Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

      Аннотация к рабочей программе по биологии 5 класс.

     Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию.» составлена на основе программы основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2015г

 Учебное содержание курса включает 35 ч., 1 час в неделю.

  Главная цель заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт  общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  •  значение основных неорганических и органических веществ;
  •  химический состав клетки;
  • особенности строения клеток;
  •  отличия строения растительных и животных клеток;
  • строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
  • типы деления клеток, их роль в организме;
  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
  • основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
  • характеристику природного сообщества.

Уметь:

  • распознавать органоиды клетки;
  • узнавать органы и системы органов изученных организмов;
  • пользоваться микроскопом;
  • готовить микропрепараты

Скачать:


Предварительный просмотр:

с. Верхнесвечниково, Кашарского района, Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнесвечниковская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор

МБОУ Верхнесвечниковская СОШ

Приказ от 01.09.2016 №70

____________ Евлахова Е.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Уровень общего образования (класс) – основное общее 5 класс

Количество часов - 35 часов

Учитель Демченко Татьяна Ивановна

Программа разработана на основе

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11классы. –М. :  Дрофа

2016г.

Раздел 1. Пояснительная записка

         Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

         Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе. Курс изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2015г

 

Раздел 2.

Общая характеристика учебного предмета

        Главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт  общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.        

     В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний. Шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

 задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

       -

Цели:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета « Введение в биологию», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

          Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

 

Раздел 3. Место предмета в учебном плане

Для реализации программы на её изучение предусматривается

1 час в неделю – 35 часов  в год в  соответствии с календарным графиком МБОУ Верхнесвечниковская СОШ и расписанием уроков на 2016-2017 учебный год, но 1 час приходится на праздничные дни, поэтому рабочая программа сокращена на 1 час.

 Итого 34 часа в год.

Методы обучения: 

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
  2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций. материальной базы);
  3. Практические (обрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования и контрольных работ.

Раздел4. Содержание программы

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.

Введение

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.
  • Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма.

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

  • Устройство ручной лупы и светового микроскопа.
  • Строение клеток кожицы чешуи лука.
  • Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Процессы жизнедеятельности организмов .

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

Демонстрационные работы:

  • Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
  • Выделение зелеными листьями  в процессе фотосинтеза кислорода.

Раздел 2.  Многообразие организмов, их классификации

Эволюция растений и животных .

Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого.

Бактерии. Грибы. 

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации:

  • Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.

 Многообразие растительного мира. 

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Демонстрации:

  • Водоросли в аквариуме.
  • Листья и споры папоротников.
  • Хвоя и шишки голосеменных растений.
  • Строение цветкового растения (органы).

Многообразие животного мира.

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 3 .Среда обитания живых организмов  

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Лабораторные и практические работы:

  • Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев).
  • Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Раздел 4 . Человек на Земле

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторные и практические работы:

  • Измерение своего роста и массы тела.
  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

Контрольно-измерительные материалы 5 класс 2016-2017 учебный год

Дата проведения

Вид работы

По теме

I четверть

28.10.2016

Контрольная работа

Живой организм: строение и изучение

II четверть

02.12.2016

Контрольное тестирование

Бактерии, грибы

III четверть

20.01.2017

Тестовая работа

Многообразие растительного мира              

24.02.2017

Контрольная работа

Многообразие животных

IV четверть

21.04 .2017

Контрольная работа

Среда обитания живых организмов

19.05.2017

Контрольная работа

Человек на Земле

Планируемые результаты освоения учебной  программы

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)

Тематическое планирование

№п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Часть1.   Живой организм: строение и изучение.

Раздел 1  Введение 

Раздел 2 Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма 

Раздел 3  Процессы жизнедеятельности

9

4

3

2

2

Часть 2 .    Многообразие организмов, их классификация

Раздел 1.  Эволюция растений и животных

Раздел 2. Бактерии. Грибы 

Раздел 3. Многообразие растительного мира .

Раздел 4. Многообразие животных 

14

2

2

5

5

3

Часть 3.  Среда обитания живых организмов

6

4

Часть 4.  Человек на Земле

5

Всего

35

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

  • химический состав клетки;
  •  значение основных неорганических и органических веществ;
  • особенности строения клеток;
  •  отличия строения растительных и животных клеток;
  • строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
  • типы деления клеток, их роль в организме;
  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
  • основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
  • характеристику природного сообщества.

Уметь:

  • распознавать органоиды клетки;
  • узнавать органы и системы органов изученных организмов;
  • пользоваться микроскопом;
  • готовить микропрепараты

                     

 

                                   

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование:

Содержание

Кол-во

Час.

Характеристика деятельности учащихся

          Дата

 план

 факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(9 часов)

Введение – 4ч

1

Что такое живой организм

1

Сравнивает разные живые организмы

Формирует понятие «живой организм»

Выделяет и обобщает существенные признаки живых организмов; обобщает новые и полученные на уроке знания о живых организмах

Доказывает  связь живой и неживой природы

02.09

2

Науки о живой природе

Лабораторная работа №1

1

л\р

Показывает рисунки, связанные с природой,

Противопоставляет различные науки о природе

Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе

Осмысливает разнообразие наук о природе

09.09

3

Методы изучения природы

Лабораторная работа №2

1

л\р

Знакомится с  методами изучения природы

Исследует различные методы изучения природы,

Знакомится с оборудованием для научных исследований.

Проводит  наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

Осмысление методов изучения природы

16.09

4

Из истории биологии. Великие естествоиспытатели

1

Знакомится с  именами  великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии,

Запоминает имена ученых и их значение для биологии,

Формулирует  оценку вклада ученых-биологов в развитие науки

Понимает  роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе

23.09

Раздел 2. Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма - 3ч .

5

Увеличительные приборы

Лабораторная работа №3

1

л\р

Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия

Изучает правила работы с микроскопом

Распознает части светового микроскопа,

Знакомится с методикой приготовления микропрепаратов

Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов

Понимает  важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных

30.09

6

Живые клетки

1

Знакомится с историей открытия и  понятием «клетка»

Доказывает, что они живые

Изучает различные виды клеток

Объясняет причину их отличия

Распознает части клетки: органоиды

Сравнивает животную и растительную клетки

Осознает единство строения клеток

Моделирует строение клеток

Понимает появление множества клеток из одной

07.10

7

Химический состав клетки

Лабораторная работа №4

1

л\р

Перечисляет  химические элементы, входящие в состав живых организмов,

Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы

Знакомится с названиями химических веществ клетки

Приводит примеры органических и неорганических веществ

Понимает их роль в организме

Изучает химический состав семян

Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки

Осознает сложность строения клеток

14.10

Раздел 3. Процессы жизнедеятельности - 2ч

8

Вещества и явления в окружающем мире.

1

Узнает о сущности обмена веществ, его составляющих (питание, дыхание)

Сравнивает питание у разных организмов

Понимает сущность фотосинтеза – питания зеленых растений с помощью солнечного света

Наблюдает образование крахмала в зеленых листьях на свету и образование кислорода в процессе фотосинтеза

Объясняет разницу в питании разных организмов (гетеротрофы и автотрофы)

Соотносит свой способ питания с другими;

Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов

Понимает  сложность строения живых организмов

21.10

9

Контрольная работа №1

1

к\р

Живой организм: строение и изучение.

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма

Процессы жизнедеятельности

28.10

Раздел 2.Многообразие организмов, их классификация – 14ч.

Эволюция растений и животных -2ч.

10

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле

Различает древних животных и растений  по картинкам

Комментирует первичность водных обитателей

Объясняет необходимые изменения у животных  при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.

Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.

Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов

Дает определение Эволюции органического мира

Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.

11.11

11

Разнообразие живого

1

Сравнивает представителей царств живой природы

Приводит примеры основных представителей царств живой природы

Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы

Определяет предмет изучения систематики

Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов  систематики

Понимает принцип современной классификации живых организмов

18.11

Живой организм: строение и изучение – 2ч.

12

Бактерии

Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы.

Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств

Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.

Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека

25.11

13

Грибы

Тестовый контроль

1

Знакомится  с царством Грибов, его особенностями

Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело)

Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты)

Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые

Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство)

Описывает значение основных групп грибов

02.12

Многообразие растительного мира - 5ч

14

Водоросли

1

Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)

Приводит примеры систематических групп растений

Узнает особенности строения и распространения водорослей

Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение

Описывает значение водорослей в природе и для человека

09.12

15

Мхи. Папоротники

1

Знакомится с мхами (появление органов и спор) ,с папоротниками (особенностями строения и размножения)

Сравнивает строение водоросли и мха

Понимает причину их отличия (растения суши)

Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума Распознает листья со спорами  папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов

Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов

Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле

Понимает происхождение каменного угля и нефти

Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник

16.12

16

Голосеменные

1

Знакомится с многообразием голосеменных

Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Выясняет отличие споры от семени

Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья

Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)

Приводит примеры использования голосеменных растений человеком

23.12

17

Покрытосеменные

(цветковые) растения

1

Называет и сравниваетпредставителей разных классов покрытосеменных растений.Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)

Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых

Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).

Выделяет  и сравниваетособенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания

13.01

18

Значение растений в природе и жизни человека.  

Тестовый контроль

1

Выстраивает эволюционное направление развития растений

Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу)

Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…)

Приводит примеры  роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)

Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений

Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу

Формулирует правила поведения в лесу

20.01

Раздел 7. Многообразие животных – 5ч

19

Животные. Простейшие

1

Приводит примеры животных

Выделяет особенности представителей царства животных

Отличает клетку растения и клетку животного

Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими

Отличает Простейших от бактерий

Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия)

Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения

27.01

20

Беспозвоночные

1

Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих

Распознает беспозвоночных животных по типам

Определяет наиболее распространенный тип

03.02

21

Позвоночные

1

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.

Распознает позвоночных животных по классам

Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный.

Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.

Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта…

10.02

22

Значение животных в природе и жизни человека.

1

Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные,  паразиты, ядовитые)

Демонстрируют знания о существовании различных пород животных

Осваивают навыки содержания домашних животных.

17.02

23

Контрольная работа № 2

1

к\р

Царства природы, бактерии, грибы, растения, животные.

24.02

Раздел 3.  Среда обитания живых организмов -  6ч.

24

Три среды обитания.

1

Знакомится с тремя средами обитания

Характеризует условия каждой из них

Выявляет приспособления организмов к среде обитания.

Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания

03.03

25

Жизнь на разных материках.

1

Демонстрирует  элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты

Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам

Использует карту растений и животных Земли

Знает и умеет находить  материки планеты на карте.

Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков.

10.03

26

Природные зоны Земли.

1

Перечисляет природные зоны Земли

Понимает причины их смены

Характеризует положение и условия основных природных зон:

(тундра, тайга, широколиственный и смешанный  лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес)

Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).

17.03

27

Жизнь в морях и океанах.

Лабораторная работа №5

1

л\р

Приводит примеры морских обитателей

Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество

Осознает роль Мирового океана на планете.

07.04

28

Природные сообщества

Практическая работа №1

1

п\р

Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты.

Различает естественные и искусственные сообщества

Составляет элементарные пищевые цепи

Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ

Делает вывод о круговороте веществ в природе

.

14.04

29

Контрольная работа № 3

1

к\р

Наземная, водная, почвенная среды обитания живых организмов.

21.04

Раздел 4. Человек на Земле – 5ч.

30

Как человек появился на Земле?

Лабораторная работа №6

1

л\р

Получает представление об эволюции человека.

Выделяет три вида людей

Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)

Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека

Понимает роль  совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека

Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа

Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека

28.04

31

Как человек изменил Землю

1

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности

Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)

Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации

05.05

32

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

Называет исчезнувшие виды растений и животных.

Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Понимает причины исчезновения видов

Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия

Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Определяет степень личного участия в природоохранной работе.

Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты

12.05

33

Контрольная работа

1

л\р

Формулирует понятие Здорового образа жизни

Запоминает ядовитые растения и животные

Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.

19.05

34

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

к\р

Биологическое разнообразие,  Красная книга, здоровый образ жизни.

26.05

35

Итоговый урок по теме: «Введение в биологию»

Живой организм: строение и изучение.

Клетка - основа строения и жизнедеятельности организма

Процессы жизнедеятельности

Человек на Земле

Всего 35 часов (34ч)

Раздел 6. Система оценки результатов обучения.

Тестовые задания оцениваются:

- правильный ответ – 1 балл;

- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» - менее 25% правильных ответов.

«3» - от 25% до 50% правильных ответов.

«4» - от 50% до 75% правильных ответов.

«5» - от 75% и более правильных ответов.

                          Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

  Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких  вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

Отметка «1» ставится, если:

• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

     1. Тестовые задания

     2. Устный опрос  

     4. Контрольные работы (промежуточная и итоговая)

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа вертикаль 2015г.

      - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа,.

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 6. Электронно-образовательные ресурсы:

Сайты: www.it-n.ruwww.zavuch.infowww.1september.ruhttp://school-collection.edu.ru 

7. Электронно-программное обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Презентационное оборудование

     

Тема

Оборудование

1

Л,р №1

«Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Лабораторное оборудование (набор).

2

Л\р № 2

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

Изображения растений, животных, гербарии.

3

Л,р №3

«Устройство ручной лупы и светового микроскопа».

«Строение клеток кожицы чешуи лука».

Ручная лупа, микроскоп, набор для изготовления временного микропрепарата

4

Л.р №4

«Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».

Семя подсолнечника, клубень картофеля, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетка, мука, стакан, вода.

5

Дем.

«Образование на свету в зеленых листьях углеводов».

Комнатное растение, черная бумага, спиртовка, вода, раствор спирта, раствор йода.

6

Дем.

«Разнообразие живого»

Коллекции насекомых, гербарии растений, изображения животных, муляжи грибов.

7

Дем.

«Съедобные и ядовитые грибы».

Открытки с изображением грибов, муляжи грибов

8

Дем.

«Водоросли в аквариуме».

Аквариумные водоросли (элодея), лупа, набор для препарирования, микроскоп

9

Дем.

«Листья и споры папоротников».

Гербарий «Лист папоротника», лупа ручная.

16

Дем.

«Хвоя и шишки голосеменных растений»

Гербарий «Ветка сосны», шишки сосны и ели.

10

Дем.

«Строение цветкового растения (органы)».

Гербарии цветковых растений. Семена цветковых растений.

11

Л.р.№6

«Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев)»

Гербарии, фотографии, определитель

12

Пр.раб.№1

«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».

Гербарии, фотографии, карточки

13

Л.р.№6

«Измерение своего роста и массы тела»

Весы, сантиметровая лента.

14

Л.р.№7

«Оказание первой медицинской помощи пострадавшему»

Бинт, марлевые салфетки, жгут, шина.

Лабораторные работы, демонстрации, практические работы:

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...