ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ "ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ"
тест по биологии (11 класс) по теме
Тестовое задание и вопросы блицопроса для проверки знаний по теме "Основы экологии. Учение о биосфере"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_no_13._osnovy_ekologii._uchenie_o_biosfere.docx | 32.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ
Вариант 1
Максимальное количество баллов- 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
- Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.
- Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.
3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
4. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка.
5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.
П. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1. При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более:
A) 1 % энергии
Б) 10 % .
B) 90%
Г) 100 %
2. Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется:
- литосфера
Б) гидросфера - биогеоценоз
Г)ноосфера
3. Участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов:
- заказник
Б) заповедник - национальный парк
Г) памятник природы
4. Основную массу живого вещества биосферы составляют:
- животные
Б)бактерии - растения
Г)планктон
5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
- хищники
Б) бактерии и грибы - растения
Г) растительноядные животные
III. Перечислите и охарактеризуйте основные абиотические факторы. Как влияет на живые организмы недостаток и избыток влаги и света, повышенная и пониженная температура? Приведите примеры. (10 баллов)
IV. Назовите и охарактеризуйте части пищевой цепи. Приведите пример. Как изменяется количество энергии при переходе от одного звена пищевой цепи к другому? Объясните. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговоротов азота в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов).
Вариант 2
Максимальное количество баллов — 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
- Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.
- Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.
- Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.
- Растительноядные животные являются консументами 1-го порядка.
- При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10 % энергии.
II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км., так как там:
- мало кислорода
Б) мало света - низкая температура воздуха
Г) располагается озоновый слой
2. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется:
А) литосферой Б)биосферой В)атмосферой Г)гидросферой
3. Экология — это наука, изучающая:
- влияние загрязнения на окружающую среду
Б) влияние загрязнения на здоровье человека - влияние деятельности человека на окружающую среду
Г) взаимоотношения организмов с окружающей средой
4. Биомассу биосферы составляют:
A) живые организмы
Б) полезные ископаемые
B) руды
Г) почва
5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:
А) хищники
Б) бактерии и грибы
В) растения
Г) растительноядные животные
- Перечислите и охарактеризуйте основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биоценозеПриведите примеры. (10 баллов)
- Как происходит смена сообществ? Назовите виды сукцессии. Приведите примеры. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговоротов кислорода в биосфере, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)
Вариант 3
Максимальное количество баллов — 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
- К продуцентам относятся только зеленые растения.
- Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических.
- Биосфера включает в себя всю литосферу.
- Биомасса — это совокупность всех живых организмов.
- Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.
II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1. Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине около 300 м., так как там:
- нет кислорода
Б) нет света - низкая температура воды
Г) нет почвы
2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором является:
А)свет
Б) температура
В) влажность
Г) давление
3. Международный список редких и исчезающих видов называется:
- черным списком
Б) красной книгой - белыми страницами
Г) памятником природы
4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более:
- 90 % биомассы
Б) 50 % биомассы - 10 % биомассы
Г) 5 % биомассы
5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются:
А) продуценты Б) редуценты
В) консументы 1-го порядка
Г) консу менты высших порядков
- На какие биомы делится биосфера суши и океана? Назовите основные биомы суши и океана, приведите примеры животных и растений. Чем отличаются биом и биогеоценоз? Чем отличается сообщество и экосистема? (10 баллов)
- Охарактеризуйте антропогенные факторы. Приведите примеры. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговорота углерода, снабдив соответствующими пояснениями. (10 баллов)
Вариант 4
Максимальное количество баллов — 35
I. Определите, верно ли данное утверждение. (5 баллов)
- Любой живой организм — это закрытая система.
- Консументы .используют энергию, накопленную продуцентами.
- Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.
- Отношения муравья и тли — пример межвидовой конкуренции.
- Взаимоотношения березы и подберезовика — пример симбиоза.
II. Выбрать правильный ответ. (5 баллов)
1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется:
- оптимальным
- ограничивающим
В) неблагоприятным
Г) летальным
2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является:
A) свет
Б) температура
B) влажность
Г)давление
3. Участок территории суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности:
А)заказник
Б) заповедник
В) национальный парк Г) памятник природы
4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее:
- 90 % биомассы
Б) 50 % биомассы - 10 % биомассы
Г) 5 % биомассы
5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются:
А) продуценты
Б) редуценты
В) консументы 1-го порядка
Г) консументы высших порядков
III. Дайте характеристику понятия «Биосфера». Назовите и охарактеризуйте функции, состав и границы биосферы. (10 баллов)
IV. Что такое биогеоценоз? Дайте определение. Охарактеризуйте структуру биогеоценоза. Приведите пример пирамид биомасс и численности. (5 баллов)
V. Нарисуйте схему круговорота воды, снабдив соответствующи ми пояснениями. (10 баллов)
Вариант 5
Максимальное количество баллов — 65
ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
- В экологии часто выделяют 3 группы факторов внешней среды: абиотические, биотические и антропогенные. Попробуйте дать характеристику деятельности человека не как отдельного
фактора, а с точки зрения: А) отдельного биотического фактора и Б) фактора, изменяющего параметры абиотических факторов. Приведите примеры. (15 баллов) - Насекомоядные растения являются продуцентами или консументами? Ответ поясните. (5 баллов)
- На основании анализа схем круговоротов азота, кислорода, углерода, серы, фосфора и т.п. составьте обобщенную схему круговорота элемента. Обязательно укажите резервную и активную стадии круговорота. (15 баллов)
- Что такое неполный биоценоз? Приведите примеры не менее 2-х вариантов такого сообщества. (5 баллов)
- Чем отличаются друг от друга пищевая цсш. и нищенни есть?
Приведите примеры. В чем преимущества пищевой сети? (5 баллов) - Исследования показали, что в Африке, в равных условиях двух национальных парков, на 1 кв. км саванны прекрасно живут и растут дикие животные биомассой 24 406 кг, а рядом, на таком же 1 кв. км саванны с трудом выживают домашние животные биомассой 5500 кг., т.е. почти в 5 раз меньше по весу. Попробуйте это объяснить. (5 баллов)
- Попробуйте объяснить, почему в смешанном лесу средней полосы лесной подстилки много, а в тропическом лесу ее почти нет. (5 баллов)
- Попробуйте объяснить, почему при сильном «цветении» воды (т.е. при массовом размножении одноклеточных водорослей) в озерах гибнет рыба. (5 баллов)
- Какие преимущества может давать животному узкая пищевая специализация? В чем ее недостатки? (5 баллов)
Вопросы для блицопроса по теме
- Что такое экология?
- Что такое внешняя среда?
- Что такое экологический фактор?
- На какие группы подразделяют экологические факторы?
- Перечислите биотические факторы.
- Перечислите абиотические факторы.
- Что такое оптимальный фактор?
- Приведите пример оптимального фактора.
- Что такое лимитирующий фактор?
- Приведите пример лимитирующего фактора.
- Что такое фотопериодизм?
- По какому признаку растение определяет, что пора сбрасывать листья?
- Назовите синоним слова биоценоз.
- Что такое цепь питания?
- Что такое пищевой уроень?
- Сколько процентов биомассы переходит на следующий пищевой уровень?
- Как называются организмы, производящие органические вещества из неорганических?
- Какие группы автотрофов вы знаете?
- Что такое гетеротрофы?
- Кто такие продуценты?
- Приведите пример продуцента.
- Кто такие консументы?
- Приведите пример консумента 1-го порядка.
- Приведите пример консумента 2-го порядка.
- Кто такие редуценты?
- Приведите пример редуцента.
- Что такое сеть питания?
- Назовите синоним слова «биогеоценоз».
- Что такое сукцессия?
- Какие виды сукцессии вы знаете?
- Приведите пример первичной сукцесии.
- Приведите пример вторичной сукцесии.
- Что такое биом?
- Перечислите биомы суши (переходящий вопрос для нескольких учеников).
- Перечислите биомы океана.
- Как называются обитатели дна?
- Как называются обитатели толщи воды?
- Что такое биосфера?
- Назовите границы биосферы в атмосфере, литосфере, гидросфере.
- Из каких частей, по Вернадскому, состоит биосфера?
- Что такое биомасса?
- Что такое косное вещество?
- Что такое биокосное вещество?
- Перечислите функции биосферы.
- Что такое круговорот вещества?
- Что такое активная стадия круговорота?
- Что такое заказник?
- Что такое заповедник?
- Что такое национальный парк?
- Что такое памятник природы?
- Что такое рациональное природопользование?
Тема № 13. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ
Вариант 1
I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 г; 3 а; 4 в; 5 б
Вариант 2
I) 1-да, 2-да, 3-нет, 4-нет, 5-нет; II) 1 г; 2 б; 3 г; 4 а; 5 в
Вариант 3
I) 1-нет, 2-да, 3-нет, 4-да, 5-да; II) 1 б; 2 в; 3 6; 4 в; 5 а
Вариант 4
I) 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да; II) 1 б; 2 6; 3 б; 4 а; 5 б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по биологии "Основы учения о биосфере"
Контроль знаний по теме "Основы учения о биосфере"...
Презентация по биологии "Учение о биосфере"
Учебная презентация для 9 класса...
"Учение о биосфере" презентация по экологии по учебнику Зверев А.Т. Зверева Е.Г
В презентации даны определение, состав и структура биосферы. Место человека в биосфере. Может быть использована на уроках экологии (если такой предмет ведется в школе отдельно), или на уро...
тест по теме "Учение о биосфере"
обобщение материала по биологии в 11 классе...
Презентация"Основы учения о биосфере"
Презентация"Основы учения о биосфере"...
ТЕСТ «УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»
ТЕСТ «УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА»...
презентация по биологии "Учение о биосфере"
Презентация к уроку биологии в 9 классе "Учение о биосфере"...