Рабочая программа по биологии 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
В рабочей программе отражены пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки знаний, умений и навыков,, содержание программы, тематическое планирование, контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
о«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор
________/С.А.Гатина/ директора по УВР МБОУ «Надеждинская ООШ»
МБОУ «Надеждинская ООШ» ________/А.Р.Зиганшин/
_________/ Н.А.Петрова/
Протокол № ___от Приказ № ___от
«27» августа 2016 г «29» августа 2016 г « 29» августа 2016 г
Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа
имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Петровой Надежды Анатольевны
высшей квалификационной категории
по биологии в 8 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«29» августа 2016 г.
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г)., Примерной программы основного общего образования по биологии.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный Базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Региональный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РТ, утвержденный приказом МО и Н РТ № 4154/12 от 9.07.2012, реализующий программы начального общего и основного общего образования;
- Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», утвержденный на заседании педагогического совета школы 29 августа 2016 года.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение в объёме 2 часов в неделю (всего за год 70 часов).
На основании примерных программ МО РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 8-м классе реализуется базисный уровень.
В основу курса биологии для 8 класса положены следующие идеи:
- биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей и многомерности, разнообразия уровня организации жизни;
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии;
- обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной
деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ, проектов; в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- развивающее обучение, ориентированное не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении; об открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
задач:
- обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования
через систему из 70 уроков;
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности
через лабораторные работы;
- продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
через систему разнообразных заданий;
- развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у учащихся моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель
через учебный материал уроков
- воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить гигиеническому воспитанию восьмиклассников, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии через учебный материал уроков и КСО.
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
- особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
- роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
проводить простые биологические исследования:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье - проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при переломах, кровотечениях, ожогах, обморожениях и других травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
Тема 1. Науки, изучающие организм человека | 2часа |
Тема 2. Происхождение человека | 3 часа |
Тема 3. Строение организма | 4 часа |
Тема 4. Опорно-двигательная система | 8 часов |
Тема 5. Внутренняя среда организма | 3 часа |
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы | 6 часов |
Тема 7. Дыхание | 5 часов |
Тема 8. Пищеварение. | 6 часов |
Тема 9. Обмен веществ и энергии | 3 часа |
Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 5 часов |
Тема 11 . Нервная система | 5 часов |
Тема 12. Анализаторы. Органы чувств. | 5 часов |
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Психика | 6 часов |
Тема 14. Эндокринная система | 2часа |
Тема 15. Индивидуальное развитие организма | 5 часов |
Резервное время | 2 часа. |
Итого: | 70 часов |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 час)
1. Науки, изучающие организм человека (2 ч.)
Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, медицина, психология. Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
2. Происхождение человека (3 ч.)
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Историческое прошлое людей. Расы человека. Критика расизма.
Демонстрации:
Сходство человека и животных.
Расы человека. Видовое единство человеческих рас
3. Строение организма (4 ч.)
Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Физиология клеток. Ткани. Особенности строения тканей. Рефлекторная регуляция функций организма человека.
Демонстрации:
Строение и разнообразие клеток организма человека. Ткани организма человека.
Органы и системы органов организма человека. Нервная система.
Лабораторная работа:
1. Изучение микроскопического строения тканей.
4. Опорно-двигательная система. (8 ч.)
Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Демонстрации:
Строение опорно-двигательной системы.
Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа:
2. Изучение внешнего вида отдельных костей.
Практическая работа
1. Обзор основных групп мышц человеческого организма
5. Внутренняя среда организма (3 ч.)
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Значение постоянства внутренней среды организма.
Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость.
Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работы Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации:
Состав крови. Группы крови.
Лабораторная работа:
3. Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 ч.)
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения. Сердце и кровеносные сосуды. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.
Демонстрации:
Кровеносная система. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лимфатическая система.
7. Дыхание (5 ч.)
Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха, как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.
Демонстрации:
Система органов дыхания. Механизм вдоха и выдоха. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасение утопающего.
8. Пищеварение (6 ч.)
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
Демонстрации: Пищеварительная система.
9. Обмен веществ и энергии (3 ч.)
Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Появление авитаминозов и меры их предупреждения.
Практическая работа:
2. Определение норм рационального питания. Составление суточного пищевого рациона
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 ч.)
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Демонстрации:
Строение кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.
Мочеполовая система.
11. Нервная система. (5 ч.)
Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Демонстрации: Нервная система.
Лабораторная работа:
4. Изучение строения и функций спинного мозга человека.
5. Изучение строения и функций отделов головного мозга.
12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч.)
Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушение зрения и слуха, их профилактика.
Демонстрации: Анализаторы
13. Высшая нервная деятельность. Психика (5 ч.)
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в содержании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколения информации.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личностей: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Нервная система. Строение головного мозга.
Регистрация электрической активности головного мозга во время сна и бодрствования.
14. Эндокринная система (2 ч.)
Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и регуляции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Демонстрации: Железы внешней и внутренней секреции.
15.Индивидуальное развитие организма (5 ч.)
Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
16. Резервное время (2 ч.)
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
1.Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен логично, последовательно, литературным языком;
«4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;
«3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ неполный, не имеет логической последовательности;
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
2.Оценка экспериментальных умений:
«5» - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием, проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы);
«4» - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществом и оборудованием;
«3» - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя;
«2» - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить по требованию учителя.
3.Оценка умений решать расчетные задачи:
«5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
«4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок;
«3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах;
«2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС
Класс 8
Учитель: Петрова Надежда Анатольевна
Количество часов:
всего - 70, в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 4
Административных контрольных уроков _____
Учебно-тематическое планирование разработано на основе Примерной программы основного общего образования по биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Учебник: «Биология. Человек» . М.: «Дрофа» 2009 г.
а также методических пособий для учителя:
- Г.В.Чередникова. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева. Волгоград: Учитель, 2007;
- Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. М.: «Просвещение», 1989г.
- Н.Ф.Реймерс. Популярный биологический словарь. М.: Наука, 1991 г.
для учащихся:
1. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Учебник: «Биология. Человек». М.: «Дрофа» 2009 г.
2. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся . М.: «Просвещение», 1978г.
MULTIMEDIA – поддержка курса "Биология. Человек"
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
- Биология. 1С Репетитор (электронное учебное издание), АОЗТ «1С», 1998-2001.
- Интернет-ресурсы.
Учебно-тематическое планирование по биологии в 8 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
Тема 1. Науки, изучающие организм человека | 2 | ||||||||
1 | Введение. Анатомия, физиология, психология и гигиена человека | изучение и первичное закрепление знаний | Беседа с опорой на знания из курса «Биология. Животные» 7 класс, составление схемы, знакомство с учебником | беседа | Знать науки, изучающие природу человека и охрану его здоровья, методы изучения человека, иметь представление о человеке как биосоциальном существе, знать черты сходства и отличия человека от животных | §1, ответить на вопросы | |||
2 | Становление наук о человеке | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение | индивидуальный опрос | Знать историю становления наук о человеке | чит.§2 стр.9-12, вопр.1-6 (стр.12) | |||
Тема 2. Происхождение человека | 3 | ||||||||
3 | Систематическое положение человека | изучение и первичное закрепление знаний | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы | индивидуальный опрос | Знать доказательства эволюции (сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические); знать значение понятий «Рудимент» и «атавизм»; уметь использовать доказательства эволюции для доказательства родства живых организмов | чит.§3 стр. 14-17, вопр.1-2 (стр.17 ) | |||
4 | Историческое прошлое людей | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы | индивидуальный опрос | Знать основные этапы эволюции человека, влияние на неё биологических и социальных факторов, знать значение понятия «антропогенез» | чит.§4. стр. 18-20, вопр. 1-5 ( стр.21) | |||
5 | Расы человека | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, составление схемы | индивидуальный опрос | Знать значение понятий «Человек разумный как единый биологический вид», «раса», «народность», «нация»; уметь доказать единство происхождения всех рас и их равноценность | чит.§5. стр.21-23, вопр.1-2 (стр.23), повт. §. 1-4 | |||
Тема 3. Строение организма | 4 | ||||||||
6 | Общий обзор организма | изучение и первичное закрепление знаний | Наблюдения над собственным организмом с использованием рисунков учебника, самостоятельная работа с текстом учебника | тест | Иметь представление об уровнях организации организма человека, структуре тела, органах, системах органов животного организма; иметь навыки наблюдений и самонаблюдений | чит.§6. стр. 26-27, вопр.1-3 (стр.27 ) | |||
7 | Клеточное строение организма | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы, наблюдение опыта | фронтальная беседа | Иметь представление о понятиях «внешняя» и «внутренняя среда организма», строении и функциях животной клетки; делении клетки и её жизненных процессах | чит.§7 стр. 27-32, вопр.1-5 (стр.32 ) | |||
8 | Ткани | комбинированный | Лабораторная работа | тест | Иметь представление о понятии «Ткань», знать строение и функции эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей; уметь проводить исследования объекта под микроскопом | чит.§8 стр. 33-39, вопр.1-9 (стр.39 ), заполн. таблицу | |||
9 | Рефлекторная регуляция | комбинированный | Актуализация знаний в форме фронтальной беседы, работа со схемами, самонаблюдение, заполнение таблицы | тест | Иметь представление о центральной и периферической нервной системе, рефлексе, рефлекторной дуге, нейронной цепи, видах нейронов; иметь навыки самонаблюдения | чит.§9 стр. 40-42, вопр.1-6 (стр.43 ) | |||
Тема 4. Опорно-двигательная система | 8 | ||||||||
10 | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей | изучение и первичное закрепление знаний | Актуализация знаний в форме фронтальной беседы, составление схемы, лабораторная работа | индивидуальный опрос | Знать макро- и микроскопическое строение костей и их классификации, функции опорно-двигательной системы; иметь навыки лабораторных исследований | чит.§10 стр.46-49, вопр.1-4 (стр.49 ) | |||
11 | Скелет человека. Осевой скелет | комбинированный | Рассказ учителя, составление схемы | индивидуальный опрос | Иметь представление о строении опорно-двигательной системы человека, знать особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, видеть взаимосвязь между строением и функциями опорно-двигательной системы | чит.§11 стр. 50-55, вопр.1-4 (стр.55 ) | |||
12 | Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей | комбинированный | Беседа с использованием рисунков учебника, самостоятельная работа с текстом учебника с составлением схемы, заполнение таблицы | фронтальная беседа | Знать строение и функции опорно-двигательной системы, типы соединения костей | чит.§12 стр. 56-61, вопр.1-3 (стр.61-62 ) | |||
13 | Строение мышц | комбинированный | Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, практическая работа | биологический диктант, фронтальный опрос | Знать микро- и макроскопическое строение мышц, основные группы мышц человека, иметь навыки самонаблюдения | чит.§13 стр.62-68, вопр.1-3 (стр.68 ). | |||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция | изучение и первичное закрепление знаний | Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, лабораторная работа | Иметь понятие о двигательной единице, энергетике мышечного сокращения, знать о влиянии тренировок на изменение мышц, вреде гиподинамии; уметь наблюдать и делать научно обоснованные выводы | чит.§14 стр.69-71, вопр.1-3 (стр.71-72 ) | ||||
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы | индивидуальный опрос | Иметь представление об осанке, причинах нарушения осанки и развития плоскостопия, мерах их предупреждения; знать методы выявления нарушений осанки и плоскостопия; вырабатывать в себе санитарно-гигиенические навыки | чит.§15 стр.73-74, вопр.1-4 (стр.75 ), повтор. §10 | |||
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | комбинированный | Просмотр видеофильма с выполнением тестирования | фронтальная беседа | Знать возможные повреждения скелета; уметь оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах костей | чит.§16 стр.76-79, вопр.1-4 (стр.79 ), повтор.§6-15 | |||
17 | Контрольная работа №1 по темам: «Строение организма» и «Опорно-двигательная система» | Контроль знаний по темам | Выполнение письменной работы | фронтальная письменная работа | Иметь теоретические знания по темам: «Строение организма» и «Опорно-двигательная система» | ||||
Тема 5. Внутренняя среда организма | 3 | ||||||||
18 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | изучение и первичное закрепление знаний | Объяснение учителя, составление схемы, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы, лабораторная работа | фронтальная беседа | Иметь представление о понятиях «Внутренняя среда организма», «Гомеостаз»; знать состав крови и функции её компонентов, механизм свертывания крови, иметь навыки микроскопирования | чит.§17 стр.82-88, вопр.1-6 (стр.88 -89 ) | |||
19 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | комбинированный | Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Иметь представление об иммунитете и его видах, антигенах и антителах; знать о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических правил для сохранения здоровья | чит.§18 стр.89-93, вопр.1-8 (стр.93 ) | |||
20 | Иммунология на службе здоровья | комбинированный | Объяснение учителя, заслушивание сообщений, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Знать значение понятия «иммунология», «иммунитет», о роли вакцин и лечебных сывороток в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний; знать о группах крови и правилах переливания крови | чит.§19 стр.94-98, вопр.1-6 (стр.99 ) | |||
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы | 6 | ||||||||
21 | Транспортные системы организма | изучение и первичное закрепление знаний | Актуализация знаний в форме фронтальной беседы с использованием рисунков учебника, самонаблюдение | тест | Иметь представление о кровеносной и лимфатической системах, видеть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем, иметь навыки самонаблюдения | чит.§20 стр.102-105, вопр.1-3 (стр.105 ) | |||
22 | Круги кровообращения | комбинированный | Беседа с использованием таблиц, лабораторная работа | индивидуальный опрос, актуализация знаний в форме фронтальной беседы | Знать круги кровообращения, биологическое значение изменения состава крови при прохождении её по кругам кровообращения; иметь навыки самонаблюдения | чит.§21 стр.105-110, вопр.1-3 (стр.108 ) | |||
23 | Строение и работа сердца | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы | тест на установление соответствия | Знать строение сердца, иметь представление о сердечном цикле и автоматизме работы сердца, особенностях регуляции сердечных сокращений | чит.§22 стр.110-114, вопр.1-5 (стр.114 ) | |||
24 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | комбинированный | Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, лабораторная работа | фронтальная беседа | Иметь представление о причине движения крови, изменении скорости крови в сосудах, распределении крови в организме, поддержании постоянства артериального давления; уметь проводить наблюдения над собственным организмом и объяснять их | чит.§23 стр.115-120, вопр.1-7 (стр.120 ) | |||
25 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника, выполнение теста | индивидуальный опрос | Иметь представление о морфологических и функциональных различиях сердца тренированного и нетренированного человека; знать о необходимости ведения здорового образа жизни; уметь с помощью функциональных проб определять степень тренированности своей сердечно-сосудистой системы | чит.§24 стр.121-125, вопр.1-6 (стр.125 ) | |||
26 | Первая помощь при кровотечениях | комбинированный | Просмотр видеофильма с выполнением тестирования | индивидуальный опрос | Знать типы кровотечений, их признаки; уметь накладывать жгут и повязки, обрабатывать раны; уметь оказывать доврачебную помощь | чит.§25 стр.125-129, вопр.1-7 (стр.129 ) | |||
Тема 7. Дыхание | 5 | ||||||||
27 | Значение дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | изучение и первичное закрепление знаний | Актуализация знаний в форме фронтальной беседы, поэтапное заполнение таблицы | Знать сущность процесса дыхания, его роль в обмене веществ, знать гигиенические правила | чит.§26 стр.132-138, вопр.1-9 (стр.138 - 139 ) | ||||
28 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника и продолжение заполнения таблицы | фронтальная письменная работа | Знать о газообмене в легких и тканях, о физиологической связи кровеносной и дыхательной систем, иметь навыки самонаблюдения | чит.§27 стр.140-141, вопр.1-4 (стр.141 ) | |||
29 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | изучение и первичное закрепление знаний | Самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, решение задачи | Иметь понятие о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; знать отрицательное действие никотина на органы дыхания | чит.§28 стр.142-146, вопр.1-11 (стр.146 ) | ||||
30 | Болезни и травмы органов дыхания. Профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная письменная работа | Знать причины остановки дыхания, необходимость его скорейшего восстановления; уметь оказывать приемы первой медицинской помощи; знать приемы самообследования дыхательной системы | §29 стр.147-152, вопр.1-10 (стр.153 ) Повтор. §17-28 | |||
31 | Контрольная работа №2 по темам: «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание». | Контроль знаний по темам | Выполнение письменной работы | фронтальная письменная работа | Иметь теоретические знания по темам: «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание»; уметь устанавливать последовательность событий и явлений | ||||
Тема 8. Пищеварение. | 6 | ||||||||
32 | Питание и пищеварение | изучение и первичное закрепление знаний | Беседа, самостоятельная работа с текстом учебника, использование таблиц, решение экспериментальных заданий | Знать значение пищеварения для организма и определять функции питательных веществ; иметь представление о понятиях «пластический обмен» и «энергетический обмен», «биологическое окисление», уметь делать выводы по результатам опытов и наблюдений | чит.§30 стр.156-160, вопр.1-5 (стр.160 - 161 ) | ||||
33 | Пищеварение в ротовой полости | комбинированный | Лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника с поэтапным заполнением таблицы | Индивидуальный опрос, фронтальная письменная работа | Иметь представление о пищеварении в ротовой полости; знать значение ферментов в пищеварении, знать строение и виды зубов, уметь ухаживать за ротовой полостью | чит.§31 стр.161-165, вопр.1-6 (стр.165 ) | |||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника и продолжение заполнения таблицы | индивидуальный опрос | Знать особенности изменения пищевой массы в желудке и двенадцатиперстной кишке, значение кишечной микрофлоры | чит.§32 стр.166-169, вопр.1-11 (стр.169 - 170 ) | |||
35 | Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит | комбинированный | Фронтальная беседа по итогам объяснения учителя | индивидуальный опрос | Иметь представление о функциях тонкого и толстого кишечника; знать механизм всасывания в тонком кишечнике, барьерную роль печени, аппендикс | чит.§33 стр.171-173, вопр.1-5 (стр.174 ) подготовить сообщение о работах И.П.Павлова | |||
36 | Регуляция пищеварения | комбинированный | Выполнение теста, сообщения, фронтальная беседа | тест | Знать о методе фистул И.П.Павлова, взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции работы органов пищеварения; знать определение понятий «мнимое кормление», «аппетитный сок» | чит.§34 стр.174-176, вопр.1-3 (стр.177 ) Подготовить сообщение о паразитических червях | |||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | комбинированный | Решение познавательной задачи, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы | индивидуальный опрос | Знать наиболее опасные кишечные инфекции и глистные заболевания; выработать привычку к здоровому образу жизни | чит.§35 стр.177-180, вопр.1-8 (стр.181 ) | |||
Тема 9. Обмен веществ и энергии | 3 | ||||||||
38 | Обмен веществ и энергии | изучение и первичное закрепление знаний | самостоятельная работа с текстом учебника, составление схемы | Тест на установление соответствия | Знать сущность обмена веществ как основного свойства живого | чит.§36 стр.184-187, вопр.1-9 (стр.187- - 188 ) | |||
39 | Витамины | комбинированный | Заполнение таблицы в процессе объяснения | фронтальная беседа | Иметь представление о витаминах и их роли в обмене веществ, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; знать способы сохранения витаминов в пищевых продуктах | чит.§37 стр.188-192, вопр.1-7 (стр.192 ) | |||
40 | Энергозатраты человека и пищевой рацион | комбинированный | Анализ таблицы, лабораторная работа | тест | Иметь представление об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи; знать о роли питания в поддержании здоровья; уметь проводить функциональные пробы | чит.§38 стр.193-198, вопр.1-6 (стр.196 ) | |||
Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 5 | ||||||||
41 | Кожа – наружный покровный орган | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы | Иметь представление о покровной системе организма | чит.§39 стр.200-203, вопр.1-4 (стр.204 ) | ||||
42 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы, проверка результатов самост.работы в форме беседы | тест | Знать гигиенические требования по уходу за кожей с точки зрения её анатомо-физиологических особенностей; знать причины и признаки кожных заболеваний и других нарушений функций кожи; уметь оказывать доврачебную помощь при ожогах и отморожениях | чит.§40 стр.204-208, вопр.1-8 (стр.208 ) | |||
43 | Терморегуляция организма. Закаливание | комбинированный | Рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы | Фронтальная беседа по вопросам учебника | Знать механизмы терморегуляции и уметь обосновать необходимость поддержания постоянства температуры тела; знать о причинах теплового и солнечного ударов, факторах закаливания; уметь оказывать первую помощь при перегревании | чит.§41 стр.209-212, вопр.1-8 (стр.212 ) | |||
44 | Выделение | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Знать строение и функции мочевыделительной системы | чит.§42 стр.213-218, вопр.1-4 (стр.217 ) | |||
45 | Контрольная работа №3 по темам: Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». | Контроль знаний по темам | Выполнение письменной работы | фронтальная письменная работа | Иметь теоретические знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение», уметь оказывать первую доврачебную помощь | ||||
Тема 11 . Нервная система | 5 | ||||||||
46 | Значение и строение нервной системы | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы, фронтальная письменная работа | Повторительная беседа | Иметь представление о строении и функциях нервной системы, уметь применять знания для объяснения явлений | чит.§43, 44, стр.220-222, вопр.1-5 (стр.221 ) | |||
47 | Спинной мозг | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, конспект основных положений темы | Индивидуальный опрос | Знать строение и функции спинного мозга | чит.§44 стр.222-226, вопр.1-5 (стр.227 ) | |||
48 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка | комбинированный | Объяснение учителя, поэтапное запонение таблицы, лабораторная работа | тест | Знать строение и функции головного мозга и её отделов; уметь определять орган по описанию, иметь навык лабораторных исследований | чит.§45 стр.227-230, вопр.1-5 (стр.230 ) | |||
49 | Функции переднего мозга | комбинированный | Объяснение учителя, фронтальная беседа | Теоретическое обоснование опытов | Знать строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий | чит.§46 стр.231-234, вопр.1-7 (стр.234 ) | |||
50 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, составление схемы, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Иметь понятие о соматической и автономной нервной системах, о симпатическом и парасимпатическом отделах автономной нервной системы | чит.§47 стр.235-240 | |||
Тема 12. Анализаторы. Органы чувств. | 5 | ||||||||
51 | Анализаторы. | изучение и первичное закрепление знаний | Объяснение учителя с опорой на рисунок, составление схемы | фронтальная письменная работа | Знать значение понятия «анализаторы», различие между понятиями «анализатор» и «орган чувств» | чит.§48 стр.242-243, вопр.1-3 (стр.244 ) | |||
52 | Зрительный анализатор | комбинированный | Беседа с заданиями, составление схемы, опыт, лабораторная работа | фронтальная беседа | Знать строение и функции глаза, зрительного анализатора; иметь представление об оптической системе глаза | чит.§49 стр.244-248, вопр.1-5 (стр.248 ) | |||
53 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | лекция | Формулировка правил, запись их в тетрадь, фронтальная устная работа | индивидуальный опрос | Иметь представление о глазных заболеваниях, травмах, их причине и профилактике; знать правила гигиены зрения | чит.§50 стр.249-252, вопр.1-3 (стр.252 ) | |||
54 | Слуховой анализатор | комбинированный | Объяснение учителя, демонстрация, самонаблюдение, поисковая беседа самостоятельная работа с текстом учебника
| индивидуальный опрос | Знать строение и функции слухового анализатора, механизм слухового восприятия; знать правила гигиены слуха и их обоснование; уметь добывать знания опытным путем | чит.§51 стр.253-257, вопр.1-4 (стр.257 ) | |||
55 | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса | комбинированный | Рассказ учителя, проведение опыта, самостоятельная работа с текстом учебника, фронтальная устная работа | индивидуальный опрос | Знать строение и функции органов равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса, их взаимодействие и значение в жизни человека | чит.§52 стр.258-263, вопр.1-6 (стр.263 ) | |||
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Психика | 6 | ||||||||
56 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | изучение и первичное закрепление знаний | Объяснение учителя с использованием таблицы, фронтальная работа | фронтальная беседа | Знать о вкладе И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского в разработку учения о высшей нервной деятельности; знать методику выработки условных рефлексов, торможение условных рефлексов | чит.§53 стр.266-272, вопр.1-6 (стр.272 ) | |||
57 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | комбинированный | Объяснение учителя, лабораторная работа | индивидуальный опрос, демонстрация и обоснование результатов опыта | Иметь понятие о врожденных программах поведения: безусловных рефлексах, инстинктах, запечатлениях; иметь представление о приобретенных программах поведения: условных инстинктах, рассудочной деятельности, динамическом стереотипе | чит.§54 стр.273-278, вопр.1-4 (стр.278 ) | |||
58 | Сон и сновидения | комбинированный | Проблемная задача, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы, творческая задача | фронтальная беседа | Иметь представление о физиологии сна, его значении и природе; знать цикличность сна и изменения в организме, происходящие во время сна, гигиену сна | чит.§55 стр.279-280, вопр.1-4 (стр.280 ) | |||
59 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | изучение и первичное закрепление знаний | Сообщение об интересных фактах, рассказ с элементами беседы, составление схемы, опыт, решение задач | Иметь представление о понятии «потребности людей и животных»; знать об отличиях в высшей нервной деятельности человека и животных, значение языка, роль речи в развитии высших психических функций, знать познавательные процессы | чит.§56 стр.281-287, вопр.1-14 (стр.287 ) | ||||
60 | Воля, эмоции, внимание | комбинированный | Беседа на основе собственных наблюдений, опыт, лабораторная работа | фронтальная беседа | Иметь понятие о воли, эмоциях, внимании как проявлениях высшей нервной деятельности; иметь навык лабораторных исследований | чит.§57 стр.288-292, вопр.1-9 (стр.292 - 293 ), стр.295-296, повтор. §43-56 | |||
61 | Контрольная работа №4 по темам: «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» | Контроль знаний по темам | Выполнение письменной работы | фронтальная письменная работа | Иметь теоретические знания по темам: «Нервная система», «Анализаторы. Органы чувств», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» | ||||
Тема 14. Эндокринная система | 2 | ||||||||
62 | Роль эндокринной регуляции | изучение и первичное закрепление знаний | Объяснение учителя, составление схемы, фронтальная беседа | Иметь понятие о гуморальной регуляции деятельности органов и их систем; знать железы внешней, внутренней и смешанной секреции, значение гормонов | чит.§58 стр.298-301, вопр.1-5 (стр.301 ) | ||||
63 | Функции желез внутренней секреции | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы, фронтальная письменная работа | фронтальная письменная работа | Знать особенности строения и функций конкретных желез внутренней секреции; уметь определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела | чит.§59 стр.302-305, вопр.1-11 (стр.305-306 ), стр.306 | |||
Тема 15. Индивидуальное развитие организма | 5 | ||||||||
64 | Жизненные циклы. Размножение | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя с элементами беседы, составление таблицы, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Знать особенности половых клеток человека, преимущества полового размножения перед бесполым; уметь работать с микропрепаратами | чит.§60 стр.308-311, вопр.1-4 (стр.312 ) | |||
65 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, составление таблицы, самостоятельная работа с текстом учебника, решение задачи | индивидуальный опрос, фронтальная письменная работа | Знать биогенетический закон Геккеля-Мюллера и разъяснять причины отклонений от него, влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека, уметь разъяснять режим беременности | чит.§61 стр.312-316, вопр.1-4 (стр.317 ) | |||
66 | Наследственные и врожденные заболевания, заболевания, передаваемые половым путем | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Знать о наследственных и врожденных заболеваниях, о профилактике и симптоматике заболеваний, передающихся половым путем | чит.§62 стр.317-319, вопр.1-5 (стр.319 - 320 ) | |||
67 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение задания, выполнение теста | индивидуальный опрос, фронтальная письменная работа | Знать о физическом и психическом развитии ребенка от рождения до 18 лет; иметь представление о биологической и социальной зрелости; уметь разъяснить разницу между понятиями «индивид» и «личность», «темперамент» и «характер», определять тип темперамента | чит.§63 стр.320-324, вопр.1-6 (стр.324 ) | |||
68 | Интересы, склонности, способности | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы, фронтальная беседа | фронтальная беседа | Иметь представление об интересах, склонностях, способностях; знать механизм развития способностей | Повторение основных положений главы 15 | |||
69 | Здоровье - величайшая ценность для личности и общества | обобщение и систематизация знаний | Карточки, фронтальная беседа | Сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, о значении здорового образа жизни | |||||
70 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...