Урок в 9 классе на тему «Размножение живых организмов»
план-конспект урока по биологии (9 класс)
Цель: формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения.
Задачи урока:
Образовательная – охарактеризовать размножение как свойство присущее всем живым организмам; расширить и углубить знания о бесполом и половом размножении (способы бесполого и полового размножения и их практическое значение в природе и жизнедеятельности человека);
Развивающая – продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, с таблицами, выделять главное и формулировать выводы, работать с биологическим текстом, анализ текста, работа с биологическими схемами , рисунками, таблицами.
Воспитательная – создать условия для дальнейшего воспитания работать в группе, воспитание положительного отношения к предмету.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, тестирование.
Тип урока: урок изучения нового
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., раздаточный материал (дополнительный материал по способам размножения), наглядный материал (живые экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 9 классе на тему «Размножение живых организмов» | 64.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе на тему «Размножение живых организмов»
Дата: 4.12.2020 год учитель: Мелькова С.М.
Цель: формирование у учащихся целостного представления о способах размножения организмов, биологическое значение бесполого и полового размножения.
Задачи урока:
Образовательная – охарактеризовать размножение как свойство присущее всем живым организмам; расширить и углубить знания о бесполом и половом размножении (способы бесполого и полового размножения и их практическое значение в природе и жизнедеятельности человека);
Развивающая – продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, с таблицами, выделять главное и формулировать выводы, работать с биологическим текстом, анализ текста, работа с биологическими схемами , рисунками, таблицами.
Воспитательная – создать условия для дальнейшего воспитания работать в группе, воспитание положительного отношения к предмету.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, тестирование.
Тип урока: урок изучения нового
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: учебник Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., раздаточный материал (дополнительный материал по способам размножения), наглядный материал (живые экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом).
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный | Приветствие, проверка готовности к уроку. (предварительно учащиеся поделены на 2 группы) | |
2.Актуализация знаний | Учитель зачитывает слова американского биолога Меллера: «Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевлённых, но очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные шаги старинного танца. Этот древнейший на Земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды, и мы растём и существуем.» Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? Если учащиеся не догадались, то учитель говорит вторую подсказку: это свойство присущее всем живым организмам. Свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Как вы думаете, о каком процессе идёт речь? Что такое размножение? (Разные ответы учащихся) Размножение – это воспроизведение себе подобных, обеспечивающее продолжение существования вида. | Слушают учителя и отвечают на вопросы учителя. Предлагают варианты ответа Отвечают на вопросы и формулируют тему урока. Формулируют определение понятия размножение. |
3.Изучение нового материала | Какие формы размножения вам известны? Размножение: -бесполое -половое Далее учитель предлагает учащимся заполнить схемы размножения с использованием учебника с.44-45: задание 1 выполняет 1 группа, заполняя схему полового размножения, а 2 группа выполняет задание 2, заполняя схему способы бесполого размножения. (печатный материал учитель раздает группам) (Приложение 1.) Проверка правильности заполненных схем. При проверки заданий, заполняют технологическую карту до конца. Обращаю ваше внимание на задание 2 «Схема бесполого размножения», у вас расписаны способы вегетативного размножения у растений.
Вопрос 1: сколько особей участвуют при бесполом, а сколько при половом размножении? Вопрос 2: как вы думаете, генотип потомков при половом размножении одинаков с родительскими генотипами? А при бесполом? При половом размножении всегда возникает организм с уникальным, не встречавшимся в природе набором свойств. Такие организмы с новыми наследственными свойствами, которые получили от обоих родителей, оказываются наиболее приспособленными к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды. Бесполое размножение позволяет сохранить неизменными свойства видов. Организмы, появившиеся бесполым путем, обычно развиваются быстрее, чем организмы появившиеся половым путем. Соответственно быстрее увеличивают свою численность и значительно быстрее расселяются на большие территории. | Предлагают варианты ответа. Учащиеся заполняют схемы бесполого и полового размножения организмов в группах. Один учащийся из группы рассказывает схему способа размножения. (яблоня, шиповник, малина) (фиалки, глоксинии) (костяника, лесная и садовая земляника) (смородина, виноград) (крыжовник, смородина) (картофель, топинамбур) (лук, чеснок) (ландыш, пырей) Ответы учащихся: 1. При бесполом размножении участвует 1 особь, а при половом – 2 особи. 2. генотип потомков при половом размножении отличается от генотипов обоих особей, а при бесполом размножении генотипы потомком и родителя не отличается. |
4.Закрепление нового материала | Тестирование. (приложение 2). Работа с биологическим текстом, анализ текста, работа с биологическими схемами , рисунками. | Учащиеся выполняют индивидуальный тест. |
5.Рефлексия | Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? - Пригодятся ли вам знания, полученные на сегодняшнем уроке? Где? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? | Учащиеся анализируют свою работу на уроке и отвечают на вопросы учителя. |
6. Итог | Выставление отметок и домашнее задание §13, прочитать и ответить устно на вопросы в конце параграфа. |
Технологическая карта урока по биологии 9 класс
Дата ____________ Тема урока: «Размножение живых организмов»
Задание 1. Заполнить схему полового размножения живых организмов, используя учебник на с. 44-45.
Половое размножение
_______________________
______________________
__________________ _____________________
_________________________
___________________
Задание 2. Заполнить схему бесполого размножения живых организмов, используя учебник на с. 45-46.
Способы бесполого размножения
________________ ___________________ _______________
- это деление путем встречается у грибов,
перетяжки клетки мохообразных, папоротников
на 2 части. и водорослей.
(амёба, эвглена)
У животных У растений
корнями
_______________ ________________ листьями
На материнском встречается
организме образуются у плоских червей, побегами
особые выросты – почки иглокожих.
(гидра).
Усы
Черенки
Отводки
Видоизмененными
побегами:
(клубни, луковица,
корневище)
Приложение 2
Тест на тему «Размножение живых организмов»
Вариант 1
1.Половое размножение осуществляется при помощи
- 1)соматических клеток
- 2)гамет
- 3)спор
- 4)цист
2. Как называют способ вегетативного размножения у растений, изображённый на рисунке?
- 1)размножение листовым черенком
- 2)размножение отводками
- 3)размножение корневым черенком
- 4)размножение семенами
3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Явление | Пример |
Бесполое размножение | Стеблевой черенок |
Половое размножение | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- 1)отпрыск
- 2)поросль
- 3)почка
- 4)гамета
4. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ
В природе существует два способа размножения: _____________(А) и____________ (Б). Первый способ связан с _____________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется ________________(Г).
- 1)вегетативное
- 2)митоз
- 3)половое
- 4)дробление
- 5)бесполое
- 6)оплодотворение
- 7)партеногенез
- 8)мейоз
Приложение 2
Тест на тему «Размножение живых организмов»
Вариант 2
1. При бесполом размножении не происходит
- 1)увеличения числа особей
- 2)обмена наследственной информацией
- 3)расселения потомства
- 4)роста и развития организма
2. Какой способ вегетативного размножения показан на рисунке?
- 1)усами
- 2)прививкой
- 3)черенками
- 4)отводками
3. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.
Объект | Процесс |
Гамета | Половое размножение |
… | Бесполое размножение |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- 1)спора
- 2)семя
- 3)плод
- 4)цветок
4. Вставьте в текст «Характеристика полового размножения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ
Половое размножение в природе происходит при участии половых клеток –_______________(А), имеющих ________________(Б) набор хромосом. В результате слияния сперматозоида и яйцеклетки образуется _____________(В), имеющая _______________(Г) набор хромосом.
- 1)спора
- 2)гаплоидный
- 3)гаструла
- 4)зигота
- 5)триплоид
- 6)бластула
- 7)гамета
- 8)диплоидный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"
открытый урок на городском уровне, с использованием технологии критического мышления....
урок в 5 классе по теме "Многообразие живых организмов"
открытый урок на городском уровне, с использованием технологии критического мышления....
обобщающий урок природоведения в 5 классе на тему "Питание живых организмов"
Открытый урок по теме "Питание живых организмов" включает разнообразные задание и сопровождается презентацией....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Обобщение по теме "Размножение живых организмов"
Обобщение по теме "Размножение живых организмов". Два варианта. УМК И.Н.Пономаревой для 5 классов...
Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Бактерии - живые организмы"
Тема урока: «Бактерии – живые организмы» Цели и задачи урока: -познакомить обучающихся с самой древ...
Проверочная работа по биологии по теме "Размножение живых организмов", 5 класс, учебник Суховой О. С., Строгонова В. И.
Проверочная работа содержит тестовые задания, задание на соответствие, задания со свободным ответом, задание на работу со схемой и задание на выбор правильных утверждений. При загрузке файла в предпро...