Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2urok_socvetie_opylenie.doc | 41 КБ |
modulnaya_tehnologiya.doc | 52 КБ |
cvetok_1_urok.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 2
Тема: Соцветие, их значение в жизни растений
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||
УЭ - 0 | Цель: сформировать представление о соцветии, познакомиться с основными видами соцветий и их биологической ролью | Внимательно прочитайте цель урока | ||
УЭ – 1 Актуализация знаний | Составьте схему цветка:
| Работайте в группе (5 мин) | ||
УЭ – 2 Контроль знаний | Ответьте на вопросы 1 вариант 1. Генеративный орган: а) лист б) цветок в) корень г) стебель 2. Женский половой орган цветка: а) венчик б) тычинка в) пестик г) цветоножка 3. Спермии образуются в: а) в завязи пестика б) в пыльниках тычинок в) в столбике г) в рыльце 4. Значение венчика: а) образование половых клеток б) прикрепление к стеблю, в) привлечение опылителей г) образование органических веществ 5. Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки образуются на разных особях, называются: а) двудомными б) однодомными в) тычиночными в) обоеполыми 2 вариант 1. Вегетативный орган: А) цветок б) стебель в) плод г) семя 2. Мужской половой орган цветка: а) чашечка б) тычинка в) пестик г) цветоложе 3. Семязачаток находится: а) на рыльце пестика б) в завязи в) в пыльниках г) в столбике 4. Значение пестика и тычинок: а) образование половых клеток б) прикрепление к стеблю, в) привлечение опылителей г) образование органических веществ 5. Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки развиваются на одной особи, называются: а) двудомными б) однодомными в) раздельнолыми в) обоеполыми | Индивидуально работайте в тетради, (5 мин) | ||
УЭ – 3 | - Что такое соцветие? - Какие типы соцветий вам известны? В какие группы их можно объединить, на основании каких признаков - Какое значение имеют соцветия в жизни растений? | Устно ответьте на вопросы | ||
УЭ – 4 Выполните лабораторную работу | Тема: Типы соцветий Цель: знакомство с типами соцветий Оборудование: гербарии и иллюстрации растений Ход работы:
| Работайте в тетради | ||
Растение | Тип соцветия | Схема соцветия | ||
Ландыш Клевер Подсолнух Укроп | ||||
УЭ – 5 Домашнее задание | Еще раз проработайте материал параграфа 22. Самостоятельно познакомьтесь с материалом параграфа 24 Изготовьте карточки с типами строения цветка и (или) типами соцветий |
Предварительный просмотр:
Педагогическая технология (создание успеха)
ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И
НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современные педагогические технологии подразделяются на проблемные, дидактивно-игровые, совместного обучения и модульные технологии.
Применение модульной технологии позволяет развивать самостоятельность, планировать и контролировать освоение предмета и произвести самооценку.
Модульная технология обучения
В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д.
Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому. Поэтому возможности модульной технологии огромны, так как благодаря ей здесь центральное место в системе «учитель-ученик» занимает учащийся, а учитель управляет его учением – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.
Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием.
Модульный урок позволяет учащимся работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. При этом необходимо чтобы каждый ученик уяснил цель урока, что изучить и на чём сосредоточить своё внимание.
Роль учителя при модульном обучении сводится к управлению работой учащегося. При такой организации он имеет возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных. Особенность еще и в том, что в ходе урока учащиеся получают много оценок (баллов), которые выставляются только в тетради. При этом получается, что даже двойка становится баллом. В журнал выставляются оценки только «выходного контроля», который проводится в конце изучения темы.
Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала и быстро выявить пробелы в знаниях учащихся.
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии служат:
- гарантированное достижения результатов обучения;
- паритетное отношение учителя и учеников;
- возможность работы в парах, в группах;
- возможность общения с товарищами;
- возможность выбора уровня обучения;
- возможность работы в индивидуальном темпе;
- раннее предъявление конечных результатов обучения;
- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания.
Почему модульное обучение называют технологией?
Педагогическая технология появляется там и тогда, когда в образовательной системе чётко выделяется учебная деятельность ребёнка как системное свойство.
Проектирование учебной деятельностью характерной признак педагогической технологии. Это и отличает технологию от методики.
Модульный урок имеет свои особенности:
- каждый урок целесообразно начинать с процедуры мотивации – это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, использование входного теста с самопроверкой, небольшого графического диктанта и т.п.;
- целенаправленное формирование и развитие приёмов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важного процесса
Подготовка к проведению модульного урока
- Готовить модульные уроки непросто. Требуется большая предварительная работа.
- Тщательно проработать весь учебный материал и каждого урока в отдельности.
- Выделить главные основополагающие идеи.
- Сформулировать для учащихся интегрирующую цель (ЭУ-0), где указывается что к концу занятия ученик должен изучить, знать, понять, определить …
- Определить содержание, объём и последовательность учебных элементов (УЭ), указать время, отводимое на каждое из них, и вид работы учащихся.
- Подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, задания, тесты, графические диктанты …
- Приступить к написанию методического пособия для учащихся (технологическая карта).
- Размножение (через принтер, ксерокопии) технологических карт по числу учащихся в классе.
Алгоритм составления модульного урока
- Определение места модульного урока в теме.
- Формулировка темы урока.
- Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
- Подбор необходимого фактического материала.
- Отбор методов и форм преподавания и контроля.
- Определение способов учебной деятельности учащихся.
- Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы и определение цели каждого из них.
Учебных элементов (УЭ) не должно быть много (максимально 7), но обязательно следующие:
УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения.
УЭ-1 – включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалам.
УЭ-n – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения цели урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценка себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Составление модуля данного урока.
Подготовка необходимого количества копий текста урока для каждого учащегося.
Модульные программы – это программа деятельности ребёнка по изучению какой-либо темы.
Алгоритм действий учителя по составлению модульной программы
Определение целей обучения для учащихся и их формулирование.
Отбор содержания.
Распределение содержания по урокам с учётом принципов модульного обучения:
- определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль);
- блок информации (теоретический материал темы);
- отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные, практические и творческие работы);
- контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.
Подбор литературы для учащихся (желательно указать перечень обязательной и дополнительной литературы).
Написание модульной программы (желательно печатный материал).
Распечатка модульных программ для каждого ученика.
Технологическая карта – особая форма планирования учебного материала.
Технологическую карту составляет учитель. Она имеет много общего с обычным планированием. В ней указывается тема, количество часов на её обучения, цель обучения, тип урока, форма контроля за качеством усвоения учебного материала и освоение способов учебной деятельности. Выделяются основные знания, общеучебные и специальные умения и навыки, формируемые при изучении темы.
Раздел Животные
Тема «Одноклеточные животные»
Количество часов: 4
Цель Продолжить формирование понятия «одноклеточный организм».
Развивать приёмы учебной деятельности.
Учащиеся должны знать Определение понятий клетка, организм.
Особенности строения и процессов жизнедеятельности одноклеточных животных.
Уметь Описывать строение одноклеточных животных.
Сравнивать одноклеточных животных между собой.
Определять значения простейших в природе и для человека.
Формируемая область понимания Клетка – структурно-функциональная единица организма животного.
Общеучебные и специальные умения и навыки Описание, сравнение, умение приводить примеры, давать видовые и родовые названия.
Умение пользоваться микроскопом, рисовать биологические объекты, составлять схемы.
Педагогическая технология и контроль Модульное обучение
Контроль Самоконтроль, взаимоконтроль, экспортный контроль.
Лист учета контроля
Ф.И. учащегося ______________________ ______ баллов
Учебный элемент (УЭ) Количество баллов по номерам заданий Кол-во баллов
№1 №2 №3 №4 №5
Проверка изученного материала
Изучение нового материала
Закрепление
Итого
Оценка
Критерии оценкиКол-во правильных ответов Уровень Оценка и комментарии
19-20 очень высокий 5+ Так держать!
17-19 высокий 5 Но ошибки все-таки были.
14-16 средний 4 Ещё чуть-чуть и будет «5»
10-13 низкий 3 Будьте внимательны на уроке!
1-9 очень низкий 2 И о чём вы думаете на уроке.
0 нулевой 1 Без комментариев …
Деятельность учителя при использовании модульной технологии
Деятельность учителя в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью учащихся по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если учащиеся вооружены способами этой учебной деятельности: выделение объекта и предмета обучения, описания, объяснения, классификация и т.д. Т.е., прежде чем учить ребёнка биологии на основе модульной технологии, необходимо сначала научить его учиться, научить познавать (давать описание объектов, сравнивать их, объяснять явления и процессы с помощью теорий, классифицировать и т.д.), а далее в процессе обучения использовать эти процессы для овладения новым содержанием.
Для работы с напечатанным модулем учащиеся должны, прежде всего, уметь хорошо читать, поэтому в начальной школе нет смысла использовать эту форму работы. Кроме этого, важно чтобы учитель хорошо изучил теорию вопроса. Ведь для эффективного использования этой технологии необходимо внести изменения во всю систему обучения: в содержание, преподавание, учение.
Значение модульной технологии
На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект – субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.
Данная технология – стимул для повышения профессионального мастерства учителя.
Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении.
Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся
Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии
Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий.
Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.
Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе.
Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.
Литература
1. Шамова Т.И. «Модульное обучение: сущность, технология». Ж.«Биология в школе», 1994 №5
2. Тихонова А.Е., Диденко Т.И., Нащечина М.М. «Обучающие модули: способ построения». Ж.«Биология в школе», 1995 №6
3. Берсенева Л.А. «Два модульных урока по естествознанию» (VI класс), 1996 №1
4. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 №5
Предварительный просмотр:
Урок № 1
Тема: Цветок – генеративный орган. Его строение и значение.
Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала | ||
УЭ - 0 | Цель: Сформировать знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, познакомиться со строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, сформировать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях. | Внимательно прочитайте цель урока | ||
УЭ – 1 Актуализация знаний |
| Устно ответьте на вопросы | ||
УЭ – 2 Изучение нового материала | Главная функция цветков - _________________________ Схема строения цветка: Цветок – укороченный видоизмененный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из почки. Цветоножка и цветоложе – видоизмененный стебель, а чашечка, венчик, пестики и тычинки – видоизмененные листья. Функция околоцветника - ? | Индивидуально работайте в тетради, стр.86-87 Запишите в тетрадь | ||
УЭ – 3 Изучите многообразие цветков | Многообразие цветков (по особенностям строения околоцветника) | Закончите в тетради сравнительную характеристику цветков (стр 87) | ||
Название | ? околоцветник | Сложный (двойной) околоцветник | ||
Характеристика | Все листочки цветка одинакового цвета | ? | ||
Представители | ? | ? | ||
Схема строения | ||||
УЭ – 4 Изучите строение главных органов цветка | Строение главных частей цветка ♀ Пестик ♂Тычинка Функция пестика и тычинки - образование половых клеток (гамет), которые участвуют в оплодотворении, поэтому их называют половыми органами растения. | Зарисуйте в тетрадь главные органы, подпишите их строение (стр. 87-88) | ||
УЭ – 5 Изучите многообразие цветков по наличию главных органов | Многообразие цветков (по наличию главных органов – пестика и тычинок) | Закончите в тетради сравнительную характеристику цветков (стр 88), Самостоятельно закончите схемы. | ||
Обоеполые | ? | |||
Пестичные (? ) | ? (мужские) | |||
УЭ – 6 | Растения, у которых пестичные и тычиночные цветки находятся на одном растении называются - ?; а те, у которых они находятся на разных растениях называются - ? Приведите примеры указанных растений. | Найдите определения в тексте учебника (стр 88), запишите в тетрадь. | ||
УЭ – 7 Дайте характеристику предложенных растений | Растения | околоцветник | Гл.части цветка | Работайте в паре, устно. |
Шиповник Огурец Тюльпан | ||||
УЭ – 8 Домашнее задание | Еще раз проработайте материал параграфа 23. Самостоятельно познакомьтесь с понятием СОЦВЕТИЕ, изучите типы соцветий. | |||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Строение цветка"
В презентации на мой взгляд представлен необходимый к уроку материал в доступной для детей форме, использованы различные формы мотивации обучения....
Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"
План -конспект урока "Строение цветка"...
разработка урока "Строение цветка. Соцветия"
Урок изучения нового материала в 6 классе по программе Пасечника. На уроке раскрывается биологическое значение главных частей цветка и соцветий, рассматривается строение и функции частей цветка. На ур...
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
презентация "Строение Цветка.Соцветия" к уроку по биологии 6 класс
основные части цветка, типы соцветий...
Презенетация к уроку "Строение цветка. Типы соцветий"
Презентация является прекрасным информационным ресурсом к изучаемой теме....