Рабочая программа по биологии 7 класса
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
В рабочей программе отражены пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки знаний, умений и навыков,, содержание программы, тематическое планирование, контрольные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор
________/С.А.Гатина/ директора по УВР МБОУ «Надеждинская ООШ»
МБОУ «Надеждинская ООШ» ________/А.Р.Зиганшин/
_________/ Н.А.Петрова/
Протокол № ___от Приказ № ___от
«27» августа 2016 г «29» августа 2016 г « 29» августа 2016 г
Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа
имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Петровой Надежды Анатольевны
высшей квалификационной категории
по биологии в 7 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«29» августа 2016 г.
2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии , программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем. отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
- нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
- соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- усиление воспитывающего потенциала;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
- обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.
Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе календарно – тематического планирования «Планируемые результаты освоения материала», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, лабораторные и практические работы, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать:
На базовом уровне:
-характерные признаки царства животных;
-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);
роль простейших в биосфере и жизни человека;
-многоклеточность и ее биологический смысл;
-отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);
основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;
особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;
особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;
основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;
основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;
важнейшие отряды насекомых;
о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;
роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);
важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;
насекомые человеческого жилища на примере своего региона;
роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;
классы позвоночных животных;
приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;
особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;
роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;
о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов;
особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;
роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;
о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;
основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;
основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;
основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона;
характерных животных своего региона;
-об охране животных, роли заповедников и заказников.
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.
-оказания первой помощи при укусах животных;
-соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
1.Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен логично, последовательно, литературным языком;
«4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;
«3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ неполный, не имеет логической последовательности;
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
«4» - в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерационально или допущено не более двух несущественных ошибок;
«3» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах;
«2» - имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.
Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:
Тема 1. Введение | 2ч. |
Тема 2. Многообразие животных | 40ч. |
Тема 2.1. Многообразие животных. Простейшие | 2ч. |
Тема 2.2.Многоклеточные организмы. Беспозвоночные | 19ч. |
Тема 2.3. Многоклеточные организмы. Хордовые | 19ч. |
Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем | 14ч. |
Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4ч. |
Тема 5. Биоценозы | 4ч. |
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 4ч. |
Резервные часы | 2 |
Итого: | 70ч. |
Содержание программы по биологии для 7 класса
Тема 1. Введение (2 часа)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Методы изучения животных.
Среды жизни и места обитания животных. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Систематика животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Роль зоологии в практической деятельности людей.
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 2. Многообразие животных (40 часов)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
2.1. Подцарство Простейшие (2 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работы:
Знакомство с многообразием водных простейших. Изучение строения инфузории-туфельки.
2.2. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (19 часов)
Тип Губки (1 час)
Классы губок. Роль губок в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные (2часа)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Типы червей:
Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 часов)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторные работы:
Знакомство с многообразием круглых червей..
Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.
Зачет №1 по темам: «Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви».
Тип Моллюски (2часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторные работы:
Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.
Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
Тип Иглокожие(1 час)
Классы иглокожих. Роль иглокожих в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие (8 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторные работы:
Знакомство с ракообразными.
Изучение представителей отрядов насекомых.
Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).
Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие»
Зачет №2 по темам: «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие».
2.3. Тип Хордовые (19 часов)
Краткая характеристика типа хордовых.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Надкласс Рыбы (3 часа)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб.. Основные группы промысловых рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы: Внешнее строение и передвижение рыб.
Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.
Класс Земноводные (1час)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Зачет №3 по темам: «Класс Рыбы», «Класс Земноводные».
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Экскурсия. Разнообразие пресмыкающихся родного края (краеведческий музей или зоопарк).
Класс Птицы (4 часа)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего строения птицы.
Изучение перьевого покрова и различных типов перьев.
Изучение строения куриного яйца.
Экскурсия. Знакомство с птицами окрестностей своей местности.
Класс Млекопитающие, или Звери (7 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Экскурсия. Домашние и дикие животные нашей местности.
Зачет №4 по темам: «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающиеся».
Тема 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (14 часов).
Функции покровов тела. Основные виды покровов тела.
Лабораторная работа: Изучение особенностей покровов тела.
Функции опорно – двигательной системы. Факторы эволюционных изменений ОДС. Особенности строения скелета позвоночных животных. Соединения костей. Строение сустава.
Лабораторная работа: Скелет позвоночных.
Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных. Полости тела.
Лабораторная работа: Изучение способов передвижения животных.
Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии.
Органы дыхания, функции органов дыхания. Газообмен. Пути и механизм поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности.
Лабораторная работа: Изучение способов дыхания животных.
Кровеносная система. Кровь. Строение крови, форменные элементы крови. Гемоглобин. Типы кровеносных сосудов. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Жвижение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови.
Органы выделения, их строение. Почки. Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции.
Нервная система. Раздражимость. Функции нервной системы. Строение нервной клетки. Строение НС у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных. Изменение нервной системы в процессе эволюции.
Лабораторная работа: Изучение ответной реакции животных на раздражение.
Поведение. Рефлекс, виды рефлексов. Инстинкт. Регуляция. Нервный импульс.
Органы чувств. Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, обоняние, слух, химическая чувсвительность. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга.
Лабораторная работа: Изучение органов чувств у животных.
Зачет №5 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».
Тема 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 часа)
Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриологические. Сходство в строении зародышей животных. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Рудименты и атавизмы. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Дарвин о причинах эволюции животных. Результаты эволюции. Дивергенция. Разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Механизм образования ареалов. Закономерности размещения животных. Эндемики. Миграции. Причины миграций животных. Виды миграций. Зоогеографические области.
Тема 5. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы. Агробиоценозы. Структура биоценоза. Устойчивость биоценозов.
Факторы среды и их влияние на биоценозы. Среда обитания, экологические факторы.
Цепи питания. Поток энергии. Пищевая пирамида. Продуктивность биоценоза.
Взаимосвязь компонентов биоценоза. Трофические связи. Экологические группы животных по объектам питания.
Тема 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 4 часа)
Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных. Промысел. Одомашнивание животных. Селекция. Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга.
Заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга России и Республики Татарстан. Система мониторинга.
Резервное время – 2 часа.
Ресурсное обеспечение рабочей программы по биологии для 7 класса:
Учебно-методический комплекс биологии как учебной дисциплины включает комплекты документов:
- нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»;
- программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;
- материально-техническое обеспечение преподавания предмета.
Основные нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного предмета «Биология»:
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);
- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;
- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;
- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;
- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;
-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии.
Программа учебной дисциплины является системообразующим компонентом УМК.
Остальные элементы носят в нем подчиненный характер и создаются в соответствии с программой. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология: Животные. учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений , М. Дрофа, 2008
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС
Класс 7
Учитель: Петрова Надежда Анатольевна
Количество часов:
всего - 70, в неделю - 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 5
Административных контрольных уроков _____
Учебно-тематическое планирование разработано на основе Примерной программы основного общего образования по биологии.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2008 – 304с.: ил.;
а также методических пособий для учителя:
- Л.Д.Парфилова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В.Латюшина, В.А.Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: «Экзамен» 2006, - 159с.;
- Биология. 7-8 классы: тесты / авт.-сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150с.;/
- Зоология. Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений /Е.И.Лукин. – Москва ВО «Агропромиздат», 1989.-384с./
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Животные»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы.
Учебно-тематическое планирование по биологии в 7 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||
План | Факт | ||||||||||||||
Введение | 2 | ||||||||||||||
1 | История развития зоологии. | изучение и первичное закрепление знаний | беседа | воп.1, 2, 3 на с.7 после параграфа учебника | Называть: - предмет изучения зоологии; - систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии. | читать §1стр.4-7, вопросы 1-4 (стр.7) | |||||||||
2 | Современная зоология. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение | индивидуальный опрос в.1 (с.7 учебника) | Называть области применения зоологических знаний. Отличать животных от растений. | читать §2 стр.8-9, вопросы 1-2 (стр.9) | |||||||||
Многообразие животных. Простейшие | 2 | ||||||||||||||
3 | Общая характеристика простейших. | изучение и первичное закрепление знаний | лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | индивидуальный опрос в.1 (с.19 учебника) | Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать тип простейших. | читать §3 стр.12-15, вопросы 1-3 (стр.15) | |||||||||
4 | Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории. | изучение и первичное закрепление знаний | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение | индивидуальный опрос в.3, 4 (с.19 учебника) | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | читать §4 стр.16-19, вопросы 1-4 (стр.19) | |||||||||
Многоклеточные организмы. Беспозвоночные. | 19 | ||||||||||||||
5 | Губки. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | индивидуальный опрос в.2, 4 (с.25 учебника) | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими. Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок. | читать §5 стр.22-24, вопросы 1-4 (стр.25) | |||||||||
6 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика | изучение и первичное закрепление знаний | самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | индивидуальный опрос в.1 (с.31 учебника) | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. | читать §6 до класса гидроидные | |||||||||
7 | Многообразие кишечнополостных. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос в.3 (с.31 учебника) | Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. | читать §6 до конца | |||||||||
8 | Тип Плоские Черви. | изучение и первичное закрепление знаний | самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | индивидуальный опрос | Распознавать и описывать представителей типа Плоские черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. | читать §7 стр.31-35, вопросы 1-3 (стр.35) | |||||||||
9 | Тип Круглые черви. | комбинированный | лабораторная работа №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | индивидуальный опрос в.1 (с.36 учебника) | Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. | читать §8 стр.35-36, вопросы 1-3 (стр.36) | |||||||||
10 | Тип Кольчатые черви. Полихеты. | изучение и первичное закрепление знаний | самостоятельная работа с текстом учебника, составление конспекта | индивидуальный опрос в.1 (с.40 учебника) | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Объяснять и описывать представителей Кольчатые черви. Сравнивать строение кольчатых и круглых червей. | читать §9 стр.37-40, вопросы 1-3 (стр.40) | |||||||||
11 | Многообразие кольчатых червей. | комбинированный | лабораторная работа №3 «Внешнее строение дождевого червя» | индивидуальный опрос | Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | читать §10 стр.41-44, вопросы 1-3 (стр.44) | |||||||||
12 | Зачёт №1 по темам: «Тип Кишечнополостные», «Тип Плоские черви», «Тип Круглые черви», «Тип Кольчатые черви». | контроль знаний по темам | Тестирование | Тестирование по теме | |||||||||||
13 | Тип Моллюски. | изучение и первичное закрепление знаний | лабораторная работа №4 «Особенности строения и жизни моллюсков» | индивидуальный опрос в.3 (с.48 учебника) | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности их внешнего строения. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | читать §11 стр.45-47, вопросы 1-3 (стр.48) | |||||||||
14 | Многообразие моллюсков. | комбинированный | просмотр электронного учебного пособия | индивидуальный опрос в.1 (с.52 учебника) | Определять принадлежность моллюсков к классам. Объяснять значение в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания. | читать §12 стр.48-51, вопросы 1-4 (стр.52) | |||||||||
15 | Тип Иглокожие. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение конспекта | индивидуальный опрос в.1, 3 (с.56 учебника) | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Знать значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | читать §13 стр.52-55, вопросы 1-3 (стр.56) | |||||||||
16 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | изучение и первичное закрепление знаний | лабораторная работа №5 «Знакомство с ракообразными» | индивидуальный опрос в.1, 4 (с.62 учебника) | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. | читать §14 до паукообразных | |||||||||
17 | Класс Паукообразные. Клещи. | комбинированный | просмотр электронного учебного пособия | индивидуальный опрос, фронтальная беседа
| Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. | читать §14 до конца | |||||||||
18 | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. | комбинированный | лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых» | фронтальная беседа | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. | читать §15 стр.63-65, вопросы 1-3 (стр.65) | |||||||||
19 | Отряды насекомых. Тараканы, прямокрылые, уховертки, поденки. | комбинированный | Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос, в.1, 2, 3 (с.70 учебника) | Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять название прямокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека. | читать §16 стр.66-70, вопросы 1-5 (стр.70) | |||||||||
20 | Стрекозы, вши, жуки, клопы. | комбинированный | Объяснение учителя, заслушивание сообщений, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос в.3 (с.377 учебника) | Распознавать и описывать представителей отрядов насекомых. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять название жесткокрылые. Характеризовать роль в природе и жизни человека. | читать §17 стр.70-76, вопросы 1-4 (стр.77) | |||||||||
21 | Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | комбинированный | Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Распознавать и описывать представителей отрядов. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Характеризовать роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми вредителями растений и переносчиками заболеваний человека. | читать §18 стр.77-84, вопросы 1-4 (стр.84) | |||||||||
22 | Перепончатокрылые насекомые. | комбинированный | Объяснение учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос в.11, 6 (с.91 учебника) | Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Характеризовать роль в природе и жизни человека. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять, почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми. | читать §19 стр.85-91, вопросы 1-6 (стр.91) | |||||||||
23 | Зачет №2 по темам: «Тип Моллюски», «Тип Членистоногие». | контроль знаний по темам | тестирование | тестирование | |||||||||||
Многоклеточные организмы. Хордовые. | 19 | ||||||||||||||
24 | Общая характеристика хордовых. Подтип Бесчерепные. | изучение и первичное закрепление знаний | самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение конспекта | индивидуальный опрос в.1, 2 (с.96 учебника) | Распознавать животных типа Хордовые. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение строения ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | читать §20 стр.92-96, вопросы 1-6 (стр.96) | |||||||||
25 | Классы рыб. Костные рыбы. | изучение и первичное закрепление знаний | лабораторная работа № 7 «Внешнее строение и передвижение рыб» | индивидуальный опрос в.1, 2, 3 (с.102 учебника) | Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Выделять особенности строения рыб. | читать §21 стр.97-102, вопросы 1-3 (стр.102) | |||||||||
26 | Хрящевые рыбы. | комбинированный | Просмотр электронного пособия с выполнением тестирования | индивидуальный опрос, в.2, 3 (с.106 учебника) | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. | читать §22 стр.103-106, вопросы 1-3 (стр.106) | |||||||||
27 | Многообразие костных рыб. | систематизация и обобщение знаний | самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная письменная работа | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Приводить примеры видов рыб, обитающих в данной местности. Объяснять значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. | читать §23 стр.107-114, вопросы 1-5 (стр.115) | |||||||||
28 | Класс Земноводные. | изучение и первичное закрепление знаний | просмотр электронного учебного пособия, составление конспекта | индивидуальный опрос, в.1, 2, 3 (с.121 учебника) | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. | читать §24 стр.115-121, вопросы 1-4 (стр.121) | |||||||||
29 | Зачет №3 по темам: «Класс Рыбы», «Класс Земноводные». | контроль знаний по темам | фронтальная письменная работа | фронтальная письменная работа | |||||||||||
30 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | изучение и первичное закрепление знаний | просмотр электронного учебного пособия, составление конспекта | индивидуальный опрос, в.1 (с.133 учебника) | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Доказывать, что пресмыкающиеся более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных. | читать §25 до чешуйчатых | |||||||||
31 | Отряды пресмыкающихся. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос, в.2, 4, 5 (с.133 учебника) | Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся. Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и жизни человека.. | читать §25 до конца, § 26 стр.129-133, вопросы 1-5 (стр.133) | |||||||||
32 | Класс Птицы. | изучение и первичное закрепление знаний | лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего строения птиц» | индивидуальный опрос, в. 3 (с.156 учебника), в.1 на с.138 | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более высокоорганизованные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. | читать §27 стр.134-138, вопросы 1-4 (стр.138) | |||||||||
33 | Отряды птиц. Страусообразные, нандуобразные, казуарообразные, гусеобразные. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Индивидуальный опрос, | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека; необходимость защиты гусеобразных. | читать §28 стр.140-145, вопросы 1-4 (стр.145) | |||||||||
34 | Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос, в.2, 3 (с.151 учебника) | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека; необходимость защиты. | читать §29 стр.145-151, вопросы 1-3 (стр.151) | |||||||||
35 | Отряды птиц. Воробьинообразные, голенастые. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос, в.2 на с.156 | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. | читать §30 стр.151-156, вопросы 1-3 (стр.156) | |||||||||
36 | Класс Млекопитающие, или Звери. | изучение и первичное закрепление знаний | просмотр электронного учебного пособия, составление конспекта | Фронтальная беседа | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания. | читать §31 до насекомоядных | |||||||||
37 | Отряды: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение | индивидуальный опрос, в.1 на с.170 | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры охраны. Выявлять приспособления внешнего строения. | читать §31 до конца. § 32 стр.164-170, вопросы 1-3 (стр.170) | |||||||||
38 | Отряд Хищные. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение | в.3, 4 на с.177 | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры охраны. | читать §33 | |||||||||
39 | Отряды: Китообразные, ластоногие | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение | фронтальная беседа, в.2 на с.183 | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры охраны. Выявлять приспособления внешнего строения. | читать §33 стр.170-175, вопросы 1-4 (стр.177) | |||||||||
40 | Отряды млекопитающих. Парнокопытные, непарнокопытные. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение | индивидуальный опрос, в.3 (с.183 учебника) | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. | читать §34 стр.178-183, вопросы 1-3 (стр.183) | |||||||||
41 | Отряды млекопитающих. Приматы. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника, обсуждение | индивидуальный опрос, в.2 (с.187 учебника) | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими. | читать §35 стр.184-187, вопросы 1-3 (стр.187) | |||||||||
42 | Зачет №4 по темам: «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие». | контроль знаний по темам | тестирование | тестирование | |||||||||||
Эволюция строения и функций органов и их систем | 14 | ||||||||||||||
43 | Покровы тела. | изучение и первичное закрепление знаний | лабораторная работа № 9 №Изучение особенностей покровов тела» | индивидуальный опрос | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания. | читать §36 стр.190-192, вопросы 1-2 (стр.193) | |||||||||
44 | Опорно-двигательная система. | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, составление конспекта, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы. Называть функции опорно-двигательной системы; типы скелетов. Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. Сравнивать скелеты позвоночных. | читать §37 стр.193-198, вопросы 1-5 (стр.199) | |||||||||
45 | Способы передвижения. Полости тела. | комбинированный | лабораторная работа №10 «Изучение способов передвижения животных» | в.2, 4 на с.203 | Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособления организмов к передвижению. | читать §38 стр.199-203, вопросы 1-4 (стр.203) | |||||||||
46 | Органы дыхания и газообмена. | комбинированный | лабораторная работа № 11 «Изучение способов дыхания животных» | индивидуальный опрос, в.1, 2 (с.208 учебника) | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. | читать §39 стр.204-207, вопросы 1-3 (стр.208) | |||||||||
47 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя с элементами беседы, составление конспекта, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения. Объяснять взаимосвязь органов пищеварительной системы и их функций. | читать §40 стр.209-214, вопросы 1-6 (стр.214) | |||||||||
48 | Кровеносная система. Кровь. | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя с элементами беседы, составление конспекта, самостоятельная работа с текстом учебника | В.3, 4, 6 на с. 219 | Называть функции кровеносной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы. Объяснять взаимосвязь органов кровеносной системы и их функций. | читать §41 стр.215-219, вопросы 1-7 (стр.219) | |||||||||
49 | Органы выделения. | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, составление конспекта, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос, в.1 (с.223 учебника) | Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Объяснять взаимосвязь органов выделения и их функций. | читать §42 стр.220-223, вопросы 1-3 (стр.223) | |||||||||
50 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | изучение и первичное закрепление знаний | лабораторная работа № 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения» | индивидуальный опрос, в.1, 2 на с.229 | Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимосвязь органов нервной системы и их функций. Наблюдать за поведением животных. | читать §43 стр.224-228, вопросы 1-3 (стр.229) | |||||||||
51 | Органы чувств. Регуляция деятельности. | комбинированный | лабораторная работа № 13 «Изучение органов чувств животных» | индивидуальный опрос, в.1, 2 (с.235 учебника) | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств. | читать §44 стр.230-235, вопросы 1-4 (стр.235) | |||||||||
52 | Продление рода. Органы размножения. | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя с элементами беседы, составление конспекта, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения. | читать §45 стр.236-238, вопросы1-4 (стр.238) | |||||||||
53 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос, в.2, 3 на с.242 | Приводить примеры животных с различными видами бесполого размножения; животных с внешним и внутренним оплодотворением. Выявлять приспособления процесса размножения к среде обитания. | читать §46 стр.239-242, вопросы 1-3 (стр.242) | |||||||||
54 | Развитие животных с превращением и без превращения. | комбинированный | лабораторная работа № 14 2Определение возраста животных» | индивидуальный опрос, в.1, 3 на с.246 | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозами и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозами и без метаморфоза. | читать §47 стр.242-246, вопросы 1-3 (стр.246) | |||||||||
55 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | комбинированный | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос, в.2 на с.248 | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | читать §48 стр.247-248, вопросы 1-3 (стр.248) | |||||||||
56 | Зачет №5 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем» | контроль знаний по темам | тестирование | тестирование | |||||||||||
Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 4 | ||||||||||||||
57 | Доказательства эволюции животных | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Давать определение термину «эволюция». Называть доказательства эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира. | читать §49 стр.250-255, вопросы 1-7 (стр.256) | |||||||||
58 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Называть факторы эволюции. Приводить примеры действия факторов эволюции. | читать §50 стр.256-258, вопросы 1-4 (стр.258) | |||||||||
59 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | обобщение и систематизация знаний | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. | читать §51 стр.259-261, вопросы 1-3 (стр.261) | |||||||||
60 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | обобщение и систематизация знаний | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа, в.5, 6 на с.266 | Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. | читать §52 стр.262-266, вопросы 1-6 (стр.266) | |||||||||
Биоценозы | 4 | ||||||||||||||
61 | Естественные и искусственные биоценозы. | изучение и первичное закрепление знаний | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Давать определение понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов. Распознавать и описывать компоненты биоценоза. | читать §53 стр.268-272, вопросы 1-4 (стр.272) | |||||||||
62 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | комбинированный | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. | читать §54 стр.272-274, вопросы 1-3 (стр.274) | |||||||||
63 | Цепи питания и поток энергии. | комбинированный | Рассказ учителя, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания. | читать §55 стр.275-277, вопросы 1-4 (стр.277) | |||||||||
64 | Взаимосвязь компонентов биоценоза. | комбинированный | Рассказ учителя с элементами беседы, составление таблицы, самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза. Давать определение понятию пищевые связи. | читать §56 стр.278-282, вопросы 1-3 (стр.282) | |||||||||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 4 | ||||||||||||||
65 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | обобщение и систематизация знаний | самостоятельная работа с текстом учебника | индивидуальный опрос | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных. Приводить примеры промысловых животных. | читать §57 стр.284-286, вопросы 1-4 (стр.286) | |||||||||
66 | Одомашнивание животных | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Приводить примеры одомашненных животных. Знать направления отбора домашних животных. | читать §58 стр.286-289, вопросы 1-4 (стр.290) | |||||||||
67 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Приводить примеры редких и охраняемых животных. | читать §59 стр.290-292, вопросы 1-4 (стр.292) | |||||||||
68 | Охрана и рациональное использование животного мира | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | фронтальная беседа | Называть меры по охране животных. | читать §60 стр.292-295, вопросы 1-5 (стр.295) | |||||||||
69-70 | Резервные часы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...