Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое планирование составлено на 35 часов, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Для учителя: Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2012г.
2. Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.
Для учащихся Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2016г. ФГОС, концентрический курс
Цели: систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета « Введение в биологию», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Задачи: формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
- шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии.
- целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
- строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
уметь:
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения вегетативным способом;
- пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 6 класс | 65.14 КБ |
Предварительный просмотр:
с. Верхнесвечниково, Кашарского района, Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнесвечниковская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор
МБОУ Верхнесвечниковская СОШ
Приказ от 01.09.2016 №70
____________ Евлахова Е.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Уровень общего образования (класс) – основное общее 6 класс
Количество часов – 35 часов
Учитель Демченко Татьяна Ивановна
Программа разработана на основе
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11классы. –М. : Дрофа
2016 г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в 5 классе. Курс изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2014 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс. Москва, «Дрофа», 2016г, концентрический курс.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета.
Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний. Шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «« Введение в биологию», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.
Цели:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета « Введение в биологию», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.
Раздел 3. Место предмета в учебном плане
Для реализации программы на её изучение предусматривается
1 час в неделю – 35 часов в год в соответствии с календарным графиком МБОУ Верхнесвечниковская СОШ и расписанием уроков на 2016-2017 учебный год, но 1 час приходится на праздничные дни, поэтому рабочая программа сокращена на 1 час.
Итого 34 часа в год.
Методы обучения:
- Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
- Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
- Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования и контрольных работ.
Раздел 4. Содержание программы.
Раздел I. Строение и свойства живых организмов.
Живые организмы; общность живых организмов: клеточное строение и набор ХЭ и веществ. Основные признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост, развитие.
Безъядерные и ядерные организмы. Основные части всех клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро. Отличие растительной клетки от животной: клеточ. оболочка, вакуоль, пластиды. Хлорофилл, хлоропласты, органоиды: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, центриоли, ядро, ядрышко, хромосомы. Ткань, межклеточное вещество, образовательная, покровные, механическая, основная, проводящая ткани.
Корень; корневая система; типы корней: главные, придаточные и боковые; типы корн. сист.: мочковатая, стержневая; дыхательные корни, корни-подпорки, корни-прицепки.
Побег, стебель, листья, почки, листовая пластинка, черешки, основание, прилистник, простые листья, сложные листья, видоизменения листьев: колючки, усики.
Цветок, венчик, лепестки, чашелистики, чашечка, пестик, тычинки, завязь, столбик, рыльца, пыльца, цветоложе, цветоножки, соцветие, плоды, околоплодник, семязачатки
Кровеносная система: сердце, сосуды; органы дыхания: трахея, жабры, лёгкие; выделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал; опорно-двигательная система: скелет, мышцы; нервная система: головной и спинной мозг, нервы; эндокринная система, гормоны; органы размножения: яичники и семенники.
Раздел II. Жизнедеятельность организмов.
Почвенное и воздушное питание. Фотосинтез. Сосуды древесины, ситовидные трубки луба. Красные и белые кровяные клетки. Сердце, артерии, вены.
Сократительная вакуоль. Нефридии выделительные канальца, почки.
Реснички, жгутики, мышечная деятельность, хвостовой плавник, реактивное движение.
Вегетативные и репродуктивные органы, корневой чехлик, зоны корня: роста, деления, всасывания; корневые волоски, древесина, луб, кожица, пробка, кора, камбий, древесина, сердцевина, цветки: однополые и раздельнополые, виды растений: однодомные и двудомные. Гаметы, яйцеклетки, раздельнополые, обоеполые, гермафродиты. Оплодотворение. Спермии, пыльцевые зерна. Взаимосвязь систем органов
Раздел III .Организм и среда. Природные сообщества.
Экологические факторы живой и неживой природы. Свет. Вода
Хищники и их роль в регуляции численности растительноядных животных..
Биогеоценоз, экосистема. Цепи питания и сети питания.
Контрольно-измерительные материалы 6 класс 2016-2017 учебный год
Дата проведения | Вид работы | По теме |
I четверть | ||
12.10.2016 | Проверочная работа | Ткани животных и растений |
II четверть | ||
16.11.2016 | Контрольное тестирование | Органы цветковых растений. |
07.12.2016 | Контрольная работа | «Строение и свойства живых организмов». |
III четверть | ||
16.01.2017 | Тестовая работа | Выделение |
15.02.2017 | Тестовая работа | Координация и регуляция |
IV четверть | ||
26.04 .2017 | Контрольная работа | Половое размножение растений и животных. |
24.05.2017 | Контрольная работа | Организм и среда. Природные сообщества». |
Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.)
Тематический план
№ темы | Название темы | Количество часов |
Введение | 1 | |
Раздел 1 | Строение живых организмов | 12 |
Раздел 2 | Жизнедеятельность организмов | 17 |
Раздел 3 | Организм и среда. | 5 |
Всего 35 часов. |
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать:
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
- строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
уметь:
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения вегетативным способом;
- пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
Раздел 5. Календарно - тематическое планирование.
Раздел 6. Система оценки результатов обучения.
Тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
1. Тестовые задания
2. Устный опрос
4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- 1 Н.И.Сонин. «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014г.
- Козлова Т.А. Биология в таблицах. 6-11 кл: Справ. пособие.
- Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа вертикаль 2016г.
- Сонин Н.И. Биология.Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»
6. Электронно-образовательные ресурсы:
Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 7. Электронно-программное обеспечение:
Демонстрационные таблицы.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...