласиться с академиком Амосовым, когда он будущее медицины видит в привитии людям режима здоровья, в широком применении физических упражнений. Если вы задумаетесь над своим образом жизни, то цель нашего урока будет достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс
Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока: озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система"
Данный урок разработан для обучающихся 9 класса коррекционной шкрлы с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Урок в форме конкурса. На уроке используются различные задания, деятельность детей...
Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)
Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

Обобщающий урок по теме: "Опорно-двигательная система"
Этот урок можно использовать для обобщения материала по теме 6"Опороно- двигательная система человека"....

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.
Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)
РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ....

Разработка урока по теме Опорно-двигательная система, 8 класс
В данной разработке представлен конспект урока, презентация и приложения....