КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
статья по биологии (5, 6 класс) по теме

Степаненко Елена Михайловна

В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривается как проект, который будет активно развиваться в ближайшие годы. Теперь мы рады тому,что конкурс занял достойное место в рейтинге популярных проектов Невского района, т.к. уже запущен III "Эффект радуги". Планируем публиковать материлы конкурса за три года.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, ФГОС-2, образовательные технологии: технология развивающего обучения, педагогические мастерские, интеграция в образовании, экологическая культура

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.

                                                                              Степаненко Е.М., Санкт-Петербург

Аннотация.

В 2015 г. творческая группа педагогов Невского района инициировала и провела открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривается как проект, который будет активно развиваться в ближайшие годы.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, ФГОС-2, образовательные технологии: технология развивающего обучения, педагогические мастерские, интеграция в образовании, экологическая культура

В современной школе уделяется большое внимание подготовке школьников к различным конкурсам самой разной тематики.

2015 год в России согласно Указу Президента В.В.Путина объявлен Годом литературы. Родилась идея создания конкурса «Эффект радуги» для учащихся 5-6 классов. У детей этого возраста еще сохраняется целостность картины мира и, при этом, уже накоплены некоторые знания в различных предметных областях.

Принцип интеграции знаний сегодня в общем образовании выступает как один из принципов инновационной педагогической деятельности, обеспечивающий единое образовательное пространство, в которое интегрированы образовательные области, объединяющие учебные предметы.

Реализация интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования способствует развитию системности знаний, которые в свою очередь становятся обобщенными, умения и знания способствуют комплексному применению, синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого перехода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Для сегодняшних молодых людей, без сомнения усиливается мировоззренческая направленность, более эффективно формируются убеждения -  всестороннее развитие личности в области естественных наук, что является основой общей экологической культуры молодого человека;

Конкурс как средство оптимизации и интенсификации учебной и

Педагогической деятельности способствует самореализации одаренных

    детей в разносторонней образовательной деятельности экологической

    направленности на основе культурологического подхода.

Задачи:

  • активизация и поддержка творческой совместной проектной деятельности педагогов и учащихся в сфере интеграции эколого-биологического и гуманитарного образования;
  • выявление оригинальных педагогических методик интегрированного обучения и подготовки одаренных детей к участию в различных конкурсах с использованием различных образовательных ресурсов, информационных технологий;
  • популяризация знаний в области биологии, экологии, литературы, географии, МХК;
  • развитие и поддержка интереса к науке;
  • поддержка талантливых детей и создание среды для развития коммуникативных качеств;
  • воспитание бережного отношения к природе, формирование экологической и потребительской грамотности у подрастающего поколения;
  • использование системного подхода в образовании: объединение обучающихся и педагогов в различных видах деятельности (научной, художественной, технической, социальной);
  • помощь учащимся в осмыслении содержания предметных областей в культурологическом контексте;
  • создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся и педагогов, обмена опытом педагогов разных предметных областей.

Не главной станции конкурса команды-участники представили мини-проекты   "Наш оригинальный опыт использования фотографий природы как образовательного ресурса в естественно - научном и культурологическом просвещении" .

Тема мини-проектов «Быть может, вся Природа -  желанье красоты?» посвящена уникальному миру природы, который во все времена воспевали поэты и писатели, художники и композиторы, а современное искусство фотографии дарит нам удивительные по красоте «мгновения».

Развитию эстетического восприятия природы способствуют как сам процесс фотосъемки, так и работа с самим снимком.

Несомненно, природа – мудрый учитель, у которого для каждого из нас есть свои краски, свет и тень, радость и грусть, тайна или доверительная нежность.

Внутренний мир становится богаче и ярче, если научиться видеть и слышать то, что однажды попало в объектив талантливого фотографа.

Природ сама по себе - образовательный ресурс!

Вторая станция «Эзопов язык природы, или Природа в пословицах и поговорках».

Детям предстояло поиграть в обучающее лото, где в задачу входило не только узнавание пословиц и поговорок о природе, но и поиск объяснения экологического смысла угаданных карточек с заданием.  

Следующая станция: «У меня опять 36 и 5! Агния Барто»

Реклама в современном информационном пространстве играет важную роль. Особенно это касается телевизионных (аудиовизуальных) продуктов. Автор книги «14000 фраз» Э. Маккензи писал: «Если, включив телевизор, вы видите фильм с хорошими актерами, увлекательным действием и остроумным диалогом – это, скорее всего, реклама". Яркие образы и звуковые эффекты, запоминающиеся рекламные слоганы не только привлекают внимание потенциальных потребителей товаров и услуг, но и оказывают мощное воздействие на сознание человека. Реклама становится одним из источников информации, на основании которой у человека формируется представление, о каком-либо объекте или явлении.

Бесспорно, что влияние рекламы может быть, как положительным, так и отрицательным. Качественный продукт, запущенный в СМИ, делает человека более грамотным, рассказывает ему о тех вещах, которые он даже не мог себе представить. Те или иные афоризмы заставляют слушателя задуматься, более остро представить себе проблемы экологии, валеологии, экономики и политики. У целого поколения хорошие рекламные ролики могут сформировать достойный вкус. Однако мир «двигателей торговли» наполнен некачественным продуктом, который больше обращается к человеческой психике, нежели к разуму.

Организация работы ребят на станции заключалась в просмотре предложенного рекламного ролика лекарственных препаратов и биологически активных добавок.

Школьникам предстояло высказать свою точку зрения по следующим вопросам:

- чему посвящен данный ролик, к чему он хочет привлечь наше внимание.

- какую биологическую информацию вы узнали, посмотрев данный ролик.

- к каким источникам информации вы бы обратились, чтобы проверить достоверность данной рекламы.

- к каким последствиям может привести неправильное употребление этого лекарства или биологически активной добавки, какое влияние — это может оказать на здоровье человека

- попробуйте объяснить, что такое «культура здоровья».

Мы показали примерное содержание лишь нескольких станций конкурса.

Перспективой развития этого проекта, по отзывам участников, как школьников, так и педагогов, является идея образования для устойчивого развития. Именно так, в развитии технологий проведения подобных интегративных конкурсов мы можем воспитать образованное, неравнодушное и инициативное поколение юных исследователей природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».

В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...

Технология развития творческих качеств личности на уроке клавишного синтезатора, на примере создания современной композиции

В плане-конспекте открытого урока по классу синтезатора представлено развитие творческих качеств личности с применением в комплексе  личностно-ориентированной технологии....

Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств учащегося. (Из опыта работы)

В статье дан анализ применения педагогических технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...

Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»

   Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС

Текст выступления на тему "Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС"...

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...