Программа по биологии (5 класс)
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Сафонова Ольга Викторовна

Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета 

Школьный курс биологии относится к области естественнонаучных предметов. Биология вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 5 классе осуществляется познание признаков организма, классификация организмов, в 6 классе рассматриваются процессы жизнедеятельности организмов, в 7 классе продолжается  знакомство с классификацией живых организмов, признаками  различных систематических групп, формирование основных  биологических понятий, в 8 классе осуществляется  знакомство со строением организма человека, методами научного познания, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

  Рабочая программа по биологии составлена на основе  Программ  основного общего образования. Биология. 5-9  классы. - М. : Дрофа, 2013 (Авторы программы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров).

     Биологические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов биологии, химии, физики, географии. В соответствии с учебным планом курсу биологии предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области биологии. В свою очередь, содержание курса биологии основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Место предмета в учебном плане.  Предмет биология входит в инвариантную часть учебного плана школы. В основной школе биология изучается в 5, 6  классах по одному часу, в 7,8 классе  68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Количество часов для проведения контрольных и лабораторных работ представлено в таблице:

Класс

Количество часов для проведения

Контрольных работ

Лабораторных работ

5

3

3

6

2

7

7

3

19

8

3

9

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных и информационных областях.

Цели и задачи биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы

Результаты освоения предмета

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные результаты обучения

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

Предметные  результаты обучения биологии в основной  школе представлены  по классам.

  5 класс(34ч,1 ч.  в неделю)

Учащиеся должны знать:

- основные признаки живой природы;

- устройство светового микроскопа;

- основные органоиды клетки;

- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

-ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки царств живой природы;

- основные среды обитания живых организмов;

- природные зоны нашей планеты, их обитателей;

- предков человека, их характерные черты, образ жизни;

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

- характеризовать методы биологических знаний;

- работать с лупой и световым микроскопом;

- узнавать на таблицах и микропрепаратов основные  органоиды клетки;

- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

- соблюдать правила поведения  и работы с приборами  и инструментами в кабинете биологии;

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- приводить примеры обитателей морей и океанов;

- наблюдать за живыми организмами;

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности на человека;

- объяснять роль животных и растений в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер  по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в живой природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

  6 класс(34ч,1 ч.  в неделю)

Учащиеся должны знать

- суть понятий и терминов;

- основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;

- что лежит в основе строения всех живых организмов;

- строение частей побега, основных органов и систем органов животных;

- органы и системы, составляющие организмы растения и животного;

- как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;

- характер взаимосвязей между живыми организмами в природном обществе;        

- структуру природного общества;

Учащиеся должны уметь

- исследовать строение основных органов растения;

- обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма;

- объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

- обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

- исследовать строение отдельных органов организма;

- сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

- наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

- фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

- соблюдать правила поведения в кабинете биологии;

7 класс(68ч., 2 ч. в неделю)

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности

бактерий;

-разнообразие и распространение бактерий и грибов;

-роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

-методы профилактики инфекционных заболеваний.  

-основные понятия, относящиеся к строению прокариотических и

эукариотической клеток;

-строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

-особенности организации шляпочного гриба;

-меры профилактики грибковых заболеваний.

 -основные методы изучения растений;

-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи,

плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

-происхождение растений и основные этапы развития

растительного мира.

-основные свойства животных организмов;

-сходство и различия между растительным и животным

организмами;

-что такое зоология, какова её структура.

-объяснять структуру зоологической науки, основные

этапы её развития, систематические категории;

-представлять эволюционный путь развития животного

мира;

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику бактерий;

-характеризовать формы бактериальных клеток;

-отличать бактерии от других живых организмов;

-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни

человека

-давать общую характеристику бактерий и грибов;

-объяснять строение грибов и лишайников;

-приводить примеры распространённости грибов и

лишайников;

-характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

-определять несъедобные шляпочные грибы;

-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни

человека

-давать общую характеристику растительного царства;

-объяснять роль растений в биосфере;

-давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);

-объяснять происхождение растений и основные этапы

развития растительного мира;

-характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

-объяснять причины различий в составе фитоценозов

различных климатических поясов.

-признаки организма как целостной системы;

-классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;

-применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

-объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведения редких и охраняемых

животных, выведения новых пород животных;

-использовать знания по зоологии в повседневной

жизни.

8 класс (68 ч, 2 ч. в неделю):

Учащиеся должны знать

- признаки, доказывающие родство человека и животных;

- биологические и социальные факторы антропогенеза;

- основные этапы эволюции человека;

- основные черты рас человека;

- роль регуляторных систем;

- механизм действия гормонов;

 - признаки внутренней среды организма;

- признаки иммунитета;

- сущность прививок и их значение;

- органы дыхания, их строение и функции;

- гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний, нарушения работы пищеварительной системы;

- органы пищеварительной системы;

- особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

- строение и функции кожи;

- гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;

- строение и функции органов половой системы человека;

- основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека;

- приемы рациональной организации труда и отдыха;

- отрицательное влияние вредных привычек;

Учащиеся должны уметь:

- узнавать основные структурные компоненты клеток тканей на таблицах и микропрепаратах;

- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

- соблюдать меры профилактики заболевания органов чувств;

- сравнивать между собой строение и функции клеток крови;

- объяснять механизмы свёртывания и переливания крови;

- измерять пульс и кровяное давление;

- выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

- объяснять механизм терморегуляции;

- выделять существенные признаки психики человека

Содержание учебного предмета

5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (9 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

6 класс (34часа, 1ч в неделю)

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (12 ч)

Тема 1.1  Основные свойства живых организмов. (1 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

Тема 1.2.  Химический состав клеток. (2 ч)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Тема 1.3.Строение растительной и животной клеток. Клетка – целостная система.(2 ч)

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животных клеток.

Тема 1.4.  Ткани растений и животных. (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Тема 1.5  Органы и системы органов.(5 ч)

Понятие «орган». Органы клеткового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменение корней. Строение и значение побега. Почка - зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значения и строение. Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Тема 1.6.  Растения и животные как целостные организмы. (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (20 ч)

Тема 2.1.  Питание и пищеварение(2 ч) 

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

Тема 2.2 Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Тема 2.3.  Передвижение веществ в организме. (2 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Особенности строения организмов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа. Кровь и ее остальные части.

Тема 2.4.  Выделение. Обмен веществ  энергии.(2 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделения у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5.  Опорные системы (2 ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Тема 2.6. Движение (2 ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Тема 2.7.  Регуляция процессов жизнедеятельности.(2 ч)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Тема 2.8  Размножение. (3 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Тема 2.9.  Рост и развитие.(3 ч)
Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриальное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Тема 2.10.  Организм как единое целое. (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм - биологическая система.

Раздел 3. Организм и среда (2 ч)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды.(1ч)

Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов

Тема 3.2.  Природные сообщества1 ч)

Экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

7 класс (68часов, 2ч в неделю)

Введение (3 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера- глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины

многообразия живых организмов. Эволюционная теория

Ч. Дарвина о приспособленности к разнообразным условиям

среды обитания. Естественная система классификации как

отражение процесса эволюции организмов.

Раздел 1. Царство Прокариоты (3 ч)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.

(3 ч)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм

бактерий. Особенности строения бактериальной клетки.

Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость

и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское

значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

Раздел 2. Царство Грибы (4 ч)

Тема 2.1.  Общая характеристика грибов (3 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности

строения клеток грибов. Основные черты организации

многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа

Несовершенные грибы1. Особенности жизнедеятельности и

распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной

деятельности человека.

Тема 2.2. Лишайники (1 ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Раздел 3. Царство Растения (16 ч)

Тема 3.1. Общая характеристика растений. (2 ч)

Растительный организм как целостная система.

Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты.

Систематика растений; низшие и высшие растения.

Тема 3.2. Низшие растения (2 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая

характеристика водорослей. Особенности строения тела.

Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие

водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и

Красные водоросли. Распространение в водных и наземных

биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое

значение.

Тема 3.3. Высшие споровые растения. (4 ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности

организации, жизненного цикла. Распространение и роль

в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации,

жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности

организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел голосеменные

(2 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные(Цветковые ) растения.

(6 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Раздел 4. Царство Животные (40 ч)

Тема 4.1. Общая характеристика животных(1 ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные ихордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Тема 4.2. Подцарство одноклеточные(2 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

Тема 4.3. Подцарство многоклеточные(1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.

Тема 4.4. Тип Кишечнополостные (3 ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

Тема 4.5. Тип Плоские черви (2 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви.

Тема 4.6. Тип Круглые черви(1 ч)

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Тема 4.7. Тип Кольчатые черви(3 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

Тема 4.8. Тип Моллюски (2 ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах.

Тема 4.10. Тип Иглокожие. Подтип Бесчерепные. (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 ч)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

Тема 4.12. Подтип Позвоночные(Черепные).Надкласс Рыбы.(2 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые(акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных 40 рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде

обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Тема 4.13. Класс Земноводные. (2 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся. (2 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика

пресмыкающихся как первично-наземных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Тема 4.15. Класс Птицы(4 ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тема 4.16. Класс Млекопитающие.(4 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери(плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

Раздел 5. Вирусы (2 ч)

Тема 5.1. Многообразие, особенности строения и происхождения вирусов.(2 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы- возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

8 класс (68ч, 2ч в неделю)

Раздел 1.  Место человека в системе органического мира (2 ч)

Человек как часть живой природы. Место человека

в системе органического мира. Черты сходства человека и

животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный

Раздел 2.  Происхождение человека (2 ч)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Раздел 3.  Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена.

Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален,

Андреас Везалий.

Раздел 4.  Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и

систем органов как основа гомеостаза.

Раздел 5. Координация и регуляция (11 ч)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Раздел 6. Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно - двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.

Раздел 7. Внутренняя среда организма (4 ч)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Раздел 9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха.  Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Раздел 10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Раздел 12. Выделение (2 ч)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.

Раздел 13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Раздел 14. Размножение и развитие  (4 ч)

Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (6 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Раздел 16. Человек и его здоровье (5 ч)

Соблюдение санитарно - гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.



Предварительный просмотр:

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

ЭОР

1

Живой организм: строение и изучение

9

Выделяют существенные признаки живых организмов. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями, объясняют роль биологических знаний в жизни человека,определяют основные методы биологических исследований; работают с лупой и световым микроскопом, готовят микропрепараты; планируют и организовывают своё рабочее место; выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Обобщают и систематизируют знания. Делают выводы. Называют основные клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.Изучают и описывают свойства различных веществ. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.Ориентируются в учебнике

Предметные умения: научатся применять полученные знания в практической работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: устанавливать причинно-следовательные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять учебные знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя;осуществлять планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью;  целеполагание- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: самоопределение- правильно идентифицируют себя с позиции школьника; проявляют интеллектуальные и творческие способности.

- Лабораторная работа

- Тестирование

Видеофильм «Исторический ряд микроскопов»

Презентация «Строение растительной клетки»

Электронное положение к учебнику «Биология. Введение в биологию.5 класс.(Линия УМК «Сфера жизни», сайт «Дрофа».)

2

Многообразие живых организмов.

     14

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Используют интернет ресурсы для поиска информации.

Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы. Участвуют в коллективной беседе, приводят примеры основных представителей царств природы.Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения.Осваивают навыки выращивания растений. Наблюдают за способами передвижения беспозвоночных животных. Наблюдают за передвижения позвоночных животных; изменениями внешнего облика животных на разных этапах индивидуального развития. Объясняют роль представителей животных в живой природе и жизни человека.

Предметные умения: научатся объяснять роль бактерий, грибов, растений, животных  в природе и жизни человека, применять полученные знания в практической работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: устанавливать причинно- следовательные связи; владеть навыком контроля  и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составить план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

- Тестирование

Электронное положение к учебнику «Биология.Введение в биологию.5 класс.(Линия УМК «Сфера жизни», сайт «Дрофа».)

Видеофильм «Земля. История планеты.»

Презентация «Царство Грибы»

Видеофильм «Водоросли»»

Презентация «Позвоночные»

3

Среда обитания живых организмов.

       6

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют основные виды растений и животных, населяющих их. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями.Выясняют особенности живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Работают с картой природных зон.Планируют и организуют своё рабочее место. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Обобщают и систематизируют знания.

Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные:  устанавливать причинно- следственные связи; владеть навыкам контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные-: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью;  целеполагание- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того , что ещё неизвестно.

Личностные умения: нравственно-эстетическая ориентация- ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразования- имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор: как надо учиться и чему.

- Тестирование

Видеофильм «Среда обитания живых организмов»

Видеофильм «Африканская саванна»

Электронное положение к учебнику «Биология.Введение в биологию.5 класс.(Линия УМК «Сфера жизни», сайт «Дрофа».)

Презентация «Жизнь в морях и океанах»

4

Человек на Земле.

        5

Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм Человека разумного. Планируют и организуют своё рабочее место. Обобщают и систематизируют знания. делают выводы.Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных.Участвуют в коллективной беседе:обмениваются мнениями.Выясняют, какие редкие исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе,объясняют причины исчезновения степей, лесов,болот,обмеления рек.Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований  и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять последствия человеческой деятельности, его влияния на живые организмы и среды обитания, характеризовать правила безопасного поведения  в природе.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: установить причинно- следственные связи;владеть навыком контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные- принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание- осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности; принимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении.

Электронное положение к учебнику «Биология.Введение в биологию.5 класс.(Линия УМК «Сфера жизни», сайт «Дрофа».)

Презентация «Как человек изменил Землю»



Предварительный просмотр:

№ п/п

Наименование тем, уроков

Количество часов

Дата проведения

Дом.

задание

Примечание

По плану

Фактическая

1

Живой организм: строение и изучение

1

Что такое живой организм(формирование новых знаний)

1

п.1

2

Наука о живой природе. (комплексное применение знаний, умений, навыков)

1

п.2

3

Методы изучения природы.  (комплексное применение знаний, умений, навыков)

1

п.3

4

Увеличительные приборы.

(формирование новых

 знаний)

1

п.4

5

Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

1

п.4

6

Живые клетки.

Лабораторная работа №2 «Строение кожицы чешуи лука» (на готовых микропрепаратах) (комплексное применение знаний, умений, навыков) (комбинированный)

1

п.5

7

Химический состав клетки.

 (комплексное применение знаний, умений, навыков)

1

п.6

8

Органические вещества клетки.(комбинированный)

1

п.6

9

Великие естествоиспытатели

(формирование новых знаний)

п.8

 2

Многообразие живых организмов.

1

Как развивалась жизнь на Земле. (формирование новых знаний)

1

п.9

2

Разнообразие живого. (комбинированный)

1

п.10

3

Бактерии. (комбинированный)

1

п.11

4

Грибы.(формирование новых знаний)

1

п.12

5

Растения. Водоросли. (Контроль и коррекция новых знаний)

1

п.13

6

Мхи (формирование новых знаний)

1

п.14

7

Папоротники (формирование новых знаний).

1

п.15

8

Голосеменные растения. (комбинированный)

1

п.16

9

Покрытосеменные (цветковые) растения.  (контроль и коррекция знаний)

1

п.17

  10

Значение растений в природе и жизни человека. (комбинированный)

1

п.18

11

Животные. Простейшие. (формирование новых знаний)

1

п.19

12

Беспозвоночные.(формирование новых знаний)

1

п.20

13

Позвоночные. (комбинированный)

1

п.21

14

Значение животных в природе и жизни человека. (комбинированный)

1

п.22

3

Среда обитания живых организмов.

1

Три среды обитания живых организмов. (формирование новых знаний)

1

п.23

2

Жизнь на разных материках. (комбинированный)

1

п.24

3

Жизнь на разных материках. (комбинированный)

п.24

4

Природные зоны Земли. (формирование новых знаний).

1

п.25

5

Природные зоны Земли. (формирование новых знаний).

п.25

6

Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа №3 «Определение наиболее распространенных растений и животных» (комплексное применение знаний, умений, навыков)

1

п.26

4

Человек на Земле.

1

Как человек появился на Земле. (комплексное применение знаний, умений, навыков)

1

п.27

2

Как человек изменил Землю. (комбинированный)

1

п.28

3

Жизнь под угрозой.  (комбинированный)

1

п.29

4

Не станет ли Земля пустыней? (комбинированный)

1

п.30

5

Здоровье человека и безопасность жизни. (комплексное применение знаний)

1

п.31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")

Программа по биологии, 5 класс, ФГОС (к учебнику В.В. Пасечника, биология, 5-6 класс, 2 части, издательство "Дрофа")...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...