Разработка урока по теме Опорно-двигательная система, 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
В данной разработке представлен конспект урока, презентация и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Опорно-двигательная система, 8 класс | 87 КБ |
Приложения к уроку Опорно-двигательная система, 8 класс | 1.23 МБ |
Презентация к уроку | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Елена Юрьевна Мазяркина
учитель биологии МОУ «Волосовская СОШ №1»
г. Волосово (Ленинградская область)
УРОК БИОЛОГИИ НА ТЕМУ
«ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
СОСТАВ, СТРОЕНИЕ И РОСТ КОСТЕЙ»
(8 КЛАСС)
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий на примере рассмотрения опорно-двигательной системы человека.
2. Предметно-дидактическая: выяснить особенности строения опорно-двигательной системы, состава, строения и роста костей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знают понятия остеон, остеоцит, пассивный и активный элементы опорно-двигательной системы, надкостница, компактное вещество, губчатое вещество, диафиз, эпифиз;
- знают части ОДС, структурные компоненты и свойства кости, виды костей;
- умеют определять понятия по теме урока; описывать особенности строения и химического состава костей.
Метапредметные:
- участвуют в выявлении, постановке и решении учебной проблемы, выдвигают и доказывают гипотезу;
- зарисовывают рисунки, схемы и делают к ним надписи;
- находят необходимую информацию, работая с различными источниками;
- работают в парах;
- участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения.
Личностные:
- воспитывают чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Тип урока:
- по ведущей дидактической цели: изучение нового материала;
- по способу организации: синтетический;
- по ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Методы обучения:
- основной: проблемный;
- дополнительные: беседа, объяснение, самостоятельная работа и др.
Средства обучения:
- Биология ФГОС: 8 класс / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов. – М.: Просвещение, 2015.
- Мультимедийная техника.
- Презентация по теме «Опорно-двигательная система».
Ресурсы урока:
Основные: интерактивный мультимедийный комплекс, презентация к уроку
- (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1,2,3)
- микроскопы, микропрепараты костной и хрящевой тканей,
Дополнительные: модель скелета человека, таблицы «Скелет», «Строение костей».
Интернет-ресурсы:
1. Проектор - http://abali.ru/wp-content/uploads/2011/10/ekran.png
2. Мышцы человека -http://sportmassag.ru/userfiles/muscle.png
3. источник шаблона: Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области сайт «http://pedsovet.su/»
4. http://likeforyou2.ru/kosti-cheloveka-stroenie.html
Ход урока (представлен в таблице).
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | Учебно-познавательные задачи урока | Формируемые УУД | Методы оценки/самооценки | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||
1.Организационный этап | Взаимное приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы урока | ||||
2. Актуализация знаний опорных знаний. | Беседа | Организует работу по вопросам: Что такое ткань? Какие типы тканей вы знаете? Дайте характеристику соединительной ткани? Виды соединительной ткани? Что такое система органов? Какие системы органов животных вы знаете? | Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют ответы друг друга. | Коммуникативные | Совместное обсуждение |
3. Мотивация учебной деятельности, определение темы и целей урока | Беседа | «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению» И.М. Сеченов Предлагает высказывание для обсуждения. Вопрос классу: Благодаря какой системе органов возможны столь разнообразные движения, которые совершает человек? Записывает тему урока на доске (или открывает слайд презентации) | Обсуждают высказывание, предлагают варианты ответов; формулируют тему, определяют цели урока. Записывают тему урока в тетрадь «Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей» | Коммуникативные | |
4. Постановка учебной проблемы: - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы; - формулировка окончательного решения. | Самостоятельная работа с текстом учебника | Обращает внимание учащихся на картину голландского художника Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа». (На ней показано, как доктор Николас Тульп, потянув за мышцу предплечья покойного, приводит в движение его пальцы. Этот опыт демонстрирует последовательность процессов: потянули мышцу, она потянула сухожилия, а те — кости пальцев). О чем свидетельствует данный опыт? (В движении участвуют не только мышцы, но и кости — это и есть две составляющие опорно-двигательной системы). Формулирует с учащимися функции скелета | Обсуждают картину, выдвигают предположения о частях ОДС (активная, пассивная); записывают схему строения ОДС. Находят ответ в учебнике, отвечают на вопрос: какие функции выполняет скелет? Записывают в тетрадь функции скелета (опорная, двигательная, защитная, формообразующая, кроветворная, обменная). | Коммуникативные, познавательные | Совместное обсуждение |
5. Создание проблемной ситуации №1. - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы; - формулировка окончательного решения | Беседа | Предлагает учащимся проблемный вопрос: У человека массой 70 кг средняя масса костей составляет 9-11 кг. Чем можно объяснить высокую прочность и мощность скелета при его относительной легкости? Предлагает для решения этой проблемы выяснить химический состав костей и особенности их строения. Демонстрация реального или виртуального опыта «Химический состав кости» и видеоролика. | Обсуждают вопрос, предлагает варианты ответов. Смотрят видеоролик (опыт). Обсуждают результаты опыта, записывают схему химического состава кости в тетрадь. | Познавательные | Совместное обсуждение |
6. Первичная проверка понимания изученного | Организует работу класса по изученному материалу. Задание «Закончи предложение». (Приложение 1) – 3 мин. Предлагает провести взаимопроверку в парах. Проверка задания. | Записывают ответы в тетради. Проводят в парах взаимопроверку. Ставят отметку друг другу. Обсуждают ответы с учителем. | Общеучебные, регулятивные | Проверка в парах | |
7. Создание проблемной ситуации №2. - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы; - формулировка окончательного решения | Самостоятельная работа | Предлагает учащимся проблемный вопрос: Бедренная кость человека вдоль оси выдерживает груз 1 500 кг (легковой автомобиль). Почему она при этом не ломается? Для решения этой проблемы предстоит выяснить макроскопическое и микроскопическое строение кости. Организует работу учащихся в небольших группах (по 4-человека) с микроскопом и текстом учебника: 1 ряд (2-3 группы) – готовит сообщение о макроскопическом строении кости (внешнее строение кости) 2 ряд (2-3 группы) – готовит сообщение о макроскопическом строении кости (внутреннее строение кости) 3 ряд (2-3 группы) – сообщения о микроскопическом строении кости Обсуждает с учениками строение костей, корректирует их ответы. | Высказывают предположения, участвуют в обсуждении. Смотрят видеоролик. Рассматривают рисунки учебника, находят ответы в параграфе учебника. Рассматривают микрофотографии костной и хрящевой тканей на слайдах, изучают готовые микропрепараты этих тканей под микроскопом, сравнивают ткани. Группы рассказывают о тканях (хрящевая, костная), макроскопическом и микроскопическом строении костей. Делают рисунки 12, 13 учебника (стр.32-33) микроскопического и макроскопического строения кости в тетради. | Общеучебные, регулятивные, познавательные, | |
8. Создание проблемной ситуации №3 - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы; - формулировка окончательного решения. | Самостоятельная работа в парах | Предлагает учащимся проблемный вопрос: В скелете человека 206 костей. Масса скелета у новорожденного составляет 10-11% массы тела, а у взрослых людей – 20% массы тела. С чем это связано? Для решения этой проблемы предстоит узнать, как происходят рост и развитие костей. Предлагает решить проблему, изучив статью учебника «Рост костей» и ответив на вопросы: За счет каких структур происходит рост костей в длину и в толщину? Обсуждает с учениками как происходит рост костей, корректирует их ответы | Высказывают предположения, участвуют в обсуждении. Изучают параграф. Выясняют, как происходят рост и развитие костей. Находят в учебнике ответы на вопросы. Правильные ответы записывают в тетрадь. Обсуждают ответы с одноклассниками и учителем. | Регулятивные, познавательные | Совместное обсуждение |
9. Постановка учебной проблемы | Самостоятельная работа Беседа | Организует работу учащихся в парах по составлению схемы «Виды костей» с примерами (Приложение 2) – заполнить пустые клетки схемы. Корректирует с учениками схему «Виды костей» | Работают над заданием в парах, используя текст учебника: заполняют пропуски в схеме. Обсуждают получившуюся схему, под руководством учителя корректируют схему. | Регулятивные | Совместное обсуждение, сравнение с эталоном |
10.Закрепление изученного | Самостоятельная работа | Предлагает выполнить тест (2 варианта) (Приложение 3) – 2 мин. Дополнительное задание (на слайде). | Выполняют тест. Проводят взаимопроверку. | Регулятивные | Самопроверка |
11. Информация о домашнем задании | Разъясняет задание на дом, в том числе и творческого характера: 1. Параграф 7, записи в тетради; 2. Вопрос на стр. 35 из рубрики «Подумайте»; 3. Составьте кроссворд на тему: «Строение костей», используя текст учебника на странице 32-33. | Записывают домашнее задание в дневник. | |||
12. Подведение итогов. | Беседа | Подводит итоги урока: достигнута ли цель урока. Дает оценку работы класса, отмечает наиболее проблемные вопросы изученной темы. Выставляет оценки отдельным ученикам. Нацеливает на то, что ученики готовы к изучению темы следующего урока. | Участвуют в обсуждении итогов работы на уроке, вспоминают основные моменты урока. | Коммуникативные | |
14. Рефлексия. | Оцените свое отношение к уроку: 1. На уроке я узнал(ла)…. | Учащиеся делают записи в тетради. Сдают тетради для проверки. | Личностные |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. СОСТАВ, СТРОЕНИЕ И РОСТ КОСТЕЙ.
ОДС Скелет (около 200 костей) Пассивная часть Мышцы Активная часть
Значение скелета
Вопрос! У человека массой 70 кг средняя масса костей составляет 9-11 кг. Чем можно объяснить высокую прочность и мощность скелета при его относительной легкости?
Химический состав костей Неорганические вещества Органические вещества Соли кальция и фосфора Эластичность упругость Прочность
Задание «Закончи предложение» 1. Минеральные вещества придают кости …. . 2. Органические вещества придают кости …. . 3. В костях детей преобладают …. вещества. 4. У пожилых людей в костях преобладают …. . 5. Наиболее прочны кости у людей в возрасте …. . 6. К активной части ОДС относят …. . 7. К пассивной части ОДС относят …. .
Вопрос! Бедренная кость человека вдоль оси выдерживает груз 1 500 кг (легковой автомобиль). Почему она при этом не ломается?
Задание классу 1 ряд – готовит сообщение о макроскопическом строении кости (внешнее строение кости) 2 ряд – готовит сообщение о макроскопическом строении кости (внутреннее строение кости) 3 ряд – готовит сообщение о микроскопическом строении кости
Макроскопическое строение кости
Макроскопическое строение кости
Вопрос! В скелете человека 206 костей. Масса скелета у новорожденного составляет 10-11% массы тела, а у взрослых людей – 20% массы тела. С чем это связано?
Прочитайте статью учебника «Рост костей». Ответьте на вопросы: За счет каких структур происходит рост костей в длину и в толщину?
Заполните схему Виды костей
Заполните схему Виды костей трубчатые губчатые плоские смешанные
Охарактеризуйте мысленно состав и свойства костей. Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами, начиная с первого: Нормальная кость Декальцинированная кость Прокаленная кость Без минеральных веществ Без органических веществ Органические + минеральные вещества Хрупкая Твердая, прочная, упругая Мягкая, упругая
Ответ 1,6,8 ; 2,4,9; 3,5,7 ТЕСТ
Домашнее задание: 1. Параграф 7, записи в тетради; 2. Вопрос на стр. 35 из рубрики «Подумайте»; 3. Составьте кроссворд на тему: «Строение костей», используя текст учебника на странице 32-33.
Оцените свое отношение к уроку: 1. На уроке я узнал( ла )…. 2. На уроке у меня получилось…. 3. На уроке мне понравилось…… 4. Похвалите себя!
Интернет-ресурсы 1. Мышцы человека - http://sportmassag.ru/userfiles/muscle.png 2. Источник шаблона: Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области сайт « http :// pedsovet . su /» 3. http://likeforyou2.ru/kosti-cheloveka-stroenie.html 4. http://artplease.ru/ 5. http:// imgplusdb.com/skelet-cheloveka-animaciya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс
Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока: озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...
Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система"
Данный урок разработан для обучающихся 9 класса коррекционной шкрлы с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Урок в форме конкурса. На уроке используются различные задания, деятельность детей...
Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)
Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....
Методическая разработка урока по биологии "Опорно-двигательная система", 8 класс
Данная разработка поможет учителю пиготовится к уроку и ученику самостоятельно изучить тему, если он пропустил занятие. Тип данного урока-обобщающий. Задачи урока:обобщить и систематизировать знания, ...
Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...
Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.
Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)
РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ....