Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»
городского округа «Поселок Агинское»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» Руководитель школьного методического объединения ___________/________________/ Протокол № _____ от «____» _____________________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МОУ «АСОШ № 4» ГО «Поселок Агинское» _____________/Доржиева Ж.Б./ «____ »_______________2016г. | «Утверждено» Директор МОУ «АСОШ № 4» ГО «Поселок Агинское» ____________/Иванова С.Ц./
«____ »_____________2016г. |
Рабочая программа
Предмет:биология
Класс:5
Количество часов:34
- по БУП:1
- по ШУП:
УМК: (ФИО) Пасечник В.В.,
Обеспеченность:100%
Подготовил: учитель биологии
ФИО Шойдокова Уржин Булатовна
Стаж:
Категория:
Агинское, 2016
Содержание и планируемые результаты обучения
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. | Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; -экологические факторы; -основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила работы с микроскопом; -правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; -отличать живые организмы от неживых; -пользоваться биологическими приборами, инструментами и оборудованием; -характеризовать среды обитания организмов; -экологические факторы; -проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. |
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». | Учащиеся должны знать: -строение клетки; -химический состав клетки; -основные процессы жизнедеятельности клетки; -характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: -определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. |
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. | Учащиеся должны знать: -строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактериям и грибам; -отличать бактерии и грибы от других живых организмов; — отличать съедобные грибы от ядовитых; -объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. |
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | Учащиеся должны знать: -основные методы изучения растений; -основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - особенности строения и жизнедеятельности лишайников; -роль растений в биосфере и жизни человека; - происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику растительного царства; -объяснять роль растений биосфере; -давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); -объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Тип урока | Основные термины урока | Наглядные пособия, оборудование | Д/з | ||
Введение (6 часов) | |||||||
1. | АУДИТОРНОЕ | Биология-наука о живой природе Методы исследования в биологии | Урок форм. Н.З. | Биология, экология, биосфера Наблюдения, эксперимент, измерения | Приборы и инструменты | §1 план §2 | |
2. | Царства живых организмов | Урок систем.Н.З. | Царства живой природы | Гербарии, таблицы | §3 | ||
3. | Среды обитания организмов | Усвоения Н.З. | Водная, наземно-воздушная, почвенная. Организм как среда обитания. | Таблица Презентация | §4 | ||
4. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Усвоения Н.З. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные | Таблица гербарии | §5 | ||
5-6. | ВНЕАУДИТОРНОЕ | Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных», Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». | Блокнот, карандаши, линейки | повторить | |||
Раздел 1. Клеточное строение организмов (9 часов) | |||||||
7. | Устройство увеличительных приборов | Урок-практ Лаб/р | Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив | Микроскоп, лупа, таблицы | §6 | ||
8. | АУДИТОРНОЕ | Строение клетки Приготовление микропрепарата кожицы лука | Урок-исследование Лаб/р | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Микроскоп, микролаборатория, готовые м/п, таблица, рельефные таблицы, лук | §7 | |
9. | Пластиды | Форм умений и навыков, | Пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл | Микроскоп, микролаборатория, лист элодеи | §7 рис. 21 | ||
10. | Химический состав клетки | Усвоения Н.З. | Неорганические и органические вещества: углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты | Презентация, биол. эксперимент | §8 | ||
11 | Жизнедеятельность клетки. Деление клетки | Комбиниров-й, | Межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы Хромосомы | Микроскоп, микролаборатория, лист элодеи, таблица | §9 | ||
12. | Понятие «ткань» | Усвоения Н.З. | Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные | Таблица Презентация | §10 | ||
13-14 | ВНЕАУДИТОРНОЕ | Игра «Тайны клетки" | |||||
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (2 часа) | |||||||
15 | Бактерии, строение и жизнедеятельность | Усвоения Н.З. | Бактерии. Синезеленые или цианобактерии. Сапротрофы. Паразиты. | Таблицы Презентация | §11 | ||
16. | Роль бактерии в природе и жизни человека | Комб. | Клубеньковые, или азотфиксирующие. Симбиоз. Болезнетворные бактерии. Эпидемия. | Гербарии, таблицы | §12 | ||
РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) | |||||||
17. | АУДИТОРНОЕ | Общая характеристика грибов | Усвоения Н.З. | Грибница, или мицелий | Таблицы | §13 | |
18 | Шляпочные грибы | Комб. | Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз. | Таблицы муляжи, презентация | §14 | ||
19. | Плесневые грибы и дрожжи | Урок-исследование л/р | Плесневые грибы. Дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии. | Презентация Таблицы, гербарии | §15 §16 | ||
20-22. | ВНЕАУДИТОРНОЕ | Проект «Ядовитые грибы» Проект «Грибы паразиты» | |||||
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (12 часов) | |||||||
23 | АУДИТОРНОЕ | Ботаника – наука о растениях | Усвоения Н.З. | Ботаника. Низшие и высшие растения. Слоевище. Таллом. | Таблицы Презентация | §17 | |
24. | Водоросли | Урок практикум | Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария. | Таблицы, гербарии Презентация | §18 | ||
25. | Роль водорослей в природе и жизни человека. | §18 | |||||
26. | Лишайники | Усвоения Н.З. | Кустистые. Листоватые и накипные лишайники. | Таблицы натур. объекты герб-и | §19 | ||
27. | Мхи, папоротники, хвощи, плауны | Урок-практикум | Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. Вайи. Корневище. Спорангии. | Таблицы, гербарии | § 20-21 | ||
28. | Голосеменные | Урок форм.Н.З. | Голосеменные. Семя. Высшие семенные растения. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка. Фитонциты. | Таблицы, гербарии натур объекты | §22 | ||
29. | Покрытосеменные, или цветковые | Комб. | Цветок. Плод. Деревья. Кустарники. Травы. Одно- Дву -Многолетние. | Гербарий дидак. мат-л | §23 | ||
30 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Усвоения Н.З. | Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты. | Отпечатки ископаемых растений | §24 | ||
31-34. | ВНЕАУДИТОРНОЕ | Проект «Охраняемые растения АБО и Забкрая» Экскурсия «Весенние явления в жизни растений» Экскурсия «Музей Природы» п. Агинское |
Аудиторная часть- 23 ч, внеаудиторная – 11 ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...