Соцветия
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Дамба Игорь Алексеевич

Соцветия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsvetiya_tehn._karta.docx30.31 КБ
Файл zadanie_po_sotsvetii.docx12.89 КБ

Предварительный просмотр:

№  12 Дата  06.12.2006

Предмет: биология

Класс: 6 класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)        

Технологическая карта изучения темы «Соцветия»

Тема

Соцветия.

Цели

Образовательные: изучить особенности строения соцветий их роль в жизни растений

Развивающие: формировать умение выделять главное, сравнивать,  анализировать, делать выводы.

Воспитательные: совершенствовать навыки работы в паре, с лабораторным оборудованием; воспитывать культуру поведения при  фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению  строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, проявлять свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД:  формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД:  структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника;  объектов живой природы (комнатные цветущие растения),  называть виды соцветий, знать биологические особенности цветов.

Предметные УУД:

Дать понятие соцветия; познакомиться с видами соцветий; научить распознавать на гербарных экземплярах виды соцветий; определить биологическую роль соцветий.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать понятие соцветия; знать виды соцветий; уметь определять вид соцветия по гербарным экземплярам цветковых растений; узнавать растения на фотографиях и определять у них тип соцветия.

Личностные:

Формирование интереса к живой природе, стремление  беречь все живое

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать  по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на  уровне  адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Соцветия, кисть, колос, початок, зонтик, корзина, головка, завиток, щиток, сложная кисть, сложный колос, сложный зонтик

Межпредметные связи

География, экология, краеведение

Ресурсы урока:

учебник,  презентация, карточки, фотографии, магниты, ватман, раздаточный материал (инструкции по выполнению лабораторной работы), гербарные экземпляры цветковых растений, модели цветков.

Карточка 

  1. Дайте определения: цветок, неправильный цветок, обоеполый цветок
  2. Расшифруйте формулу цветка *Ч(5)Л(5)Т(2)+(2)+1П0
  3. Какие растения называются однодомными
  4. Группа мелких цветов  расположенных близко друг к другу в определенном порядке называется соцветием. Назовите соцветия у подсолнечника.

1.Дайте определение. Соотнеся цифру с буквой

1

Цветок

А

Цветки  имеют сразу два генеративных органа

2

Неправильный  цветок

Б

Видоизмененный укороченный побег

3

Обоеполый цветок

В

  Видоизмененный  побег, через который  можно провести одну плоскость симметрии

2 . Расшифруйте формулу цветка  *Ч(5)Л(5)Т(2)+(2)+1П0                                                           

  Ч-чашелистики, Л- лепестки, Т- тычинки, П – пестик

3. Продолжите предложение.

 Кукуруза является однодомным растением, потому, что у неё _____и_______ цветки развиваются на одном растении.

4. Группа мелких цветов, расположенных близко друг к другу в определенном порядке называется соцветием. Назовите соцветия у подсолнечника.

Для  слабых  учеников

1.Допишите определения

Цветок – это видоизмененный укороченный_________

Неправильный  цветок – это такой цветок, через который  можно провести одну _______________

Обоеполый цветок  - это цветок, в котором  сразу _________генеративных органа

2.Запишите формулу цветка. Если у цветка есть  5 чашелистиков сросшихся,  лепестков 5 сросшихся тычинок 5, но 2 по 2 сросшихся и одна не сросшаяся,  пестик « 0» . Известно , что через этот цветок можно провести несколько плоскостей . Условные обозначения:

Ч-чашелистики, Л- лепестки, Т- тычинки, П – пестик      *-правильный.

3.Закончите предложения. На  кукурузе  развиваются и женские и мужские цветы, поэтому это растение называют______

4.Группа мелких цветов,  расположенных близко друг к другу в определенном порядке, называется соцветием. Назовите соцветия у подсолнечника.

 

Раздаточный материал

Лабораторная работа

Тема: «Виды соцветий».

Оборудование и материалы:

1.Лупа ручная.

2. Гербарные экземпляры цветковых растений

Ход работы:

  1. Изучите п. 12.
  2. Заполните  таблицу.

Тип соцветия

Характерные признаки

Растения , имеющие такой тип соцветия

 

Примеры растений найдите среди гербарных экземпляров. Укажите растения, которые растут в вашей местности.

Вывод

Раздаточный материал

Ватман

Сложный колос

Початок

Головка

Корзинка

Зонтик

Сложный зонтик

Кисть

Завиток

Метелка

Щиток

Фотографии растений: капуста, ландыш, черемуха, сирень, виноград, пшеница, рожь, кукуруза, вишня, морковь, астра, одуванчик, рябина

Организация пространства

Индивидуальная, парная и групповая работа

Технология проведения

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный этап.

Организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

- Здравствуйте! Я рада вас видеть.  Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам положительные эмоции. Вы настроились на урок,  все школьные  принадлежности к уроку у вас есть

Приветствие учителя.  Проверка готовности к уроку

КУУД

Мотивация к учебной деятельности.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки

- Начнем урок, предлагаю пожелать удачи друг другу на уроке (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); Девиз нашего урока: « Учителя  на уроке поменьше, а самостоятельности  на уроке -   больше!».

 Перед вами 2 модели. Чего?. Почему вы так решили?

-Давайте проверим правильность усвоения прошлой темы.

 

Учитель  выдает карточки

( дифференцированные, но прежде детей разбивает на пары)

Мотивация друг друга на урок

                                                                          Отвечают на вопросы. Ответ: модели цветков. Так как имеют определенное строение (  рассказывают о строении цветка)

Проговаривают название этапа вместе с учителем.

Разбиваются на пары и выполняют задание на карточке. Проверяют ответ на слайде. Оценивают себя

КУУД

ПУУД

ЛУУД

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточные знания о  соцветии

-Почему возникли затруднения?

-Чего мы ещё не знаем?;

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя

КУУД

Построение проекта выхода из затруднения

Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства

Проговаривание темы урока, цели и задач урока

Дети высказывают свои предложения.  Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа

РУУД

КУУД

Реализация построенного проекта.  Открытие нового знания.          

Организует подводящий диалог.

Организует формирование нового знания в речи

-Перед вами гербарные образцы цветковых растений и комнатных растения. Сравните размеры цветков у них.  Мелкие  цветы одинаково собраны у них?

 -Давайте проведем исследование. Определим, как называется разное собрание  мелких цветов вместе. Лабораторная работа № 9.

Выполнение  лабораторной работы (алгоритм выполнения работы выдается)

Отвечают на вопрос. Беседа.

Выполняют задание в паре  

Ребята начинают читать инструкцию к работе. Задают вопросы. Работа с текстом п. 12 и гербарными экземплярами.

ЛУУД

РУУД

КУУД

ПУУД

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить с помощью эталона свое умение определять по гербарному образцу вид соцветия

По окончании работы учитель показывает слайд (эталон для проверки) Проверка,  взаимопроверка и корректировка учебного задания. Оценка своего труда

Анализ полученной информации. Проверка,  взаимопроверка и корректировка учебного задания. Оценивания себя.

КУУД

ЛУУД

Физкультминутка.

Физкультминутка.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Тренировка способностей к сравнительному анализу

Организует повторение умения определять вид соцветий в группе.

На доске висит лист, на нем записаны типы соцветий. Рядом с листом лежат фотографии.

Задания

Соотнесите фотографию с типом соцветия. Проверить по слайду. Оценить свою работу

Называют следующий этап.

Выполняют задание всей группой

Работа в группе. Проверка задания по слайду. Самооценка

ЛУУД, КУУД

,РУУД

ПУУД

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание

-Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы

-Вспомним тему урока

-Какие виды соцветий вы знает?

-Назовите растения, произрастающие у нас в селе, и вид  их соцветия

-Оцените свою деятельность на уроке

 Домашнее задание:  п.12 пересказ, составить кроссворд

Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

РУУД

ЛУУД



Предварительный просмотр:

Задание: подберите примеры к каждому типу соцветий, пользуясь текстом учебника.

Соцветия и их биологическое значение

Название

Особенности строения

Пример

простые

Кисть

От главной оси на цветоножках отходят одиночные цветки

Колос

На одной оси несколько сидячих цветков

Зонтик

Цветоножки выходят из вершины оси

Корзинка

Сидячие цветки на разросшемся плоском ложе

Головка

Сидячие цветки на разросшейся круглой оси

Початок

Сидячие цветки на разросшейся удлиненной  оси

сложные

Метелка

Несколько кистей на общем стебельке

Сложный колос

Несколько простых колосьев на общей оси

Сложный зонтик

Несколько простых зонтиков из вершины общей оси


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд по теме: "Типы соцветий".

Интерактивный кроссворд содержит вопросы по 8 наиболее распространённым типам соцветий. Возможно использование как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия по предмету....

Строение цветка и соцветия

Раскрыть биологическое значение главных частей цветка,  соцветия;  рассмотреть строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показат...

Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

разработка урока "Строение цветка. Соцветия"

Урок изучения нового материала в 6 классе по программе Пасечника. На уроке раскрывается биологическое значение главных частей цветка и соцветий, рассматривается строение и функции частей цветка. На ур...

Материал в помощь учащимся при самостоятельном изучении темы: «Цветок. Соцветия. Плоды»

Этот материал можно использовать при самостоятельном изучении темы обучающимися....

Урок "Соцветия". Биология 6 класс.

этот урок  помогает вспомнить наиболее распространенные соцветия, желательно использовать презентацию...

«Соцветия, их значения в жизни растений. Виды соцветий цветущей флоры Кавказа»

Продолжать формировать у учащихся представления о цветке, как главном генеративном органе растения. Сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологи...