Рабочая программа по биологии 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
В рабочей программе отражены пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, критерии оценки знаний, умений и навыков, содержание программы, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_kl_1.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель Директор
________/С.А.Гатина/ директора по УВР МБОУ «Надеждинская ООШ»
МБОУ «Надеждинская ООШ» ________/А.Р.Зиганшин/
_________/ Н.А.Петрова/
Протокол № ___от Приказ № ___от
«27» августа 2016 г «29» августа 2016 г « 29» августа 2016 г
Рабочая программа
учителя
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Надеждинская основная общеобразовательная школа
имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Петровой Надежды Анатольевны
высшей квалификационной категории
по биологии в 5 классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от
«29» августа 2016 г.
2016 -2017 учебный год
Рабочая программа по биологии в 5 классе (ФГОС)
Пояснительная записка
Рабочая программа построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы МБОУ Берлибашской ООШ основного общего образования, авторской программы В.В.Пасечника. Согласно действующего базисного учебного плана, рабочая программа по биологии 5 класс предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю (34 часа).
В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов
Содержание курса биологии в 5 классе направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.
Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Изучение биологии в 5 классе направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции;. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.
В программу внесены изменения. На тему «Клеточное строение организмов» вместо 10 часов отведено 7, на темы «Царство Бактерии.Царство Грибы» отведено 9 часов, на изучение темы «Царство растения»отводится 12 часов.
Основное содержание программы.
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (7часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство микроскопа. Рассматривание препарата кожицы чешуи лука.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Раздел 3. Царство Растения (12 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС
Класс 5
Учитель: Петрова Надежда Анатольевна
Количество часов:
всего - 35, в неделю - 1 час.
Плановых контрольных уроков - 5
Административных контрольных уроков _____
Учебно-тематическое планирование разработано на основе Примерной программы основного общего образования по биологии.
- Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
Тематическое планирование
5 класс. Бактерии.Грибы.Растения (35 часов, 1 час в неделю)
№ п/п | № в теме | Дата проведения | Тема | Содержание | Вид деятельности ученика | УУД | Лабораторные работы | Домашнее задание |
Введение (6 часов) | ||||||||
1. | 1 | сентябрь | Биология — наука о живой природе | Биология как наука. Значение биологии | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — составлять план текста; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; Познавательные УУД: — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. Коммуникативные УУД: - уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах | §1 | |
2. | 2 | сентябрь | Методы исследования в биологии | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | Демонстрация Приборы и оборудование | §2 | |
3. | 3 | сентябрь | Разнообразие живой природы. | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа | §3 | ||
4. | 4 | сентябрь | Среды обитания живых организмов | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | §4 | ||
5. | 5 | октябрь | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | §5 | ||
6. | 6 | октябрь | Обобщающий урок по теме «Введение» | Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. | Готовят отчет по экскурсии. | Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе | ||
Клеточное строение организмов (7 часов) | ||||||||
7. | 1 | октябрь | Устройство увеличительных приборов | Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. | Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Личностные: -осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки Регулятивные УУД: -работая по плану сравнивать свои действия с целью -сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их Познавательные УУД: — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; — работать с текстом и иллюстрациями учебника. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | Лабораторная работа Устройство микроскопа | §6 |
8. | 2 | октябрь | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | §7, | ||
9. | 3 | ноябрь | Строение клетки | Пластиды. Хлоропласты Строение клеток кожицы чешуи лука | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Лабораторная работа Рассматривание препарата кожицы чешуи лука | §7 | |
10. | 4 | ноябрь | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | §8 | ||
11. | 5 | ноябрь | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | §9 | ||
12. | 6 | декабрь | Ткани | Ткань. | . Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. | §10 | |
13. | 7 | декабрь | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | |||
Царство Бактерии (3 часа) | ||||||||
14 | 1 | декабрь | Строение и жизнедеятельность бактерий | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | §11 | |
15. | 2 | декабрь | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | §12 | ||
16. | 3 | январь | Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии» | Систематизация и обобщение понятий раздела. | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. | |||
Царство Грибы (6 часов) | ||||||||
17. | 1 | январь | Общая характеристика грибов | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | §13 | |
18. | 2 | январь | Шляпочные грибы | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. | Лабораторная работа Строение плодовых тел шляпочных грибов | §14 | |
19. | 3 | февраль | Шляпочные грибы | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Симбиоз грибов и растений. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | §14 | ||
20. | 4 | февраль | Плесневые грибы и дрожжи | Плесневые грибы и дрожжи. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Лабораторная работа Плесневый гриб мукор | §15 | |
21 | 5 | февраль | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | §16 | |
22. | 6 | февраль | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | |||
Царство Растения (12 часов) | ||||||||
23. | 1 | март | Разнообразие, распространение растений | Разнообразие растений, значение растений в жизни человека. Растения низшие и высшие | Определяют понятие ботаника, растения низшие и высшие. Объясняют роль растений в природе и жизни человека. Готовят сообщение «Роль растений в природе» | Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение Регулятивные УУД: — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. | §17 | |
24. | 2 | март | Водоросли | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Лабораторная работа Строение зеленых одноклеточных водорослей | §18 с.93-94 | |
25. | 3 | март | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Познавательные УУД: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. Коммуникативные УУД: -уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах -уметь договариваться друг с другом | §18 С.95-101 | |
26. | 4 | март | Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | §19 | ||
27 | 5 | апрель | Мхи | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | . Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах | §20 | ||
28 | 6 | апрель | Мхи | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выполняют лабораторную работу | Лабораторные работы Строение мха (на местных видах | §20 | |
29 | 7 | апрель | Плауны, хвощи, папоротники | Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. | Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Лабораторные работы Строение спороносящего хвоща | §21 | |
30 | 8 | апрель | Голосеменные растения | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | Выделяют существенные признаков голосеменных растений. | §22 | ||
31 | 9 | май | Голосеменные растения | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | . Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | §22 | ||
32 | 10 | май | Покрытосеменные растения | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | §23 | ||
33 | 11 | май | Происхождение растений. | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | §24 | ||
34 | 12 | май | Обобщающий урок по теме «Царство Растения» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | |||
35 | 13 | май | Резервный час |
Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах»
Задачи урока.
Обучающие: Обобщить и систематизировать знания учащихся. Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Совершенствовать умения характеризовать разнообразие живой природы, царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. Приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их влияние на живые организмы.
Развивающие: Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;
Способствовать развитию мышления
Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы. Совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы..
Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи;
Планируемые результаты обучения
Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности
Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.
Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.
Средства обучения: рабочие тетради, таблицы, презентации
Ход урока.
Организация класса – сообщение целей и задач урока.
Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.
Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.
Инструктивная карта к уроку по теме «Биология – наука о жизни».
Элементы урока | баллы | оценка |
УЭ -1 | ||
УЭ -2 | ||
УЭ -3 | ||
УЭ -4 |
| |
УЭ - 5 | ||
УЭ – 6 выходной контроль |
2. Работайте по инструктивной карте.
Рефлексия
НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ | АКТИВНО/ ПАССИВНО |
На уроке мне было | Интересно/не интересно легко/трудно |
Своей работой на уроке я | Доволен /не доволен |
Урок показался мне | Коротким / длинным |
Мое настроение | Хорошее / не очень хорошее/ плохое. |
2. Выскажите ваши пожелания:
какие вопросы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.
6. Домашнее задание: повторить параграфы 1-6; выполнить тест в рабочей тетради стр.14.;приготовить отчет по фенологическим наблюдениям.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района республики Татарстан»
Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организмов»
Биология 5 класс
программа В.В.Пасечника ФГОС
Клеточное строение организмов
1 вариант
А. Выберите один правильный ответ.
1.Клетка – это:
A. Мельчайшая частица всего живого
Б. Мельчайшая частица живого растения
B. Часть растения
Г. Искусственно созданная единица для удобства изучения человеком растительного мира.
2.Тубус – это:
A. Увеличительный прибор
Б. Часть микроскопа, к которой крепится штатив
B. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр
Г. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр и объектив
3. Зеленую окраску листьев определяют:
А. Хлоропласты Б. Хромопласты В. Лейкопласты Г. Клеточный сок
4. Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:
A. Движению цитоплазмы
Б. Свободному перемещению
B. Движению пластид
Г. Движению межклеточного вещества
5. Межклеточное вещество:
A. Заполняет межклетники
Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток
B. Заполняет поры клеточных оболочек
6. Хромосомы находятся в:
А. Цитоплазме Б. Ядре В. Вакуолях Г. Хлоропластах
7. Установите последовательность приготовления препарата:
A. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука
Б. Пипеткой нанести 1–2 капли воды на предметное стекло
B. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы
Г. Накрыть покровным стеклом
Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей
8. Найдите соответствие. Подберите к терминам, обозначенным цифрами, соответствующие пары, обозначенные буквами.
I. Оболочка II. Целлюлоза III. Цитоплазма IV. Ядро V. Вакуоль VI. Пигменты VII. Пластиды
A. Прочность Б. Пора B. Бесцветное вязкое вещество Г. Ядрышко Д. Красящее вещество Е. Клеточный сок Ж. Хлоропласты
9. Вставьте пропущенное слово.
Живые клетки питаются, растут, размножаются и …..
10. Опишите этапы деления растительной клетки. Какова роль деления клетки в жизни растений?
Клеточное строение организмов
2 вариант
А. Выберите один правильный ответ.
1. Лупа – это:
A. Часть микроскопа Б. Самый простой увеличительный прибор
B. Главная часть предметного столика
Г. Простой увеличительный прибор, при помощи которого можно рассмотреть внешний вид клетки
2. Существование клеток впервые обнаружил:
A. Роберт Гук Б. Антони ван Левенгук B. Томас Мор Г. Чарлз Дарвин
3. Хлорофилл содержится в:
А. Хлоропластах Б. Цитоплазме В. Клеточном соке Г. Вакуоле
4. Межклетники образуются в результате:
A. Разрушения клеточных оболочек Б. Разрушения межклеточного вещества
B. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток друг от друга
Г. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток и разрушения в этих местах межклеточного вещества
5. Наследственная информация о строении и жизнедеятельности клетки хранится в:
А. Хромосомах Б. Хлоропластах В. Ядре Г. Ядрышке
6. Молодые клетки в отличие от старых:
A. Не способны делиться Б. Содержат одну большую вакуоль
B. Содержат много мелких вакуолей Г. больше по размеру
7. Установите правильную последовательность действий при работе с микроскопом.
A. В отверстие предметного столика направить зеркалом свет
Б. Поставить штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола
B. Поместить препарат на предметный столик
Г. Глядя в окуляр, медленно поворачивая винт, поднять тубус, пока не появится четкое изображение предмета
Д. Пользуясь винтом, плавно опустить тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата
8. Составьте логические пары, выписав буквенные обозначения, соответствующие цифровым обозначениям.
I. Покровная ткань II. Механическая ткань III. Проводящая ткань
IV. Основная ткань V. Образовательная
A. Клетки небольших размеров, имеющие тонкую оболочку Б. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев; B. Придает прочность растениям Г. Образуется в клубнях картофеля, семени фасоли.
Д. Клетки имеют вид трубок или сосудов 9.Вставьте пропущенные слова. Закончите определение. Тканью называют группу клеток, сходных по ... 10. Опишите последовательность приготовления микропрепарата кожицы чешуи лука.
Ответы:
1 вариант
А.1-а;2-г;3-а;4-а;5-б;6-б.
7- д,б,а,в,г.
8. I- б; II- а; III-в; IV-г; V-е; VI- д; VII-ж.
9…дышат.
2 вариант
А. 1-г;2-а;3-а;4-г;5-а;6-в.
7.б, а, в, д, г.
8.I-б; II-в; III-д; IV-г; V-а.
9…строению и функциям
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района республики Татарстан»
Обобщающий урок по теме: «Царство Бактерии»
Биология 5 класс
программа В.В.Пасечника ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района республики Татарстан»
Обобщающий урок по теме: «Царство Грибы»
Биология 5 класс
программа В.В.Пасечника ФГОС
Обобщающий урок "Царство грибов"
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения: УРОК-ИГРА.
Цель урока: обобщить знания обучающихся о царстве Грибы.
Задачи:
- образовательная: закрепить полученные знания о грибах, определить их роль в природе и жизни человека, подчеркнуть особое положение грибов в системе органического мира, закрепить изученные термины: симбиоз, микориза, мицелий, сапрофиты, гетеротрофы.
- развивающая: развивать познавательные способности и интересы, интеллект /логическое мышление, речь/, эмоциональную сферу у учащихся.
- воспитательная: формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Оборудование:
- проектор;
- наглядное оформление – плакат «Грибы», иллюстрации «Грибы»;
- раздаточные игровые материалы (карточки, ребусы, головоломки).
Использованные педагогические технологии – игровая, групповая
Ход игры
1. Организационное начало.
Учитель: Добрый день, ребята!
Давайте сядем удобнее посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Царство Грибов»
А как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (Обобщение и закрепление знаний о царстве грибов). А чтобы достичь данной цели, какие задачи мы поставим перед собой?
2. Актуализация опорных знаний.
Как вы уже знаете, Грибы выделяют в отдельное царство живых организмов, так как они сочетают в себе признаки и растений, и животных.
Скажите, чем грибы схожи с растениями? А чем схожи с животными?
3. Объяснение правил игры.
Урок пройдёт в виде всевозможных конкурсов, за участие в которых и правильные ответы получите жетоны. Команда, которая набрала большее количество жетонов, и будет победителем.
– Ну, что же готовы! Тогда вперёд за знаниями и к победе!
4. Представление команд.
– Мы заранее разделились на 2 команды.
– Определите в команде капитана.
5. Разминка. Первый конкурс «Цепочка».
– По очереди команды называют грибы. Какая команда назовёт последней, та и заработает 1 балл.
6. Второй конкурс «Блиц-опрос».
- Специализированная клетка, с помощью которой происходит бесполое размножение грибов –СПОРА
- Тонкие, белые нити, образующие грибницу – ГИФЫ
- Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО
- Подземная часть шляпочного гриба – ГРИБНИЦА
- Оплетение и проникновение нитей грибницы внутрь корней деревьев приводит к образованию – МИКОРИЗЫ
- Если спороносный слой шляпки гриба пронизан многочисленными трубочками, то такие грибы называют – ТРУБЧАТЫЕ, а если покрыт пластинками, то – ПЛАСТИНЧАТЫЕ
- Тесная связь, устанавливаемая между двумя организмами, полезная как одному, так и другому, называется – СИМБИОЗ
- Грибы, живущие на других организмах и питающиеся за их счёт, называются – ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ
- Многоклеточные организмы, питающиеся мёртвыми органическими веществами, называются – САПРОФИТЫ
- Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН
7. Третий конкурс «Фоторобот»
Каждой группе раздаются карточки с рисунками, фотографиями грибов. По их внешнему виду – по «фотороботу», надо их разделить на две группы: «преступников» - несъедобные, ядовитые грибы и «невиновных» - съедобные грибы.
Первая команда выбирает из предложенных картинок съедобные грибы, а вторая несъедобные, ядовитые. После выполнения задания выходят капитаны команд, и на ватмане клеят картинки с грибами в соответствующем столбце.
Пока капитаны выполняют задание, давайте с вами немного побеседуем. Скажите, кто-нибудь из вас ходил за грибами? А как правильно нужно собирать грибы? Какие грибы встречаются у нас в Калмыкии? (грузди, шампиньоны, мухомор, валуи).
Физминутка.
8. Четвертый конкурс. «Светофор».
Называются 3 слова, 2 из которых логически связаны, а третье - лишнее. Это слово надо исключить путём поднятия карточки, соответствующего этому слову цвета, т.е. правильному ответу. Свой выбор аргументировать.
9. Шестой конкурс «Юные художники».
Команды должны нарисовать шляпочный гриб и подписать все его части.
10. Седьмой конкурс – «Грибные загадки».
- Не спорю, не белый –
Я, братцы, попроще…
Расту я обычно
В берёзовой роще. ( Подберёзовик ) - Растут на опушке
Рыжие подружки.( лисички) - В белом парике да белом пиджаке,
В шляпке ярко-красной, красивой да опасной.
Кто его с собой возьмет – тот и горюшка хлебнет. (Мухомор) - Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик) - Этот гриб совсем не красен,
Но, поверьте, он опасен -
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке. (бледная поганка) - Этот гриб почти домашний,
Он растет в подвале нашем,
Вкусный из него бульон,
Это белый …(шампиньон)
11. Восьмой конкурс «Подумай - ка»
Каких только грибов не существует, самые разнообразные, но каждый гриб не просто появился на планете, он имеет какое то значение. Вот вы сейчас и сопоставите грибы по значению. На доске вывешиваются карточки значения грибов им нужно подобрать соответствующие грибы, которые разбросаны в беспорядке.
1. Медицина трутовик
2. Пища мукор
3. Вред деревьям пеницилл
4. Хлебопечение бледная поганка
5. Портит продукты дрожжи
6. Вызывает отравление шампиньон
12. Девятый конкурс «Эрудит»
Тест по теме «Царство грибов» для двух команд.
Команда 1.
1.Пеницилл относится к:
Г) плесеням;
М) дрожжевым грибам;
Н) ржавчинным грибам.
2. Клетка гриба в отличие от клетки растения НЕ имеет:
А) оболочки
Б) ядра
Р) хлоропластов
3. Симбиоз грибницы с корнем дерева называется
Ж) мицелий
Д) плодовое тело
Н) микориза
4. Для питания грибы – сапрофиты используют:
Д) азот воздуха
Л) углекислый газ и кислород
И) готовые органические вещества
5. По способу питания грибы похожи на растения, так как:
А) поглощают пищу путём всасывания
Г) питаются готовыми органическими веществами
У) способны к фотосинтезу
6. Грибы-паразиты вызывают заболевания:
А) только растений
Ц) растений, животных и человека
У)растений и животных
7. Дрожжи размножаются
А) спорами
Б) почкованием
В) мицелием
8. По способу питания грибы похожи на животных, так как:
А) способны к фотосинтезу
И) питаются готовыми органическими веществами
У) поглощают пищу путём всасывания
В результате получается анаграмма: ГРНИАЦБИ. Если поменять буквы местами получится слово: ГРИБНИЦА
13. Ты - мне, я - тебе.
Вопросы готовит каждая команда и предлагает другой команде.
14. Подведение итогов.
Считаем баллы, ставим оценки.
Команда, набравшая большее количество жетонов, получает пятерки, а остальные - четверки.
Рефлексия: Какое настроение вызвала у вас такая форма урока ? (оценка урока смайликом)
Сегодняшний наш урок был посвящен грибам. Я очень довольна вашей работой на уроке.
Вам я розочку дарю,
За урок благодарю.
На дом запиши заданье
И до скорого свиданья!
Д/задание:
Составить кроссворд по теме «Царство Грибы».
Оформить красочно на альбомном листе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Обобщающий урок по теме: «Царство Растения»
Биология 5 класс
программа В.В.Пасечника ФГОС
Обобщающий урок по теме: «Царство Растения»
Задание 1.
- Закончите предложение:
А – к низшим растениям относятся…….. Б – водоросли бывают одноклеточные и ………. В – зеленые водоросли имеют …….. пигмент Г – тело многоклеточных водорослей называется ……..
- Найдите лишнее в предложении:
А – у водорослей НЕТ листьев, корней, слоевища, стебля Б – водоросли бывают зеленые, желтые, красные В – водоросли могут обитать в воде, во влажных местах, в почве, на камнях
- Допишите определение:
Главный признак водорослей – это………
- Закончите предложения:
А – из мхов образуется в болотах ………….. Б – мхи состоят из листьев, стебля и ……….. В – у мхов НЕТ ………в отличии от других растений Г – мхи размножаются при помощи……………. Д – мхи способны всасывать много …………….
- Найдите лишнее в предложении:
А – у мхов есть корни, стебель, листья
Б – в отличии от водорослей у мхов есть корни и листья
В – мхи могут обитать во влажных местах, болотах и камнях
- Допишите определение:
Мхи – это …………..споровые растения.
1) Закончите предложения:
А – папоротники, хвощи, плауны – размножаются при помощи ……
Б - папоротники, хвощи, плауны состоят и листьев, стебля и ……….
В – папоротники и др. – это ………..споровые растения.
Г – папоротники и др. растут во ……………местах.
2) Найдите лишнее в предложении:
А – папоротники и др. состоят из листьев, ризоидов и стебля.
Б – папоротники и др. образуют уголь, торф.
В – папоротники и др. размножаются семенами.
Г – папоротники и др. питаются при помощи ризоидов.
3)Допишите определение:
Папоротники и др. размножаются спорами, поэтому их относят к высшим …………растениям.
- Закончите предложение:
А – голосеменные и цветковые растения относятся к ……………растениям
Б – покрытосеменные растения состоят из стебля, корня, листьев и ……….
В – высшие растения размножаются при помощи ……………….
Г – листья голосеменных растений называют…………………….
- Найдите лишнее в предложении:
А – голосеменные состоят из стебля, корня, цветка, хвои
Б – цветковые размножаются при помощи спор
В – самая многочисленная и молодая группа - голосеменные растения
Г – орган семенного размножения цветковых – это плод
- Допишите определения:
А – Наземные вечнозеленые деревья и кустарники называются……
Б – Второе название Покрытосеменных растений ………………….
В – Растения, семена которых открыто лежат на поверхности шишек, называются …...
Г – Растения, семена которых развиваются внутри плода, называются…………………..
Задание 2. Найдите ошибки в тексте.
Весной на молодых ветках сосны можно видеть маленькие шишки двух типов. Одни из них, зеленовато-желтые, собраны тесными группами у основания молодых побегов. Это так называемые женские шишки. Другие, красноватые, одиночные, - женские шишки. Они находятся на вершинах молодых побегов.
Допишите ответ.
1. Хвоинки длинные (до 5-7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе. Это хвоинки какого дерева?
2. Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. Это хвоинки какого дерева?
3. Хвоинки светло-зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...