Биология в качестве предмета при сдаче ОГЭ
статья по биологии (9 класс) на тему
В статье рассматриваются вопросы подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по Биологии, предлагается алгоритм изучения разделов, даются практические советы по распределению времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_v_kachestve_predmeta_oge.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Биология в качестве предмета при сдаче ОГЭ»
Автор: Баженов С.С., преподаватель, учитель, СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж»
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – сложившаяся форма итоговой государственной аттестации девятиклассников в школах Российской Федерации. Опустив вопрос о недостатках или достоинствах ОГЭ, обратим свое внимание на тот факт, что тысячи школьников выбирают Биологию в качестве предмета по выбору для сдачи экзамена в формате ОГЭ. Биология является естественнонаучной дисциплиной, но все же стоит особняком от Физики, Химии или Географии, которые также предлагаются для сдачи экзамена в форме ОГЭ.
Основным достоинством Биологии является её наглядность как предмета для освоения. За что поколения школьников любят биологию, но сохраняется некоторое несерьезное отношение к предмету: «Что можно сдавать в Биологии, там же все просто?!». Здесь скрывается реальное противоречие, которое школьнику и преподавателю предстоит решить, в случае, если все-таки выбор будет направлен на этот предмет. С одной стороны, задания ОГЭ представлены большим обилием картинок, таблиц и описаний, с другой стороны, неподготовленному школьнику будет сложно сразу выполнить правильно даже тестовые задания. Особенно часть вопросов, сформулированных на общую эрудицию, предполагают довольно широкое знание предмета. Поэтому первыми и главным вопросами, на которые должен ответить школьник: «Нравится ли ему Биология, и хочет ли он узнавать что-то новое в этой области знаний?». Если ответ утвердительный, то стоит продолжать путь, в противном случае поискать что-то другое по интересам ребенка.
Когда вопрос о предмете оказался решеным: «Всё, мы сдаем Биологию!», надо приступать к подготовке. С чего же начать? Все просто: школьный курс обычно выстроен по линейной программе: Ботаника → Зоология → Анатомия и Физиология человека → Общая биология → Основы генетики → Основы эволюционного учения → Основы экологии. Существует и концентрическая программа, но встречается она значительно реже. Существует важное «НО» – в заданиях ОГЭ не все разделы встречаются в том же виде, в каком он представлены в ЕГЭ. Следует обратить внимание на факт, что большинство вопросов ОГЭ относятся к разделу Анатомия и Физиология человека, а остальные разделы освещены обзорно, однако вопросы по этим разделам могут подчас существенно повлиять на экзаменационную оценку.
По собственному опыту подготовки к ОГЭ могу сказать, что самый рациональный путь начать с Общей биологии – это раздел, с которого начинается 9 класс. Мотивация очень проста: большинство школьников начинают подготовку именно в 9 классе, а самым сложным, с одной стороны, и основополагающим, с другой стороны, является именно этот раздел Биологии. Освоив химический состав клетки, строение и физиологию клетки, школьники легче усваивают связанный с указанными темами материал Ботаники, Зоологии, Физиологии человека. Плюс основы клеточной теории, заложенные при изучении раздела, позволяют легче проводить сравнительные описания при изучении особенностей эволюционного пути растений, животных и грибов.
Второй шаг - конечно же, Ботаника – самый простой и одновременно самый сложный раздел биологии, для школьников, которые в настоящее время абсолютно оторваны от природы в целом и от флоры в частности. Проблема в том, что задания, содержащие ботанический материал, с одной стороны, направлены на проверку теории, а с другой стороны, имеются задания, в которых требуется знание признаков растений, особенно цветковых, навык описания растений по свойствам. Поэтому при подготовке к ОГЭ следует обращать внимание, как на общие вопросы строения и физиологии растений, так и на частности: строение цветка, листьев и типы корневой системы.
Сходна ситуация и с Зоологией: содержатся довольно обширный материал по строению представителей различных классов животных, и в задания с требованием описать животное по его характеристикам, причем по некоторым изображениям, сделать это не всегда представляется возможным, то есть ребенок должен вспомнить как выглядит животное вживую. Однако, не смотря на большой объем материала по Ботанике и Зоологии, число вопросов по этим разделам относительно невелико. Поэтому, чересчур много тратить времени на животных и растения не стоит, лучше сосредоточиться на человеке.
Разделы Анатомия и физиология человека являются довольно обширными с точки зрения запоминания терминов, процессов и схем. Важным вопросом также является взаимозависимость органов и систем организма человека, которая рассматривается в теме нейрогуморальная регуляция. Отработку вопросов следует проводить по отдельным темам: опорно-двигательный аппарат, пищеварительная система, нервная система.
Разделы Генетика, Основы эволюционного учения и Экология лучше оставить на 4 четверть, с одной стороны темы уже будут пройдены в 9 классе, с другой стороны, количество вопросов настолько невелико, что они мало влияют на оценку.
Планирование годовой нагрузки учеников следует проводить из приведенных рассуждений о последовательности повторения тем. При групповой работе также важно обеспечить дидактическими материалами: лучшим вариантом будут тематические тренировочные задания, которые позволяют отрабатывать материал в рамках одной темы. Завершающие занятия следует посвятить решению и разбору вариантов подобных демо-версии ОГЭ, в ходе которого отрабатывается навык правильного заполнения бланков, а также правильного распределения времени на выполнение конкретных заданий КИМов. Особенно важно сформировать у ребенка позитивное отношение к экзамену. После ОГЭ не проводится отбор в школы, в отличие от ЕГЭ, который позволяет поступить в ВУЗ, поэтому стоит создать благоприятную психологическую обстановку для подготовки, возможно это будет важным личностным тренингом, опыт которого пригодится при сдаче ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...
Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".
Выбор проекта в качестве ГИА в 9 классах. Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....
Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.
Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. В начале 11 класса сле...
Методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ
В этой работе находятся методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ...
Развитие силовых качеств для успешной сдачи норм ГТО
Урок по физической культуре в 9 классе на тему: Развитие силовых качеств для успешной сдачи норм ГТО...
Осознанный выбор предметов для сдачи ОГЭ (бланк-алгоритм для работы на вводном мотивационном занятии по самоопределению
Рекомендован для использования педагогами, классными руководителями, а также психологами для проведения мотивационного занятии по самоопределению. Позволяет настроить девятиклассников на осо...
Проект «Развитие скоростно –силовых качеств учащихся для сдачи норм ГТО через занятиями «Баскетболом» на уроках физкультуры» .
Цель проекта: физическое совершенствование учащихся с целью подготовки к сдаче норм ГТО. Актуальность проекта: В настоящее время неуклонно сокращается количество детей, отнесенных по ...