Технология развития творческих качеств личности на уроке клавишного синтезатора, на примере создания современной композиции
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
В плане-конспекте открытого урока по классу синтезатора представлено развитие творческих качеств личности с применением в комплексе личностно-ориентированной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_tvorcheskikh_kachestv_lichnosti_na_uroke_po_sintezatoru.docx | 29.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА НА РМО
Дата проведения урока: 25 сентября 2013г.
Место проведения: МБОУ ДОД «ДШИ» г. Луховицы
Преподаватель: Бублик Инесса Николаевна
Ученик: Узун Ян, 6-й класс МБОУ ДОД «ДШИ» г. Луховицы
Дисциплина: специальность синтезатор
Тема урока: «Технология развития творческих качеств личности на уроке клавишного синтезатора, на примере создания современной композиции ».
Цель урока: развитие творческих качеств личности с применением в комплексе личностно-ориентированной технологии.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Воспитательные:
- пробуждать глубокий интерес к музыке;
- воспитание личной заинтересованности в участии творческого процесса;
- воспитание стремления к самореализации;
- воспитание чувства ответственности, осознание личной значимости в процессе урока.
Обучающие:
- приобретение элементарных навыков импровизации и сочинительства, знакомство с элементами композиции;
- совершенствование навыков игры без нот;
- совершенствование навыков использования выразительных средств музыки;
- приобретение навыков аранжировки, инструментовки, закрепление навыков звукорежиссерской и исполнительской деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков в управлении синтезатором, а именно:
- банком памяти настроек;
- баллансом звучания;
Развивающие:
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
- развитие творческой инициативы и творческого мышления: гибкости, беглости, оригинальности;
- развитие воображения, фантазии и творческой интуиции;
- развитие способности к комбинированию идей;
- развитие самостоятельного видения проблем;
- развитие аналитического мышления;
- развитие видения новой стороны в знакомом объекте;
- способствовать самоопределению и развитию личности ребенка.
Методы:
- наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, творческое задание.
- словесное пояснение,
- обсуждение,
- сравнительный анализ.
Формы работы:
- подбор по слуху;
- импровизация;
- аранжировка.
Характеристика учащегося.
Узун Ян обучается у меня с первого класса. Обладает хорошими музыкальными данными, а именно: хорошим музыкальным слухом, чувством ритма, хорошей музыкальной памятью и природной беглостью пальцев.
Он общительный, доброжелательный, интересующийся ученик, легко находит общий язык с окружающими.
Занятия посещает регулярно, проявляя в ходе урока инициативу и интерес к процессу совместной деятельности. Он постоянно стремится к самосовершенствованию, саморазвитию и к самореализации. Ян многократно участвовал в концертной деятельности школы, выступая как исполнитель, а также является лауреатом конкурсов разных уровней. Помимо школы искусств он посещает спортивную секцию плавания в «Дельфине», а также дополнительно занимается английским языком.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (представление и характеристика ученика, введение в проблематику урока) – 3 мин.
2. Проверка домашнего задания ( подбор по слуху понравившейся музыки и определение ее жанровых и стилевых особенностей) – 5 мин.
3. Основная часть:
- Прослушивание оригинальной композиции алекс фоули из кинофильма «Полицейский из Беверли Хилз» и ремикса на ее тему композиции «Крейзи Фрог», определение стиля и формы композиции, обсуждение ее характера и образа, который нужно создать. – 5 мин.
- Проигрывание учеником главной темы композиции и подбор аккомпанемента к ней, исходя из того по звукам каких аккордов движется мелодия. Определение продолжительности темы по количеству тактов для соблюдения пропорций композиции. – 4 мин.
- Исходя из продолжительности темы и ее звукового материала сочиняем эпизод пропорциональный теме, импровизируем, используя все доступные нам средства музыкальной выразительности. Затем подбираем аккомпанемент к эпизоду. – 4 мин.
- На основе материала 1-го эпизода сочиняем 2-ой эпизод, изменяя ритмический рисунок мелодии, используя вместо статичных аккордов из 1-го эпизода сочетание разложенной фактуры треолями и аккордового изложения, с использованием неаккордовых звуков и задержания к тонике, и меняя регистр. Затем подбираем аккомпанемент. - 4 мин.
- Сочиняем з-й эпизод, изменяя регистр, ритмический рисунок. Здесь он синкопированный, происходит укрупнение длительностей, мелодия этого эпизода как бы растягивается во времени. В этом эпизоде появляется элемент двухголосия. На фоне средних голосов мелодическая линия звучит в верхнем голосе. Мелодическая линия этого эпизода отличается новизной и оригинальностью звучания, сочетая краски мажора и минора. – 5 мин.
- Проигрывание учеником всей получившейся композиции. Создаем аранжировку: подбираем стиль и инструмент для озвучивания мелодической линии основного голоса и сопровождения, определяем подходящий темп. Запись настроек в память синтезатора – 5 мин.
- Осуществление звукорежиссерской деятельности: выстраивание балланса звучания между стилем, солирующим инструментом и сопровождением.- 3 мин.
4. Запись и пояснение домашнего задания ( отработать выразительное и безошибочное исполнение данного произведения, прибавить темп, продумать аранжировку вступления и заключения композиции) – 2 мин.
Анализ результатов урока.
В результате проведенной на уроке работы была создана современная композиция на заданную тему. Учащийся успешно справился с творческим заданием, освоил элементарные навыки импровизации и сочинительства, познакомился с элементами композиции.
Учеником были усвоены основные принципы аранжировки современной музыки, а также закрепились знания, умения и навыки использования художественных средств синтезатора. Закрепилось умение пользоваться банком памяти инструмента. Ученик овладел в большей степени навыками инструментовки, а также навыками звукорежиссерской и исполнительской деятельности. Также в ходе урока осуществилось развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и развитие инициативы и творческого мышления учащегося. А также воображения, фантазии и творческой интуиции. Ян получил возможность самореализации, как личности и удовлетворение творческим процессом. Процесс обучения был построен на принципах сотрудничества и свободы выбора.
На уроке были применены технологии: развития творческих качеств личности и личностно-ориентированная.
Использование на уроке методики И.Красильникова.
При проведении урока были использованы основные принципы данной методики:
- Пробудить глубокий интерес к музыке и активно развивать творческие способности учащегося.
- Овладение учеником в большем объеме опытом работы с выразительными средствами из арсенала композитора (инструментовка), исполнителя ( темп, динамика, артикуляция) и звукорежиссера ( регулировка баланса звучания и корректировка звука).
- Закрепление знаний, умений, навыков в управлении художественными средствами синтезатора и его настройками.
- Создание композиции в собственной интерпритации и аранжировке.
Методический материал.
- И.Красильников. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе.
- В. Бровко «Азбука аранжировки» - СП.: Композитор, 2004
- С. Важов «Школа игры на синтезаторе»- СП.: Композитор, 2002
- Инструкция по эксплуатации клавишного синтезатора.
- Г.Боффи. Большая энциклопедия.- М.: АСТ: Астрель, 2008
- Энциклопедия музыкальных инструментов.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998
- Борухзон Л.М. Музыкальная импровизация.- СП.: Композитор, 2009
- Соколов Ф. Музыкальный конструктор - СП.: Композитор, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
Статья по теме:«Использование традиций русского декоративно – прикладного искусства в развитии творческих качеств личности».
В статье раскрывается применение проектной деятельности на уроках технологии как средства развития и воспитания личности посредством приобщения к неистощимому источнику русского народного прикла...
«Развитие творческих способностей учащихся 3 класса на основе создания объемной декоративной композиции в материале. Кукла из ткани».
План- конспект открытого урока по предмету « Декоративно-прикладное искусство»Преподаватель Кускунова Людмила Владимировна.Тема урока: «Развитие творческих способностей учащихся 3 класса на основ...
«Развитие творческих способностей учащихся 6 класса на основе создания декоративной композиции в технике конструирования из бумаги».
Содержание урока по предмету «Декоративно-прикладное искусство»Преподаватель Кускунова Людмила Владимировна.Тема урока: «Развитие творческих способностей учащихся 6 класса на основе создани...
Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»
Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....
КОНКУРС КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.
В 2015 г. творческая группа педагогов (в команде с автором идеи концепции Е.М.Степаненко) Невского района инициировала и провела первый открытый районный конкурс «Эффект радуги». Конкурс рассматривает...
Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности
Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН ...