Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «Биология», авторов В.В. Латюшин ,В.А. Шапкин ,издательства «Дрофа», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· Конвенции о правах ребенка,
· приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
· Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках.
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи
Планируемые результаты
Личностные результаты обучения биологии:
1) воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
3) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы,
6) формирование толерантности и миролюбия;
7) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
8) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
1) учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
3) формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
5) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
6) формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
§ классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
§ выделение существенных признаков биологических объектов;
§ соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
§ объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
§ различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;; опасных для человекаживотных;
§ сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
§ выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
§ овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
§ знание основных правил поведения в природе;
§ анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
§ знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
§ соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
§ освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
5. В эстетической сфере:
§ овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного курса
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (32ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (16ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
3 Индивидуальное развитие животных(6 ч).
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле(3 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5.Закономерности размещения животных на Земле (2ч)
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы (3 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Темы проектов и исследовательских работ |
Раздел Введениие 2 часа | |||
1. | История развития зоологии.
| 1 |
|
2. | Современная зоология.
| 1
|
|
Простейшие 2 часа | |||
3. | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | 1 |
|
4. | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.
| 1 |
|
Многоклеточные животные 34 часа
| |||
5. |
Тип Губки. Класс: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 1 | « Хозяйственное значениегубок» |
6. | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | 1 |
|
7. | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | 1 | «Влияние плоских червей на человека» |
8. | Тип Круглые черви.
| 1 |
|
9. | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые. | 1 |
|
10. | Классы кольчецов: Малощетинковые, Пиявки. Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей. | 1 |
|
11. | Тип Моллюски.
| 1 |
|
12. | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | 1 |
|
13. | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. | 1 |
|
14. | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных. | 1 |
|
15. | Класс Паукообразные. | 1 |
|
16. | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых. | 1 |
|
17. | Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки. | 1 |
|
18. | Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 |
|
19. | Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 1 |
|
20. | Отряд насекомых: Перепончатокрылые. | 1 | «Загадки пчелиного улия» |
21. | Контрольная работа № 1 по теме: «Беспозвоночные».
| 1 |
|
22. | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | 1 |
|
23. | Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. | 1 |
|
24. | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. | 1 | «Акула- влияние на природу и человека» |
25. | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | 1 |
|
26. | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | 1 |
|
27. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | 1 |
|
28. | Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.
| 1 |
|
29. | Класс Птицы. Отряд Пингвины Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц. | 1 |
|
30. | Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | 1 |
|
31. | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные.
| 1 |
|
32. | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.
| 1 |
|
33. | Викторина «Многообразие птиц»
| 1 |
|
34. | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | 1 | «Звери – белые как снег» |
35. | Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.
| 1 |
|
36. | Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | 1 | «Как видят животные» |
37. | Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | 1 |
|
38. | Отряд млекопитающих: Приматы.
| 1 |
|
39. | Контрольная работа № 2 по теме: «Хордовые».
| 1 |
|
Эволюция строения и функций органов и их систем 14 часов | |||
40. | Покровы тела. Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела. | 1 |
|
41. | Опорно-двигательная система.
| 1 |
|
42. | Способы передвижения животных. Полости тела.
| 1 |
|
43. | Органы дыхания и газообмен.
| 1 |
|
44. | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 |
|
45. | Кровеносная система. Кровь.
| 1 |
|
46. | Органы выделения.
| 1 |
|
47. | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
| 1 |
|
48. | Органы чувств. Регуляция деятельности организма.
| 1 |
|
49. | Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных». |
1 |
|
50. | Продление рода. Органы размножения.
| 1 |
|
51. | Способы размножения животных. Оплодотворение.
| 1 |
|
52. | Развитие животных с превращением и без превращения. | 1 |
|
53. | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста. | 1 |
|
Развитие и закономерности размещения животных на Земле 4 часа | |||
54 | Доказательства эволюции животных. | 1 |
|
55 | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 |
|
56 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | 1 |
|
57 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | 1 | «От чего зависят миграции птиц» |
Биоценозы 5 часов | |||
58 | Естественные и искусственные биоценозы. |
1 |
|
59 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 |
|
60 | Цепи питания. Поток энергии. | 1 | « Удивительные цепи питания» |
61 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 |
|
62 | Контрольная работа № 4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».
| 1 |
|
Животный мир и хозяйственная деятельность человека 5 часов | |||
63 |
Воздействие человека и его деятельности на животных. |
1 |
|
64 | Одомашнивание животных. | 1 |
|
65 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | 1 |
|
66 | Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 |
|
67 | Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»
| 1 |
|
68 | Итоговая контрольная работа
| 1 |
|
Учебно – методический комплект:
1. Программы общего образования по биологии УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова
2. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015
3. Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2014
4. Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014
.
Дополнительная литература для учителя:
1. Пепеляева О.А.Биология 7-8 класс. Поурочные разработки по биологии Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013. – 192 с.;
2. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 304 с.
3. Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2014. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);
.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 2013. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2010. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2016.. – 480 с.: ил.;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7klass.docx | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «Биология», авторов В.В. Латюшин ,В.А. Шапкин ,издательства «Дрофа», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Конвенции о правах ребенка,
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
- Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи
Планируемые результаты
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;; опасных для человекаживотных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного курса
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (32ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (16ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
3 Индивидуальное развитие животных(6 ч).
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле(3 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5.Закономерности размещения животных на Земле (2ч)
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы (3 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (4ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Темы проектов и исследовательских работ |
Раздел Введениие 2 часа | |||
1. | История развития зоологии. | 1 | |
2. | Современная зоология. | 1 | |
Простейшие 2 часа | |||
3. | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. | 1 | |
4. | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории. | 1 | |
Многоклеточные животные 34 часа | |||
5. | Тип Губки. Класс: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 1 | « Хозяйственное значениегубок» |
6. | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | 1 | |
7. | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | 1 | «Влияние плоских червей на человека» |
8. | Тип Круглые черви. | 1 | |
9. | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые. | 1 | |
10. | Классы кольчецов: Малощетинковые, Пиявки. Лабораторная работа № 1. Знакомство с многообразием кольчатых червей. | 1 | |
11. | Тип Моллюски. | 1 | |
12. | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | 1 | |
13. | Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. | 1 | |
14. | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 2. Знакомство с разнообразием ракообразных. | 1 | |
15. | Класс Паукообразные. | 1 | |
16. | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 3. Изучение представителей отрядов насекомых. | 1 | |
17. | Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки. | 1 | |
18. | Отряды Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 | |
19. | Отряды Насекомых: Чешуекрылые, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 1 | |
20. | Отряд насекомых: Перепончатокрылые. | 1 | «Загадки пчелиного улия» |
21. | Контрольная работа № 1 по теме: «Беспозвоночные». | 1 | |
22. | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | 1 | |
23. | Классы рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа № 4. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб. | 1 | |
24. | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. | 1 | «Акула- влияние на природу и человека» |
25. | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | 1 | |
26. | Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. | 1 | |
27. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | 1 | |
28. | Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы. | 1 | |
29. | Класс Птицы. Отряд Пингвины Лабораторная работа № 5. Изучение внешнего строения птиц. | 1 | |
30. | Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | 1 | |
31. | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. | 1 | |
32. | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | 1 | |
33. | Викторина «Многообразие птиц» | 1 | |
34. | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | 1 | «Звери – белые как снег» |
35. | Отряды Млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. | 1 | |
36. | Отряды Млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | 1 | «Как видят животные» |
37. | Отряды Млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные. | 1 | |
38. | Отряд млекопитающих: Приматы. | 1 | |
39. | Контрольная работа № 2 по теме: «Хордовые». | 1 | |
Эволюция строения и функций органов и их систем 14 часов | |||
40. | Покровы тела. Лабораторная работа № 6. Изучение особенностей различных покровов тела. | 1 |
|
41. | Опорно-двигательная система. | 1 | |
42. | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 | |
43. | Органы дыхания и газообмен. | 1 | |
44. | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | |
45. | Кровеносная система. Кровь. | 1 | |
46. | Органы выделения. | 1 | |
47. | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 1 | |
48. | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 1 | |
49. | Контрольная работа № 3 по теме: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных». | 1 | |
50. | Продление рода. Органы размножения. | 1 | |
51. | Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 | |
52. | Развитие животных с превращением и без превращения. | 1 | |
53. | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа № 7. Изучение стадий развития животных и определение их возраста. | 1 | |
Развитие и закономерности размещения животных на Земле 4 часа | |||
54 | Доказательства эволюции животных. | 1 | |
55 | Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 | |
56 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | 1 | |
57 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | 1 | «От чего зависят миграции птиц» |
Биоценозы 5 часов | |||
58 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | |
59 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | |
60 | Цепи питания. Поток энергии. | 1 | « Удивительные цепи питания» |
61 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 | |
62 | Контрольная работа № 4 по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы». | 1 | |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека 5 часов | |||
63 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 | |
64 | Одомашнивание животных. | 1 | |
65 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | 1 | |
66 | Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 | |
67 | Обобщающий урок по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» | 1 | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 |
Учебно – методический комплект:
- Программы общего образования по биологии УМК «Биология 5-9 кл.» В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова
- Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015
- Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2014
- Латюшин В. В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014
.
Дополнительная литература для учителя:
- Пепеляева О.А.Биология 7-8 класс. Поурочные разработки по биологии Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2013. – 192 с.;
- Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 304 с.
- Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2014. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);
.
для учащихся:
1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 2013. – 240 с.: ил.;
2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;
3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2010. – 464 с.: ил.;
4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;
5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2016.. – 480 с.: ил.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...