Урок – путешествие в 5 классе по теме «Разнообразие живых организмов»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_puteshestvie_v_5_klasse_po_teme_raznoobrazie_zhivyh_organizmov.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – путешествие в 5 классе по теме «Разнообразие живых организмов»
Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.
Задачи:
- Расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.
- Развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, гербарий растений, рисунки учащихся о представителях разных царств живой природы, наборы карточек с буквами.
Ход урока:
- Вводная часть.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы в вами отправимся в путешествие, но это путешествие не обычное, а особенное. Мы будем путешествовать по миру живых организмов. Но для того, чтобы сесть в наш «биологический поезд», необходимо приобрести билеты. Для этого надо отгадать загадки.
(за правильный ответ ученики получают цветные жетоны – это билеты на «биологический поезд»)
- Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь)
- Чудо – юдо – великан
На спине везет фонтан. (Кит)
- Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
- Кто меняет
Молоко на сено? (Корова)
- Сквозь землю прошел –
Красную шапочку нашел. (Гриб)
- Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
- Днем слепа бывает,
Ночью прозревает. (Сова)
- Зимой и летом –
Одним цветом. (Ель)
- Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (Еж)
- Растение видное,
А прозвище обидное. (Лопух)
- Не бьет, не ругает – а все от него плачут. (Лук)
- У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Рыбка)
- Одежды себе не шью, но ткань всегда тку. (Паук)
- Рыж, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома не любят, и на базаре не купят. (Таракан)
- Изучение нового материала.
Учитель. А теперь пора отправляться в путешествие. Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств.
И первая наша остановка будет в царстве Растений. Какие вы знаете растения? (Ответы учеников)
Учитель. Представитель царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии – её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. Высота отдельных деревьев достигает 80 – 100 м.
Учащиеся смотрят презентацию. (слайды №1-6)
Учитель. Следующая станция – царство Животные. Каких животных вы знаете? А чем они питаются?
Животные – самое разнообразное царство. Их известно приблизительно 1 млн. 500 тыс. видов. Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные – это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Ученикам раздаются наборы карточек с буквами. Нужно собрать название птиц.
Учащиеся смотрят презентацию. (слайды №7-9)
Учитель. Ребята, наш «Биологический поезд» пребывает на третью станцию – царство Грибы.
Учитель. Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка… Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют, когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100000 видов грибов.
Учащиеся смотрят презентацию. (слайд №10)
Учитель. Сейчас наш «Биологический поезд» будет стоять на опушке леса, а мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку «Правила поведения в лесу». Итак, если вы согласны и правилом, то хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами.
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
- Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушка, ползучего жука, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
- Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
- Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
- Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
- Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Учитель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Наш поезд прибыл на следующую станцию – станция Простейшие. Этих представителей вы никогда не увидите, потому что они очень малы. Но они не просто маленькие. Тело их состоит всего из одной клетки! Большинство их живет в воде. В пресных водоемах часто встречаются амеба, инфузория – туфелька, эвглена зеленая. Все эти существа довольно просто устроены, потому и названы простейшими. Амеба похожа на студенистый комочек; она передвигается, как бы перетекая с одного места на другое. Инфузория – туфелька действительно напоминает туфельку, за что и получила название. Она передвигается с помощью ресничек, покрывающих её тело. Эвглена зеленая плавает при помощи длинного жгутика. Всего известно не менее 40 тыс. видов простейших.
Учащиеся смотрят презентацию. (слайд №11)
Учитель. Следующая станция – Царство Бактерии
Бактерии – тоже одноклеточные организмы. Но между простейшими и бактериями есть очень важное различие. Клетка бактерии не имеет ядра. А в клетках простейших, как и в клетках всех других живых существ, ядра есть.
Ученым известно, по меньшей мере, 2500 видов бактерий. Они встречаются повсюду: в воздухе, воде, почве, в телах других живых существ. Слово «бактерия» в переводе с греческого языка означает, «палочка». Но форма их разнообразна: они имеют вид не только палочек, но и шариков, спиралей.
В отличие от бактерий и простейших, тела грибов, растений, животных в основном построены их множества клеток. Это многоклеточные организмы.
Учащиеся смотрят презентацию. (слайд №12)
Учитель. Наш «Биологический поезд» закончил свой маршрут и к концу подошло наше необычное путешествие.
- Подведение итогов, выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Подготовить сообщение о представителях разных царств живой природы. (по выбору)
- Творческое задание. Сделать буклет о представителях царства растений школьного двора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"
открытый урок на городском уровне, с использованием технологии критического мышления....
урок в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"
открытый урок на городском уровне, с использованием технологии критического мышления....
Урок – путешествие в 5 классе по теме «Разнообразие живых организмов»
Ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности....
Контрольная работа для 5 класса по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»
Контрольная работа для 5 класса по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Работа для контроля и систематизации знаний по теме: «Разнообразие живых организмов....
План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...
Открытый урок биологии 5 класс по теме "Сообщество живых организмов"
Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: сформировать представление о природном сообществе организмов; раскрыть роль растений в сообществах; продолжить формировать умения сравнивать, работать ...
Урок в 9 классе на тему «Размножение живых организмов»
Цель: формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения.Задачи урока:Образовательная – охаракт...