Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.
статья по биологии на тему
Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ.
В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену. Начинать следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
Желательно использовать текущий контроль в форме мини-контрольных работ в тестовой форме, проверяющих как знание так текущего материала, так и пройденного ранее.
Рекомендую использовать при подготовке учащихся к ЕГЭ новые формы работы с дидактическими материалами: тренинги, репетиционные экзамены, деловые игры “Сдаём ЕГЭ” и другие, что активизирует их познавательную деятельность.
При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы, для чего можно порекомендовать следующий
План самостоятельной подготовки к ЕГЭ:
- Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет.
- Проанализируйте материал, который в них входит, и наметьте последовательность его изучения.
- Подумайте над тем, как можно наиболее экономно сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
- Выберите не более трёх учебных пособий, по которым вы будете заниматься.
- Определите наиболее простые и наиболее сложные разделы курса.
- Работайте с курсом последовательно, обращая внимание на наиболее трудные разделы.
- Работая с текстом, обязательно задумывайтесь над тем, о чём говорится в тексте.
- Составьте самостоятельно вопросы к отдельным фрагментам текста.
- Выбирая материал для тренировки, сравните его с образцами экзаменационных работ. Важно, чтобы эти работы расширяли содержание и позволяли глубже понять необходимый материал.
- Сначала работайте с заданиями, позволяющими последовательно изучить курс, и только затем переходите к тренировочным тестам ЕГЭ.
Желательно проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет.
Ошибки выпускников при подготовке к ЕГЭ
- Спохватиться месяц-другой до ЕГЭ. Считать, что этого количества времени хватит на подготовку.
- Полагаться на хорошие школьные оценки и ничего не предпринимать. Зачем прикладывать дополнительные усилия, если и так идет хорошо?
- Ограничиться ВУЗовскими подготовительными курсами. Думать, что вузовские курсы гарантируют высокий результат.
- При подготовке к ЕГЭ ограничиться пособиям для подготовки к ЕГЭ. Полагать, что достаточно «натаскаться» на задачи, характерные для ЕГЭ.
- Пренебрежительное отношение к учебникам.
- Недооценка объема необходимых знаний по данному предмету
- Подготовимся самостоятельно. Вызубрим по учебнику и по шпаргалкам.
- Пробелы в подготовке по биологии.
Методические рекомендации:
1. Каждому учителю при подготовке учащихся к экзамену необходимо уделять больше внимания работе с заданиями, подобными заданиям КИМ уровня С, учить правильно письменно излагать свои мысли. Кроме того, при завершении изучения каждой темы целесообразно проводить зачеты с использованием теста, в который следует включать задания не только с выбором одного или нескольких верных ответов, но и со свободным ответом.
2. Для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии следует ориентироваться не только на базовый, но и на профильный уровень государственных образовательных стандартов, поскольку экзамен по биологии является экзаменом по выбору. С этой целью в учебном процессе основное внимание должно быть направлено на овладение выпускниками основным содержанием курса биологии: важнейшими биологическими теориями, законами, закономерностями, понятиями и фактами, необходимыми для их конкретизации, разнообразными видами учебной деятельности, а также знаниями и умениями, востребованными в жизни и практической деятельности.
3. Наиболее эффективная подготовка учащихся к итоговой аттестации осуществляется не в процессе их «натаскивания» при решении заданий ЕГЭ прошлых лет, а через систематическую работу, направленную на достижение всего спектра задач школьного курса биологии, обозначенных в Государственном образовательном стандарте по биологии.
4. Учителю следует особо обратить внимание на те вопросы курса биологии основной школы, которые не изучаются повторно в средней школе. В начале изучения каждой темы в 10-11 классах необходимо определить уровень усвоения знаний по данной теме курса основной школы. На наш взгляд, для этого необходимо проводить входную диагностику, которая в каждом конкретном классе позволяет скорректировать содержание темы и выбрать тот или иной подход к изучению темы и ликвидировать выявленные пробелы в знаниях и умениях учащихся. В 10 и 11 классах при организации повторения следует обратить внимание на следующие разделы курса основной школы: многообразие растений и животных, их систематика; значение растений и животных в природе и жизни человека, особенности семенного, спорового и вегетативного размножения растений, способы полового размножения животных; физиологические процессы выделения, дыхания, кровообращения у человека, иммунитет, гомеостаз, значение лечебных сывороток и профилактических прививок.
5-При подготовке к ЕГЭ необходимо проводить повторение наиболее существенных знаний за основную школу в органической связи с изучением раздела общей биологии. К ним относятся знания организменного уровня организации жизни (строения и жизнедеятельности организмов: человека, растений, животных, грибов, бактерий), а также многообразия организмов разных царств, их классификации и усложнения в процессе эволюции.
6-Вопросы эволюции из года в год являются наиболее трудными для экзаменуемых. При их обобщении в старшей школе необходимо уделять больше внимания использованию знаний об историческом развитии растительного и животного мира из основной школы для конкретизации теоретических понятий об эволюции органического мира.
7.Кроме вышеперечисленных рекомендаций, хотелось бы добавить следующее: при подготовке к ЕГЭ очень эффективно использование дополнительной литературы. Это могут быть учебники других авторов, учебники углубленного уровня изучения, пособия для поступающих в вузы, тренировочные материалы ЕГЭ.
8. Обратить внимание на требования к знаниям и умениям учащихся, проверяемым заданиями КИМов и распределение материала по разделам и темам;
9.Уделить должное внимание особенностям оформления работ и требованиям к символике в ответах учащихся при решении цитологических и генетических задач уровня С (высокого уровня знаний). Особенно на требование к пояснению хода решения задач.
10.Для успешной подготовки к экзамену по выбору в старших классах требуется организовать:
- систематичное повторение разделов курса биологии 6–9-х классов и системный мониторинг продвижения отдельных учащихся, определившихся с выбором экзамена, по ликвидации пробелов за основную школу. Обратить внимание на результаты ГИА 2013 года и их основные показатели. Провести анализ типичных ошибок.
11.С целью улучшения результатов сдачи экзамена необходимо проводить систематическое повторение пройденного в режиме тестовых заданий, максимально приближенных к вариантам ЕГЭ. Эта работа может осуществляться через систему разноуровневых домашних заданий и (или) в виде блоков тестовых заданий, с разбором и комментариями, в классно-урочной системе обучения по изучаемым разделам и темам.
Небольшие разделы заданий из КИМов по темам, уровня А, должны быть освоены учащимися в процессе подготовки к экзамену в 10 – 11 классе в ходе урока.
12.Обратить внимание на задания, связанные с текстом и иллюстрациями. Они могут выполняться учащимися на уроках биологии в основной и старшей школе. Осуществлять систематическое использование и отработку технологии тестирования при контроле знаний учащихся с 6 по 11 класс, постепенно прививая умения и навыки работы с тестовыми заданиями на соотнесение структур и функций (сравнительный анализ) и последовательность событий (уровень В, повышенный).
13.Применять в ходе подготовки к экзамену различные формы заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и приучая учащихся к пониманию сути задания, которая может выражаться по-разному (задания с веером ответов).
Кабинет биологии:
- информационный стенд для учащихся с возможностью знакомства с нормативными документами, бланками, правилами заполнения бланков, списком ресурсов Интернет по вопросам ЕГЭ.
- подготовить папку с материалами по ЕГЭ в виде раздаточного материала для индивидуальной работы учащихся и пробных ЕГЭ (нормативные документы, бланки по предмету, правила заполнения бланков, инструкции, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ, перечень ресурсов библиотеки, рекомендации по подготовке к экзаменам);
- стенд с пособиями по ЕГЭ.
Перечень ресурсов Интернет
- Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа - http://www.school.edu.ru
- Интернет-поддержка профессионального развития педагогов - http://edu.of.ru
- Портал информационной поддержки ЕГЭ - http://www.ege.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
- Электронный каталог образовательных ресурсов - http://katalog.iot.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru
- Министерство образования и науки Российской Федерации- http://www.mon.gov.ru/
- Российская академия образования –http://rao.edu.ru/
- Институт новых технологий – http://www.int-edu.ru/
- Центр модернизации общего образования -http://apkro.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений- http://www.fipi.ru/
- Методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе - http://www.center.fio.ru/som
- Сайт издательства «Интеллект-Центр», http://www.intellectcentre.ru
- Подготовка к ЕГЕ, новые бланки заданий, дидактические материалы, опорные схемы - ege.On-line.info
- Репетиционная версия тестов (10 задач) - www.5ballov.ru
- Компьютер-наставник (демо-ролик) - www.c-mentor.ru
- Система оперативного информирования о результатах ЕГЭ - fed.egeinfo.ru/ege
- On-line тесты - www.uztest.ru
- Материалы для подготовки к ЕГЭ (теория и практика) -www.ege100.ru
- Сайт Федерального института педагогических измерений: КИМ к ЕГЭ по различным предметам, методические рекомендации - www.fipi.ru
- Интерактивная линия - internet-school.ru
Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
-Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
-Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
-Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
-Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
-Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.
-Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
-Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
-Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
-Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
-Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ
В этой работе находятся методические рекомендации учителю биологии при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного экзамена
Здесь описаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся с применением информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) при подготовке к сдаче единого государственного э...
Система работы учителя по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ
Описана система работы по подготовке к итоговой аттестации...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Существует много различных методик по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!...
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГТО»
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населе...
Методическая разработка комплекта методических рекомендаций и памяток для подготовки обучающихся к итоговому сочинению
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника ...
"Система работы учителя по подготовке обучающихся к ЕГЭ по математике как профилактика школьной неуспешности при сдачи ГИА"
Отражена система работы учителя математики по подготовке обучающихся к ЕГЭ: методическая подготовка учителя к ЕГЭ , психологическая подготовка обучающихся,входная диангостика предметных знаний, органи...