Урок "Соцветия". Биология 6 класс.
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

этот урок  помогает вспомнить наиболее распространенные соцветия, желательно использовать презентацию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_socvetiya.docx447.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок Соцветия.

Цветы да цветочки…

Цель: познакомить уч-ся с наиболее распространёнными соцветиями и показать их биологическое значение. Расширять  кругозор уч-ся и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: раздаточный материал: разные типы соцветий, гербарный материал. Плакаты с рисунками соцветий для оформления. Карточки с заданиями.

Участники: команды  по 5-6 человек, жюри, ведущий.

Ход игры.

1.ведущий. Здравствуйте, рады приветствовать вас на нашем конкурсе знатоков соцветий.

Сегодня сразятся сильнейшие и покажут свои знания.

Представление команд.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Дружно соберём цветы-

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

Конкурс 1. Этот загадочный цветок…

Вопрос задаётся по очереди командам: правильный ответ – 1 балл

1.Из каких частей состоит цветок? (цветоножка, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка, пестик)

2.Что называют околоцветником?  (чашечка и венчик)

3.Какой околоцветник будет двойным? (в котором есть чашечка и венчик)

4.Какой околоцветник называется простым? (в котором только венчик)

5.Из чего состоит венчик? (лепестков)

6.Из чего состоит чашечка?  (Из чашелистиков)

7.Чем отличается двойной околоцветник от простого?  (У простого есть только  венчик, а у двойного чашечка и венчик).

8. Какие Вы знаете главные части цветка? (Пестик и тычинка)

9.Какое строение  имеет пестик? (Рыльце, столбик, завязь).

10.Какое  строение  имеет тычинка?  (Тычиночная нить, пыльцевой мешочек).

11.Что развивается из из  семязачатка? (Семя)

12.Опыление – это…

13.Из стенок завязи развивается…(околоплодник)

14.Чем однодомное растение отличается от двудомного?  (У однодомного на одном растении развиваются и пестичные и тычиночные цветки).

15.Семяпочка развивается в… (завязи)

Конкурс 2. Определение соцветий

Найдите соответствие соцветия и определения.

1.Колос

2.Кисть

3.Початок

4.Головка

5.Зонтик

А). От оси отходят одиночные цветки на цветоножках

Б). Сидячие цветки на круглой оси соцветия

В). Цветоножки выходят  из вершины оси

Г). Сидячие цветки  на длинной толстой оси

Соцветия

Д). На общей оси расположены сидячие цветы

Ответ: 1Д, 2А, 3Г, 4Б, 5В.

Конкурс 3. Путаница.

В предложении перепутаны слова. Расставьте слова в нужном  порядке и получите определение соцветий (2 балла). Команды получают задания одновременно.

  1. пшеницы, соцветия колосом называют ячменя сложными ржи,

(Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом)

2.выходят зонтик в котором – вершины соцветие, цветоножки оси Простой соцветия из

(Простой зонтик – соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси соцветия).

3.сложной Несколько отходят оси, общей от кистью кистей называют соцветие.

(Несколько кистей отходят от общей,  соцветие называют сложной  кистью).

Соцветия – это группы цветов, расположенных близко один к другому в определённом порядке. Соцветия бывают самыми разнообразными.

Конкурс 4. Викторина «Угадай - ка»

Ответьте на вопросы,  найдите соцветия в загадках.

1.Какое соцветие начинается с названия первого блюда (Щиток – щи)

2.В каком соцветии спряталась верхняя  часть тела  человека? (Головка- голова)

3.В каких соцветиях живёт  кот наоборот?  (Щиток, завиток, початок)

4.Каким соцветием можно красить стены? (кисть)

5.Из букв какого  соцветия можно составить название хищной птицы? (Колос- сокол)

6.В каком соцветии  спряталось самое большое морское  животное? (Кисть- кит)

7.Какое  соцветие начинается с отметки «единица»? (Колос – кол)

8.В какое соцветие спряталось новогоднее  дерево? (Метёлка – елка)

9.Под каким соцветием можно спрятаться под  дождём? (Зонтик)

10.В каком соцветии спряталось женское  имя. (Корзинка – Зина)

Конкурс 5.Игра слов

Каждой команде даётся время  (3мин), по истечении которого команда сдаёт  ответы.

Один верный ответ – один балл.

По предложенному заданию составьте названия соцветий.

1.Вставьте две буквы в название стремительно текущей воды. И  вы получите соцветие с толстой осью. (Початок – поток).

2.Превратите   вьюгу в соцветие сложная  кисть. (Метель- метёлка).

3.Прибавьте две буквы к самой низшей  школьной оценке и получите соцветие, где сидячие  цветки расположены на общей оси соцветия . (Кол- колос)

4.Вставьте 4 буквы в название наружного слоя  дерева, и вы узнаете соцветие с расширенным  цветоложем. (Кора – корзинка).

5.Прибавьте две буквы к  средству защиты от мокрой погоды – и узнаете соцветие, у которого, у которого цветоножки выходят из вершины оси. (Зонт – зонтик)

 Соцветия необходимы, чтобы привлекать насекомых и тем самым увеличить вероятность опыления.

Конкурс 6. Неразлучные друзья

Из предложенных растений и соцветий составьте пару.

Например: незабудка – завиток (1А). Одна правильно составленная пара – 1 балл.

1.Клевер

2.Черёмуха

3.Сирень

4.Вишня

5.Морковь

6.Ландыш

7.Пшеница

8.Ромашка

9.Подорожник

10.Виноград

     

 

А) Простой зонтик

Б) Сложный зонтик

В) Простая кисть

Г) Метёлка или  сложная кисть

Д) Головка

Е) Корзинка

Ж) Простой колос

З) Сложный колос

Ответы: 1Д, 2В, 3Г, 4А, 5Б, 6В, 7З, 8Е,  9Ж,  10Г

Конкурс 7. Раз соцветие, два соцветие…

Одна команда выполняет задание:

Вместо чёрточек поставьте  буквы и получите  названия  соцветий (один правильный ответ – 1балл):

1._и_ _ _

2._и_ _ _

3._ _ _ и_ _ _

4._ _ _ _и_ _ _

5._ _ _ _ и _

Ответ: щиток, кисть, завиток, корзинка, зонтик

А другой команде выдается задание иного плана, но повторяют те же соцветия:

Из предложенных слов составьте 5 названий соцветий (один правильный ответ – 1балл)

1, Кот + щи=

2.Ёлка +тем=

3.Зина+ крок=

4.Ча+ поток=

5.Сь + кит=

(Ответ: щиток, метёлка, корзинка, початок, кисть)

 Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты

Дружно соберём цветы-

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

* * * *

 Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по биологии " Класс Птицы"

Использование данной презентации позволяет  учащимся успешно повторить и закрепить   изученный материал, сформировать положительную мотивацию к урокам биологии,  активизировать умс...

Урок биологии "Класс Земноводные", 7 класс

Представляю методическую разработку  урока и презентацию по теме "Класс Земноводные". http://festival.1september.ru/articles/524222/...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Проверочная работа по биологии "Класс Млекопитающие". 7 класс. УМК В.В. Пасечник.

Проверочная работа составлена в двух вариантах и представляет собой набор заданий разных типов....

УУД 10 класс профильПримерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология», класс 10, издательство «Просвещение» )

Примерное планирование процесса формирования универсальных учебных действий (авторы УМК «Линия жизни» ФГОС ООО, В,К. Шумный, Г.М. Дымшиц и др., название учебника «Общая биология&raqu...

Презентация к року биологии "Класс Птицы", 7,8 класс

В презентации представлен конспект с иллюстрациями по теме "Класс Птицы": отличительные черты класса, покровы, скелет, системы органов, размножение и развитие....