Обобщение по теме: Биосфера, ее структура и функции. Жизнь в сообществах; основы экологии.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме: Биосфера, ее структура и функции. Жизнь в сообществах; основы экологии.
Задачи: систематизировать, углубить, обобщить знания об оболочке Земли, населенной живыми организмами; ее структуры и функции; о круговороте веществ в природе; природных сообществах; основных компонентах экосистем /производителях, потребителях, разрушителях органического вещества/; взаимосвязях этих компонентов; многообразии взаимоотношений между организмами; приспособленности видов к воздействию многообразных экологических факторов.
Оборудование:
Таблицы:
По общей биологии, гербарный материал и коллекции, иллюстрирующие приспособленность организмов к среде обитания, Красная книга.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Проверка знаний и умений учащихся.
Эпиграф «Везде, вплоть до покрытых льдами полюсов, воздух звенит от пения птиц и жужжания кружащихся насекомых. Не только в густых парах нижних слоев атмосферы, но и в чистом эфире верхних слоев все полно жизни». А. Гумбольдт.
2.1 Биосфера и ее границы; состав, структура, функции биосферы; распределение жизни в биосфере.
Животные и растения, грибы и бактерии существуют не сами по себе, независимо друг от друга, а в тесном взаимодействии – влияют на проявления жизнедеятельности одних и сами зависят от других организмов.
Вопрос: Из чего состоит биосфера?
Биосфера представляет собой гигантский биогеоценоз, который существует благодаря тесной взаимосвязи всех его структурных компонентов, представляет собой целостную и устойчивую систему, прошедшую длительный путь исторического развития.
В составе биосферы различают:
- живое вещество, образованное совокупностью организмов;
- биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов /газы, нефть, каменный уголь и т.д./;
- костное вещество, образующееся без участия живых организмов /основные породы, лавы вулканов, метеориты и т.д./;
- биокосное вещество, представляющее собой результат жизнедеятельности организмов и абиогенных процессов /почвы/.
Биосфера представляет собой тонкий слой- всего 20-40 км.
Вопрос: Почему слой жизни столь тонка, почему организмы не проникли более высоко в атмосферу, более глубоко в литосферу, а основная масса их сосредоточена у поверхности Земли?
Жизнь существует там, где есть благоприятное сочетание разных экологических факторов: света, тепла, влаги, химического состава воздуха и других. Ограничивающий фактор: минимум света, тепла, влаги, кислорода, пищи, а также чрезмерно высокая температура, большая радиация, высокая доза ультрафиолетового облучения, т.е. максимальное выражение экологического фактора, - препятствует распространению жизни и ограничивает ее пределы.
Вопрос: Определите ограничивающие факторы, обуславливающие пределы жизни на разных участках суши, например, в пустыне и Арктике.
Это недостаток влаги в пустыне, низкие температуры в Арктике.
Вопрос: Назовите ограничивающие пределы жизни в атмосфере.
Это недостаток влаги, низкие температуры, ультрафиолетовые излучения Солнца, высокая интенсивность космической радиации.
Вопрос: Что можно сказать о ограничивающих факторах литосферы.
Высокое давление и температура в недрах Земли, при которых белки свертываются, перестают функционировать, т.е. жизнь прекращается. Кроме того, отсутствие света в глубинах Земли исключает возможность жизни там растений, важнейшего структурного компонента экосистемы, а, следовательно, и других компонентов.
Вывод. На жизнедеятельность организмов оказывают существенное влияние факторы неживой природы: температура, влажность, свет, и многие другие, которые при оптимальной интенсивности действия обеспечивают благоприятные условия для существования живых организмов.
2.2. Главная функция биосферы.
Вопрос: В чем заключается главная функция биосферы?
Главная функция биосферы – это круговорот химических элементов, выражающихся в циркуляции веществ между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами. Например, циркуляция воды между океаном и сушей представляет важнейшее звено в поддержании жизни на Земле.
А углевод входит в состав разнообразных органических веществ, из которых состоит все живое.
Атмосферный азот включается в круговорот благодаря деятельности азотфиксирующих бактерий и водорослей, синтезирующих нитраты, пригодные для использования растениями.
Сера входит в состав ряда аминокислот и представляет собой жизненно важный элемент. Сульфиды- переводятся микроорганизмами в доступную форму – сульфаты, которые поглощаются растениями. При размножении трупов животных и остатков растений обеспечивает возврат серы в круговорот.
Вывод. Живые организмы играют важную роль в круговороте веществ; они представляют собой звенья биогеохимических циклов, с помощью которых осуществляется обмен веществ между различными компонентами биосферы.
2.3. Формирование во времени сообществ живых организмов под воздействием экологических факторов и при наличии изоляции.
Вопрос: Каковы геологическая история материков и ее последствия для эволюции растений и животных?
В результате подвижек и разломов коры земного шара на протяжении более чем ста миллионов лет происходило формирование отдельных континентов из единого массива – Пангеи. Оно ощутимо отразилось на эволюцию растений и животных. Например, в Австралии можем встретить яйцекладущих и сумчатых животных, которые на других материках были вытеснены.
Вопрос: Как сказывается изоляция на формировании сообществ живых организмов?
Наиболее яркой формой изоляции характерен для островных популяций. Поэтому видовой состав обитателей островов значительно беднее, чем на континентах в тех же широтах. Также ограничивающий фактор для отдельных особей служат географические препятствия: реки, горы, пустыни, болота и т.д.
Вывод: Живущие на земле организмы очень разнообразны. Это разнообразие поддерживается изменчивостью физических условий, как в пространстве, так и во времени. Организмы распределены по свои местам обитания не случайно - между организмами и средой имеется соответствие. Его природа объясняется действием механизмов естественного отбора. В результате эволюции у растений и животных возникли морфологические адаптации т.е. приспособленные к условиям места обитаний жизненные формы.
2.4. Взаимоотношения организма и среды.
Вопрос: Что такое биогеоценозы?
Это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы , гидросферы и литосферы.
Вопрос: Назовите основные компоненты экосистемы.
Ответ. Неорганические и органические вещества; автотрофные и гетеротрофные организмы; разрушители – деструкторы
- Неорганические вещества / кислород, азот, диоксид углерода, вода, минеральные соли/;
- Органические вещества / белки, углеводы, липиды/4
- Автотрофные организмы – продуценты органического вещества
- Гетеротрофы – потребители первого порядка /потребители готовых органических веществ растительного происхождения/;
- Гетеротрофы – потребители второго порядка / животного происхождения /;
- Разрушители – деструкторы, они разлагают остатки мертвых растений и животных.
Самостоятельная работа.
Составьте любую пищевую цепь и определите, в каком звене цепи биомасса наибольшая и наименьшая.
Растение – насекомое – насекомоядное – хищник
Наибольшая биомасса в этой цепи составляют растения, а наименьшая у хищника. Потому, что небольшая часть содержащейся в пище энергии используется на синтез органических веществ своего тела, большая часть энергии пищи рассеивается в виде тепла.
ВЫВОД: Каждый живой организм живет в окружении множества других, вступая с ними в самые разнообразные отношения, как с положительными, так и с отрицательными для себя последствиями. В состав биоценоза, всегда, входят очень много видов самого разного уровня организации – от бактерий до позвоночных. Общая закономерность цепи питания заключается в том, что на каждом её этапе происходит потеря энергии, достигающая 90%.
Работа с гербарными материалами.
- Определить среду обитания организма
- Опишите среду обитания данного организма на основе характеристики тех экологических факторов, которые доминируют в этой среде
- Выявите черты приспособленности данного организма к экологическим факторам во внешнем строении
2.5.Взаимоотношения между организмами
Экологические загадки:
- Ты, может, в Африке! Ты, может, меньше мышки. Мы друг о друге знаем понаслышке! (нейтрализм)
- Отбором давно забракован, ногам не сносить головы! Живите, сильнейшие братья, а мне не уйти от судьбы. (хищник – жертва)
- С тобой в одной мы связке, как дружная семья, уже давно не ясно, где ты, а где тут я? (симбиоз)
- Желаю жизни многих лет, не знай ты вовсе обо мне! Найду я ужин и обед, пока ты есть в моей судьбе. (паразитизм)
ВЫВОД: Взаимоотношение между организмами, входящими в состав биоценоза, могут носить позитивный (симбиоз), негативный (антибиоз) или нейтральный характер.
3. Закрепление
Тесты:
- Наука экология занимается:
А) Решением проблем охраны природы;
Б) Изучение биосистем и их взаимоотношений между собой и окружающей средой
В) Мониторингом за чистотой окружающей среды и здоровьем человека
Г) Созданием законов по охране и рациональному использованию природных ресурсов
- От деятельности живых организмов в большей степени зависит круговорот:
А) воды
Б) углерода
В) азота
Г) кислорода
- Наибольшая концентрация биомассы наблюдается на стыке:
А) гидросферы и атмосферы
Б) литосферы и гидросферы
В) атмосферы и литосферы
Г) атмосфера, гидросфера, литосфера
- Нижний предел жизни в литосфере главным образом ограничен:
А) высокой интенсивностью подземной радиации
Б) отсутствием условий для фотосинтеза
В) высокой температурой и давлением
Г) высоким давлением
- Верхний предел жизни биосферы главным образом ограничен:
А) низким атмосферным давлением
Б) высокой интенсивностью ультрафиолетового облучения и низкой температурой
В) высокой температурой
Г) отсутствием пищевых ресурсов
- Газовая функция живого вещества главным образом связана с процессами:
А) фотосинтеза и хемосинтеза
Б) горения и гниения
В) дыхания и фотосинтеза
Г) только фотосинтезом
- Главные продуценты «цветущего» водоема:
А) прибрежная и водная семенная растительность
Б) бактерии и многоклеточные водоросли
В) сине-зеленые водоросли и эвглены
Г) одноклеточные водоросли
- В водоеме обнаружено следующее видовое разнообразие:
- карпы
- водоросли
- чайки
- рыбаки
- окуни
Укажите схему пищевой цепи для данной экосистемы
А) 2 – 1 – 3 – 4 – 5
Б) 2 – 1 – 5 – 3 – 4
В) 2 – 5 – 1 – 3 – 4
Г) 2 – 3 – 5 – 1 – 4
- Микориза – это пример:
А) паразитизма
Б) комменсализм
В) симбиоз
Г) хищничество
- . Определите последовательную систему экосистем:
А) водоем – болото – лес
Б) болото – водоем – лес
В) лес – болото – водоем
Г) болото – хвойный лес – широколиственный лес
Ключ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | б | г | в | б | в | г | б | в | а |
Самоанализ
Завершить сегодняшний урок я хотела бы словами Е.Баратынского
Пока человек естества не пытал
Горнилом, весами и мерой,
Но детским вещаньем природы внимал,
Ловил её знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала.
Так давай то же будем любить и беречь нашу природу, ведь человек тоже часть природы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура урока английского языка по теме "Основы экологии" с применением инновационных технологий развивающего обучения и ИКТ 8класс авторы учебника О.В.Афанасьева, И.В. Михеева
Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Задача преподавателя - не вывести всех на некий, заданный урове...
ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ"
Тестовое задание и вопросы блицопроса для проверки знаний по теме "Основы экологии. Учение о биосфере"...
Биосфера,ее структура
презентационный материал к уроку в 9 классе...
БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Конспект урока по биологии предназначен для учащихся общеобразовательных школ 9 класса. Урок является первым в изучении главы «Основы экологии», сопровождается показом презентации....
Урок обобщения знаний по теме "Биосфера". География 6 класс
Данный урок обобщения знаний представляет собой цепочку учебных задач, направленных на формирование и совершенствование общих учебных умений (умение самим составлять определения понятий, обобщать) на ...
Обобщение 11 класс «Основы экологии»
Вопросы обобщающего урока на тему "Основы экологии"...
Методическая разработка урока-обобщения по теме "Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы возникновения жизни на Земле" 9 класс
Разработка содержит презентацию к уроку, конспект и технологическую карту урока. Кроме того, представлен дополнительный раздаточный материал и маршрутные листы(инструктивные карты) для учащихся....