Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»
учебно-методический материал по теме
Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования. Принцип творчества является в настоящее время ведущим в обучении детей, жизненно важным для нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформирован в художественно-эстетической деятельности. Развитие творческих качеств личности обучающихся эффективно происходит с использованием универсальной организационно-педагогической и методической системы Г.С. Альтшуллера "Теория развития творческой личности" (ТРТЛ). Использование в педагогической практике этой технологии позволяет развивать творческое воображение, мышление, высокий уровень познавательной активности воспитанника, позволяет овладевать основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, развивает желание и умение самостоятельно учиться. Каким образом происходит развитие творческих качеств личности воспитанников в объединении "Кладовые природы", представлено в данном материале.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Использование различного природного материала органический природный материал растительного происхождения животного происхождения неорганический природный материал
Творчество – это деятельность, направленная на нахождение принципиально новых решений. Г.С.Альтшуллер
Теория развития творческой личности (ТРТЛ) (Г.С. Альтшуллер , И.М. Верткин , 1985) Генрих Саулович Альтшуллер , автор ТРИЗ и ТРТЛ (1926 – 1998)
Основные качества творческой личности : достойная цель жизни; умение строить планы и программы; работоспособность; техника решения задач; умение держать удар (не отступать перед трудностями); результативность. Г.С.Альтшуллер «Теория развития творческой личности»
Дополнительные качества творческой личности: сильная поисковая активность и открытость новому; развитая способность фантазировать и воображать; желание творить и способность наслаждаться процессом творчества. Г.С.Альтшуллер «Теория развития творческой личности»
Сильная поисковая активность и открытость новому
Развитая способность фантазировать и воображать
Развитая способность фантазировать и воображать
Развитая способность фантазировать и воображать
Желание творить и способность наслаждаться процессом творчества
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по работе с природным материалом художественно-эстетической направленности разработана педагогом дополнительного образования МКОУ ДОД ДДТ Малмыжского района Кировской области. В рамках этой программы реализуется работа с самым разнообразным природным материалом, что позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся.
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к художественно-эстетической деятельности обучающихся. Актуальность связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении детей. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформировано в художественно-эстетической деятельности.
Приоритетными задачами в педагогической работе являются:
- побуждение детей к творческой деятельности;
- развитие у детей чувство прекрасного, умения правильно понимать
и ценить красоту и богатства природы;
- формирование практически-созидательные способностей ребёнка.
Методологической основой данной педагогической деятельности является универсальная организационно-педагогическая и методическая система Г.С. Альтшуллера теория развития творческой личности (ТРТЛ). Использование в педагогической практике этой технологии позволяет развивать творческое воображение, мышление, высокий уровень познавательной активности воспитанника, позволяет овладевать основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, развивает желание и умение самостоятельно учиться.
Цель данной педагогики: формирование творческого мышления у учащихся, исследовательских задатков, воспитание творческой личности, готовой к решению многих жизненных задач.
В данной теории Генрих Саулович Альтшуллер определил шесть характерных качеств творческой личности, которые признаны классическими и применимыми к любому роду занятий.
Отдельно он выделил дополнительные качества творческой личности. Развитие данных качеств на занятиях прикладным творчеством способствуют формированию универсальных учебных действий, необходимых как в системе дополнительного, так и общего образования.
Как происходит развитие данных качеств на занятиях объединения, которые способствуют личностному росту ребёнка, развитию его способностей, дарований, талантов?
С первых дней посещения детьми объединения «Кладовые природы» проводятся экскурсии в природу. Эти встречи расширяют представления детей об окружающем мире, заставляют внимательно вглядываться в различные явления, предметы природы, учат сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Любой найденный природный материал оставляет в сознании ребёнка новые впечатления и побуждает к фантазии. На данном этапе развития творческой личности можно использовать метод Робинзона, который формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в виде игры "Аукцион". Педагог предлагает детям какой–либо найденный интересный природный предмет (например, интересную корягу и др.) и просит подумать, на что это похоже, как можно применить. Предмет "продается" тому, кто сделал наиболее интересное предложение.
Изучение природного материала позволяет открыть детям новые знания о его видах, свойствах, строении, правилах сбора природного материала и многое другое. Данные знания дети получают в ходе изучения теоретического материала, при анализе готовых изделий, в ходе изготовления творческой работы. Так в ходе работы по теме панно «Подсолнухи» детям задается банальный вопрос: все ли знают, как выглядит данный цветок. Затем разбирается строение данного цветка. Задается следующий вопрос: можно ли его изготовить из природного материала?
И при ответах на последующие вопросы: какой природный материал будет имитировать лепестки, какой материал возьмём в качестве основы для цветоложа, как будем закреплять природный материал на основе проявляется второе качество творческой личности - развитая способность фантазировать и воображать с применением метода «мозговой штурм».
Кроме этого "мозговой штурм" предусматривает выполнение ряда правил:
Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.
Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.
Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.
Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.
Главная цель – получить как можно больше идей.
Так возникают идеи: на картонной основе по окружности приклеиваем лепестки из цветной желтой бумаги, серединку покрываем черной бумагой и засыпаем на клей ПВА семенами подсолнуха. Это самое простое, что можно сделать, но возникает проблемный вопрос: семена в серединке расположены хаотично, а должны быть упорядочены и находиться вертикально, как это должно быть в реальном подсолнухе. Какое решение принять в данной ситуации? Предлагаемые варианты: 1) вместо картона взять пластилин и закреплять в него семя начиная от центра к краям основы предварительно раскатав из пластилина шар и его приплюснув. Это вариант, но пластилин сделан на жировой основе и при создании поделки может оставлять жировые пятна. Что сделать, чтобы такого не произошло? 2) Варианты: заменить пластилин глиной, соленым тестом или снизу пластилиновую основу покрыть просто клеем ПВА или подклеить кусочек того же картона. 3) по кругу начиная от края к середине располагать радиально в шахматном порядке семена подсолнуха закрепляя их на клей титан поэтапно их приподнимая. Лепестки подсолнуха можно выполнить из листьев ивы, кукурузы, тополя. И тогда получаются различные варианты подсолнуха, которые можно использовать при создании поделок, композиций.
В процессе такой поисковой активности у ребёнка зарождается способность к воображению, образному представлению, фантазии. Здесь есть всегда новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов, т.к. природный материал сам по себе кладовая для выдумки и игры воображения. Фантазия и воображение развиваются в ходе изготовления каждой отдельной творческой работы.
В последующем данная работа может повториться на 1-ом же году обучения при работе над разделом: технология работы с кофейными зернами. Здесь ребята создают цветочные композиции и декорируют работы с использованием сделанных цветов подсолнечника из кофе. Перед созданием работы также предлагаются и обдумываются варианты создания данного цветка.
Хочу еще раз сказать, что проявлять творчество в изготовлении какой - либо поделки мы можем начинать не только от самого изготавливаемого предмета, но и от самого природного материала.
Возьмем обычный апельсин. Питательная ценность его всем известна – это источник витамина С, который находится не только в мякоти, но и в кожуре, которую мы чаще всего просто выкидываем. Но этот природный материал можно использовать для творческой работы, применяя свою выдумку и фантазию: первое, что мы сделаем - это разрежем кожуру на доли и раскроем их так, что получатся лепестки цветка. Высушим при определённых условиях, покрасим, соединим целый ряд таких получившихся лепестков для создания полного цветка - водной лилии и составим композицию. Во-вторых, этот же апельсин можно разрезать по спирали, свернем полученную полосу, получается оригинальная роза. Полученный цветок необходимо высушить и окрасить, также можно использовать для создания композиции.
На этапе перехода от поисковой активности и способности фантазировать и воображать к желанию творить и способности наслаждаться процессом творчества уместно применять Морфологический анализ. Данный метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
Так изучение темы «Стилизованные цветы», мы начинаем с вопросов: можем ли создать образ цветка, какой природный материал может послужить для имитации лепестков, какую основу возьмем для закрепления природного материала, выбираем способ закрепления и определяем вид цветка. Перебираются все возможные варианты. В продуктивной деятельности дети создают изобретенный новый цветок.
Таким образом, в процессе творческой деятельности зарождается желание творить и способность наслаждаться процессом творчества, достигать новые высоты своего мастерства и ощущать удовлетворение и радость от полученных результатов и самого творческого процесса.
Основными показателями результативности образовательного процесса являются:
- творческие достижения обучающихся;
- результаты педагогической и психологической диагностики,
определяемые образовательными программами педагогов;
- сохранность контингента обучающихся.
Изготовление поделок из природного материала способствует проявлению творчества, т.к. эта деятельность кропотливая, увлекательная и очень приятная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».
В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...
Технология развития творческих качеств личности на уроке клавишного синтезатора, на примере создания современной композиции
В плане-конспекте открытого урока по классу синтезатора представлено развитие творческих качеств личности с применением в комплексе личностно-ориентированной технологии....
Методическая разработка на тему «Формирование нравственно-эстетического вкуса обучающихся посредством работы с природным материалом»
Разработка была удостоена звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направле...
КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...
Направленность трудового обучения в школе на развитие волевых качеств личности обучающихся с умственной отсталостью.
Для того, чтобы мотивировать обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности применяются методы активного обучения (МАО)....