Рабочая программа по биологии 5 - 9 классы Сонин
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 27.58 КБ |
рабочая программа | 25.59 КБ |
рабочая программа | 35.62 КБ |
рабочая программа | 33.33 КБ |
рабочая программа | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану. Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа» 2012 г., по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2015г.
Согласно календарному графику МКОУ Ныгдинская СОШ, учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю (из 35 часов программы основного общего образования по биологии убран 1 час из резерва).
Планируемые предметные результаты изучения биологии в 5 классе
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
- необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Промежуточная аттестация в форме теста.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение ( 8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы:
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Раздел 2. Многообразие живых организмов ( 14 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов ( 6 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы:
Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы:
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резерв - 1 час.
Календарно - тематическое планирование 5 класс
№ | Раздел/тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
Живой организм: строение и изучение | 8 | |||
1 | Введение. Живой организм | 1 | ||
2 | Наука о живой природе | 1 | ||
3 | Методы изучения природы | 1 | ||
4 | Увеличительные приборы | 1 | ||
5 | Живые клетки | 1 | ||
6 | Химический состав клетки | 1 | ||
7 | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | ||
8 | Великие естествоиспытатели | 1 | ||
Многообразие живых организмов | 14 | |||
9 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | ||
10 | Разнообразие живого | 1 | ||
11 | Бактерии | 1 | ||
12 | Грибы | 1 | ||
13 | Растения. Водоросли | 1 | ||
14 | Мхи | 1 | ||
15 | Папоротники | 1 | ||
16 | Голосеменные растения | 1 | ||
17 | Покрытосеменные растения | 1 | ||
18 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | ||
19 | Животные. Простейшие | 1 | ||
20 | Беспозвоночные. | 1 | ||
21 | Позвоночные | 1 | ||
22 | Тест "Многообразие живых организмов" | 1 | ||
Среда обитания живых организмов | 6 | |||
23 | Три среды обитания | 1 | ||
24 | Жизнь на разных материках | 1 | ||
25 | Природные зоны | 1 | ||
26 | Жизнь в морях и океанах | 1 | ||
27 | Экскурсия в природу | 1 | ||
28 | Тест "Среда обитания живых организмов" | 1 | ||
Человек на Земле | 5 | |||
29 | Как человек появился на Земле. | 1 | ||
30 | Как человек изменил Землю. | 1 | ||
31 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. | 1 | ||
32 | Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | ||
33 | Тест «Человек на Земле» | 1 | ||
34 | Мир биологии. Обобщение знаний | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе. Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану. Рабочая программа по биологии для 6 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
Курс (линейный) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 6 классе авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Москва, издательство «Дрофа» 2012г., по учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс: Учебник /Н.И.Сонин, В.И.Сонина - М.: Дрофа, 2015г.
Согласно календарному графику МКОУ Ныгдинская СОШ, учебное содержание курса включает 34 часа, 1 час в неделю (из 35 часов программы основного общего образования по биологии убран 1 час из резерва).
Планируемые предметные результаты изучения биологии в 6 классе
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Проводить биологические опыты и эксперименты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета
Раздел 1: Строение и свойства живых организмов (9 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор хромосом. Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Лабораторные работы: Строение клеток живых организмов. Корневые системы. Простые и сложные листья. Строение цветка.
Раздел 2: Жизнедеятельность организмов (23 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови). Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация: Движение инфузории туфельки. Строение костей животных.
Лабораторные работы: Вегетативное размножение растений. Прорастание семян.
Резерв - 2 часа.
Календарно - тематическое планирование 6 класс
№ | Раздел/тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
РАЗДЕЛ 1. Строение и свойства живых организмов | 9 | |||
1 | Строение растительной клетки | 1 | ||
2 | Строение животной клетки | 1 | ||
3 | Деление клетки. Митоз. Мейоз | 1 | ||
4 | Ткани растений | 1 | ||
5 | Ткани животных | 1 | ||
6 | Органы цветковых растений. Корень. Побег | 1 | ||
7 | Цветки, плоды, семена | 1 | ||
8 | Системы органов животного | 1 | ||
9 | Тест "Строение и свойства живых организмов" | 1 | ||
РАЗДЕЛ 2. Жизнедеятельность организмов | 23 | |||
10 | Особенности питания растений. Фотосинтез | 1 | ||
11 | Особенности питания животных. Пищеварение | 1 | ||
12 | Дыхание у растений | 1 | ||
13 | Дыхание у животных | 1 | ||
14 | Транспорт веществ в растительном организме | 1 | ||
15 | Транспорт веществ в животном организме | 1 | ||
16 | Выделение у растений | 1 | ||
17 | Выделение у животных | 1 | ||
18 | Обмен веществ у растений и животных | 1 | ||
19 | Опорные системы растений | 1 | ||
20 | Опорные системы животных | 1 | ||
21 | Движение растений | 1 | ||
22 | Движение животных | 1 | ||
23 | Раздражимость. Эндокринная система животных | 1 | ||
24 | Координация и регуляция | 1 | ||
25 | Бесполое размножение организмов | 1 | ||
26 | Половое размножение животных | 1 | ||
27 | Половое размножение растений | 1 | ||
28 | Рост и развитие растений | 1 | ||
29 | Рост и развитие животных | 1 | ||
30 | Организм как единое целое | 1 | ||
31 | Что мы узнали о жизнедеятельности организмов | 1 | ||
32 | Тест "Жизнедеятельность организмов" | 1 | ||
33 | Экскурсия в природу | 1 | ||
34 | Мир биологии. Обобщение знаний | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010 г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2012 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 7 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, что соответствует календарному графику и учебному плану МКОУ Ныгдинская СОШ.
Планируемые результаты
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
уметь
• пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
Содержание учебного предмета
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1 Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1 Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)
Тема 2.1 Общая характеристика грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
РАЗДЕЛ 3 Царство Растения (16 часов)
Тема 3.1 Общая характеристика растений (2 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Тема 3.2 Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Тема 3.3 Высшие растения (4 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
РАЗДЕЛ 4 Царство Животные (37 часов)
Тема 4.1 Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Тема 4.4 Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Тема 4.5 Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Тема 4.6 Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Тема 4.7 Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Тема 4.8 Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности..
Тема 4.9 Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Тема 4.12 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Тема 4.13 Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Тема 4.14 Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Тема 4.15 Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тема 4.16 Класс Млекопитающие (4 часа)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Заключение 1 час
Резерв 2 часа
Календарно - тематическое планирование 7 класс
№ | Раздел/тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
Введение | 3 | |||
1 | Уровни организации и свойства живых организмов | 1 | ||
2 | Учения Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | ||
3 | Царства живой природы | 1 | ||
Царство Прокариоты | 3 | |||
4 | Общая характеристика и происхождение прокариот | 1 | ||
5 | Особенности строения, жизнедеятельности прокариот. Подцарство: Настоящие бактерии и Архебактерии | 1 | ||
6 | Подцарство Оксифотобактерии | 1 | ||
Царство Грибы | 4 | |||
7 | Царство грибы, особенности организации грибов, их роль в природе, жизни человека | 1 | ||
8 | Отдел Настоящие грибы, особенности строения и жизнедеятельности | 1 | ||
9 | Класс Базидиомицеты. Несовершенные грибы | 1 | ||
10 | Отдел Лишайники | 1 | ||
Царство Растения | 16 | |||
11 | Общая характеристика Царства Растения | 1 | ||
12 | Жизненные формы растений | 1 | ||
13 | Подцарство Низшие растения. Общая характеристика | 1 | ||
14 | Размножение и развитие водорослей | 1 | ||
15 | Подцарство Высшие растения. Общая характеристика | 1 | ||
16 | Отдел Моховидные, особенности строения, жизнедеятельности | 1 | ||
17 | Отдел Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе | 1 | ||
18 | Отдел Хвощевидные, Попоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе | 1 | ||
19 | Отдел Голосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе | 1 | ||
20 | Многообразие Голосеменных, их роль в природе и их практическое значение | 1 | ||
21 | Отдел Покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе | 1 | ||
22 | Размножение Покрытосеменных растений. Класс Двудольные | 1 | ||
23 | Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных | 1 | ||
24 | Характерные особенности растений семейства крестоцветных и паслёновых | 1 | ||
25 | Класс Однодольные растения, характерные признаки растений , семейства злаковых | 1 | ||
26 | Класс Однодольные растения, характерные признаки растений, семейства лилейных | 1 | ||
Царство Животные | 37 | |||
27 | Общая характеристика Царства Животных | 1 | ||
28 | Особенности организации одноклеточных, их классификация | 1 | ||
29 | Многообразие одноклеточных их значение в биоценозах и жизни человека | 1 | ||
30 | Особенности организации многоклеточных. Губки - примитивные многоклеточные | 1 | ||
31 | Особенности организации Кишечнополостных | 1 | ||
32 | Особенности организации Кишечнополостных. Тест | 1 | ||
33 | Многообразие кишечнополостных, значение в природе, в жизни человека | 1 | ||
34 | Особенности организации плоских червей | 1 | ||
35 | Плоские черви – паразиты | 1 | ||
36 | Тип круглые черви особенности их организации | 1 | ||
37 | Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей | 1 | ||
38 | Многообразие кольчатых червей. Классы: Многощетинковые и Малощетинковые | 1 | ||
39 | Тест "Класс Кольчатые черви" | 1 | ||
40 | Особенности организации моллюсков | 1 | ||
41 | Значение и многообразие моллюсков | 1 | ||
42 | Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные | 1 | ||
43 | Многообразие Ракообразных, их роль в природе | 1 | ||
44 | Класс Паукообразные, особенности строения и жизнедеятельности | 1 | ||
45 | Многообразие Паукообразных, их роль в природе | 1 | ||
46 | Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности | 1 | ||
47 | Размножение и развитие насекомых | 1 | ||
48 | Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение | 1 | ||
49 | Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и роль в природе | 1 | ||
50 | Особенности строения и жизнедеятельности Хордовых, их многообразие и роль в природе. Бесчерепные | 1 | ||
51 | Подтип Позвоночные. Рыбы | 1 | ||
52 | Основные группы рыб, их роль в природе и жизнедеятельности человека | 1 | ||
53 | Класс Земноводные, особенности строения, жизнедеятельности | 1 | ||
54 | Многообразие, среда обитания и экологические особенности земноводных | 1 | ||
55 | Класс Пресмыкающиеся, особенности строения, жизнедеятельности как первых настоящих позвоночных | 1 | ||
56 | Многообразие Пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение | 1 | ||
57 | Класс Птиц, особенности организации и жизнедеятельности | 1 | ||
58 | Особенности организации птиц, связанные с полётом | 1 | ||
59 | Экологические группы птиц, их роль в жизни человека | 1 | ||
60 | Тест "Класс Птицы" | 1 | ||
61 | Класс Млекопитающие, особенности строения и жизнедеятельности | 1 | ||
62 | Плацентарные млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение | 1 | ||
63 | Сумчатые и Первозвери | 1 | ||
64 | Тест "Класс Млекопитающие" | 1 | ||
65 | Царство Вирусы. Общая характеристика | 1 | ||
66 | Вирусы-возбудители опасных заболеваний человека | 1 | ||
67 | Экскурсия в природу | 1 | ||
68 | Мир биологии. Обобщение изученного | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010 г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Человек. 8 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2012 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, что соответствует календарному графику и учебному плану МКОУ Ныгдинская СОШ.
Планируемые результаты
В результате изучения предмета учащиеся 8 классов должны:
Знать/понимать:
• строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
• строение и функции органов, систем органов, их нейрогуморальную регуляцию;
• топографию органов в организме человека;
• особенности строения организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением, социальным образом жизни;
• особенности внутренней среды организма, иммунитета, обмена веществ, терморегуляции, рационального питания;
• особенности роста и развития человеческого организма;
• влияние факторов внешней среды на химическое, физическое и соматическое здоровье человека;
• приемы оказания первой неотложной помощи при несчастных случаях;
• влияние физической и умственной нагрузки на организм, факторы укрепляющие, сохраняющие здоровье;
• влияние образа жизни и вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания), ВИЧ-инфекция на организм человека;
Уметь:
• распознавать органы и системы органов по таблицам, рисункам;
• находить связь между строением и функциями органов;
• объяснять влияние труда, отдыха, образа жизни и вредных привычек на организм человека;
• работать с микроскопом;
• осуществлять элементарные приемы самонаблюдений за состоянием своего здоровья в целом и систем органов в отдельности;
• оказывать элементарную доврачебную помощь при несчастных случаях;
• работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
Содержание учебного предмета
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
Тема 6. Опора и движение (8 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Тема 8. Транспорт веществ (4 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 13. Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений
Влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Резерв 7 часов
Календарно - тематическое планирование 8 класс
№ | Раздел/тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
Тема 1. Место человека в системе органического мира | 2 | |||
1 | Место человека в системе органического мира | 1 | ||
2 | Особенности человека | 1 | ||
Тема 2. Происхождение человека | 2 | |||
3 | Происхождение человека. Этапы его становления | 1 | ||
4 | Расы человека. Их происхождение и единство | 1 | ||
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 | |||
5 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | ||
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека | 4 | |||
6 | Клеточное строение организма | 1 | ||
7 | Ткани | 1 | ||
8 | Органы | 1 | ||
9 | Системы органов. Организм. | 1 | ||
Тема 5. Координация и регуляция | 10 | |||
10 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека | 1 | ||
11 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | 1 | ||
12 | Спинной мозг | 1 | ||
13 | Строение и функции головного мозга | 1 | ||
14 | Полушария большого мозга. | 1 | ||
15 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор | 1 | ||
16 | Анализаторы слуха и равновесия | 1 | ||
17 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус | 1 | ||
18 | Взаимодействие анализаторов, их взаимосвязь. Гигиена органов чувств | 1 | ||
19 | Тест "Координация и регуляция" | 1 | ||
Тема 6. Опора и движение | 8 | |||
20 | Скелет человека, его значение, строение | 1 | ||
21 | Строение, свойства костей, типы их соединения | 1 | ||
22 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. П/р «Наложение повязок, шин» | 1 | ||
23 | Мышцы, их строение и функции | 1 | ||
24 | Работа мышц | 1 | ||
25 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения | 1 | ||
26 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Л/р «Измерение роста и массы своего организма» | 1 | ||
27 | Тест "Опора и движение" | 1 | ||
Тема 7. Внутренняя среда организма | 3 | |||
28 | Внутренняя среда организма и ее значение | 1 | ||
29 | Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение, функции | 1 | ||
30 | Группы крови. Переливание крови. Резус-фактор. Иммунитет | 1 | ||
Тема 8. Транспорт веществ | 4 | |||
31 | Движение крови и лимфы. Органы кровообращения | 1 | ||
32 | Работа сердца | 1 | ||
33 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение | 1 | ||
34 | Тест "Внутренняя среда организма" | 1 | ||
Тема 9. Дыхание | 5 | |||
35 | Строение органов дыхания | 1 | ||
36 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях | 1 | ||
37 | Дыхательные движения. Жизненная емкость легких | 1 | ||
38 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение | 1 | ||
39 | Тест "Дыхание" | 1 | ||
Тема 10. Пищеварение | 5 | |||
40 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме | 1 | ||
41 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости | 1 | ||
42 | Пищеварение в желудке и кишечнике | 1 | ||
43 | Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний | 1 | ||
44 | Тест "Пищеварение" | 1 | ||
Тема 11. Обмен веществ и энергии | 2 | |||
45 | Обмен веществ и энергии | 1 | ||
46 | Витамины | 1 | ||
Тема 12. Выделение | 2 | |||
47 | Выделение. Строение и работа почек | 1 | ||
48 | Заболевания почек, их предупреждение | 1 | ||
Тема 13. Покровы тела | 3 | |||
49 | Строение и функции кожи. Гигиена кожи | 1 | ||
50 | Роль кожи в терморегуляции организма | 1 | ||
51 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви | 1 | ||
Тема 14. Размножение и развитие | 3 | |||
52 | Половая система человека | 1 | ||
53 | Возрастные процессы | 1 | ||
54 | Тест "Размножение и развитие" | 1 | ||
Тема 15. Высшая нервная деятельность | 5 | |||
55 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности | 1 | ||
56 | Торможение, его виды, значение | 1 | ||
57 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | 1 | ||
58 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы | 1 | ||
59 | Тест "Высшая нервная деятельность" | 1 | ||
Тема 16. Человек и его здоровье | 4 | |||
60 | Человек и окружающая среда | 1 | ||
61 | Правила поведения человека в окружающей среде | 1 | ||
62 | Экскурсия в природу | 1 | ||
64 | Тест "Человек и его здоровье" | 1 | ||
65 | Проект "Дом в котором я живу" | |||
66 | Проект "Дом в котором я живу". Защита | |||
67 | Итоговое тестирование по курсу «Человек» | |||
68 | Мир биологии. Обобщение пройденного |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010 г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2012г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 9 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 66 часов, 2 часа в неделю, что соответствует календарному графику и учебному плану МКОУ Ныгдинская СОШ.
Планируемые результаты
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
уметь
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Содержание курса
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1 Эволюция живого мира на Земле (21 час)
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2 Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3 Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Тема 1.6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8 Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
РАЗДЕЛ 2 Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 2.1 Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Тема 2.2 Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3 Строение и функции клеток (5 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры.
Эукариотическая клетка.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме.
Клеточная теория строения организмов.
РАЗДЕЛ 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1 Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур.
Тема 3.2 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
РАЗДЕЛ 4 Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)
Тема 4.1 Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Лабораторная работа Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2 Закономерности изменчивости (6 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Тема 4.3 Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
РАЗДЕЛ 5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)
Тема 5.1 Биосфера, ее структура и функции (3 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Тема 5.2 Биосфера и человек (2 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Заключение (1 час)
Резерв 7 часов
Календарно - тематическое планирование 9 класс
№ | Раздел/тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | |
план | факт | |||
1 | Введение | 1 | ||
Раздел I. Эволюция живого мира на Земле | 21 | |||
2 | Многообразие живого мира | 1 | ||
3 | Основные свойства живых организмов | 1 | ||
4 | Становление систематики | 1 | ||
5 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | 1 | ||
6 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина | 1 | ||
7 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | ||
8 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | ||
9 | Формы естественного отбора | 1 | ||
10 | Обобщение изученного | 1 | ||
11 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных | 1 | ||
12 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации | 1 | ||
13 | Микроэволюция. Вид, его критерии и структуры | 1 | ||
14 | Эволюционная роль мутаций | 1 | ||
15 | Макроэволюция. Главные направления эволюции | 1 | ||
16 | Общие закономерности биологической эволюции | 1 | ||
17 | Обобщение знаний по теме Микроэволюция и макроэволюция | 1 | ||
18 | Современные представления о возникновении жизни | 1 | ||
19 | Начальные этапы развития жизни | 1 | ||
20 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эру | 1 | ||
21 | Жизнь в палеозойскую и мезозойскую эру | 1 | ||
22 | Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека | 1 | ||
Раздел II. Структурная организация живых организмов | 10 | |||
23 | Неорганические вещества, входящие в состав клетки | 1 | ||
24 | Органические вещества, входящие в состав клетки | 1 | ||
25 | Пластический обмен. Биосинтез белков | 1 | ||
26 | Энергетический обмен | 1 | ||
27 | К/работа по теме "Обмен веществ" | 1 | ||
28 | Прокариотическая клетка | 1 | ||
29 | Эукариотическая клетка | 1 | ||
30 | Эукариотическая клетка. Ядро | 1 | ||
31 | Клеточная теория строения клеток | 1 | ||
32 | Тест "Строение и функциии клеток" | 1 | ||
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | |||
33 | Бесполое размножение | 1 | ||
34 | Половое размножение | 1 | ||
35 | Эмбриональный период развития | 1 | ||
36 | Постэмбриональный период развития | 1 | ||
37 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон | 1 | ||
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов | 20 | |||
38 | Основные понятия генетики | 1 | ||
39 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя | 1 | ||
40 | Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование | 1 | ||
41 | Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет | 1 | ||
42 | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя | 1 | ||
43 | Анализирующее скрещивание | 1 | ||
44 | Сцепленное наследование генов | 1 | ||
45 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом | 1 | ||
46 | Взаимодействие генов | 1 | ||
47 | П/р "Составление родословных" | 1 | ||
48 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | ||
49 | Наследственная изменчивость | 1 | ||
50 | Мутации. Значение мутаций для с/хозяйства | 1 | ||
51 | Фенотипическая изменчивость | 1 | ||
52 | Фенотипическая изменчивость. Повторение | 1 | ||
53 | Тест "Закономерности изменчивости" | 1 | ||
54 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | ||
55 | Методы селекции растений и животных | 1 | ||
56 | Ген. Генотипкак система взаимодействующих генов организма | 1 | ||
57 | Селекция микроорганизмов | 1 | ||
Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 5 | |||
58 | Структура биосферы. Круговорот веществ в природе | 1 | ||
59 | Биогеоценозы и биоценозы | 1 | ||
60 | Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды | 1 | ||
61 | Биотические факторы среды | 1 | ||
62 | Природные ресурсы и их использование | 1 | ||
63 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1 | ||
64 | Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 | ||
65 | Тест "Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии" | |||
66 | Мир биологиии. Обобщение изученного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...