Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «Биология», авторов В.В. Пасечники ,издательства «Дрофа», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· Конвенции о правах ребенка,
· приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
· Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках.
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи
1. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы , объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами.
- различение на таблицах частей голосеменных, покрытосеменных растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растений, растений разных отделов, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
· индивидуальная (консультации);
· групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
· фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
· парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- беседа
· домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности);
· практикум,
· рассказ.
Система контроля
Для оценки достижений учащихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.
Содержание учебного предмета:
Введение (1 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Московской области.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений,
1. Клеточное строение организмов (3 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.
2. Царство Бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство Грибы (3 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Московской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Московского региона и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство Растения (8 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений Московской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Московского региона.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Московского региона.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия растений Московской области.
Плоды растений Московской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Московского региона.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.
Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение строения листа.
Изучение макро – и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (4 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян растений Московского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
7. Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
.
8. Развитие растительного мира (1ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Темы проектов и исследовательских работ |
Строение и многообразие покрытосеменных растений 8 часов | |||
1 | Введение. Биология – наука о живой природе.
| 1 |
|
2 | Строение семян | 1 |
|
3 | Виды корней и типы корневых систем | 1 |
|
4 | Зоны( участки) корня | 1 |
|
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | «Влияние «живой» и «мертвой» воды на рост и развитие растений! |
6 | Побег и почки.
| 1 |
|
7 | Внешнее строение листа. | 1 |
|
8 | Клеточное строение листа. | 1 |
|
9 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев.
| 1 |
|
10 | Строение стебля | 1 |
|
11 | Видоизменение побегов | 1 |
|
12 | Цветок | 1 | «Цветок моей Родины» |
13 | Соцветия | 1 |
|
14 | Плоды | 1 |
|
15 | Распространение плодов и семян | 1 |
|
| Жизнь растений 11 часов | ||
16 | Минеральное питание растений 1 | ||
17 | Фотосинтез | 1 | «Выделение кислорода листьями комнатныхрастений» |
18 | Дыхание растений | 1 |
|
19 | Испарение воды растениями. Листопад | 1 |
|
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 |
|
21 | Прорастание семян | 1 |
|
22 | Способы размножения растений | 1 |
|
23 | Размножение споровых растений | 1 |
|
24 | Половое размножение покрытосеменных растений | 1 |
|
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 |
|
26 | Половое размножение покрытосеменных. Размножение голосеменных | 1 |
|
Классификация растений 8 часов | |||
27 | Основы систематики растений | 1 |
|
28 | Классы Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1 |
|
29 | Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые и сложноцветные | 1 | «Картофель- второй хлеб» |
30 | Класс Однодольные Семейства Лилейные и Злаки | 1 |
|
31 | Культурные растения | 1 | «Выращивание пшеницы в домашних условиях» |
32 | Растительные сообщества | 1 |
|
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений | 1 |
|
34 | Итоговая контрольная работа | 1 |
|
|
|
|
|
Учебно-методический комплект.
- 1 В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений».6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М. : Дрофа, 2013 г
- Литература:
· 1. Г.М. Свешникова «Рекомендации по использованию наглядных пособий» в 5- 9 классах- М.: Просвещение, 2013 – 192с
- 2. И.Б. Морзунова РАН – учителю. «Актуальные проблемы биологии» Сборник 1, М.: Просвещение, 2014 – 204с.
· 3. Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы, Т.А Дмитриева, С.И.Гуллеков, С.В. Суматохин.- :Дрофа, 2015-432с.
· 4Е.Л. Жеребцова «. Биология в схемах и таблицах»- СПб.: Тригон,2012.-18с.
· 5.М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5 -11 классах, - Волгоград: Учитель, 2014.- 80с.
· 6. М.Е.Сергеева «Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности». – Волгоград: Учитель,2013 – 94с.
· 7А.А. Каменский, Н.А. Соколова « Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы. – М.:Издательство «Экзамен», 2015 – 448с
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6klass.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «Биология», авторов В.В. Пасечники ,издательства «Дрофа», который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Конвенции о правах ребенка,
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
- Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи
- Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы , объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию.
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами.
- различение на таблицах частей голосеменных, покрытосеменных растений; на живых объектах и таблицах органов цветкового растений, растений разных отделов, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
- индивидуальная (консультации);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
- парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- беседа
- домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности);
- практикум,
- рассказ.
Система контроля
Для оценки достижений учащихся запланированы промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.
Содержание учебного предмета:
Введение (1 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе Влияние деятельности человека на природу, ее охрана
Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Московской области.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений,
1. Клеточное строение организмов (3 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Рассматривание пластид под микроскопом.
2. Царство Бактерии (1 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека, строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
3. Царство Грибы (3 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы Московской области. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе Московского региона и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.
Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство Растения (8 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений Московской области (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среды обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения спороносящего папоротника
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней растений Московского региона.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев растений Московского региона.
Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия растений Московской области.
Плоды растений Московской области и их классификация. Распространение плодов семян растений Московского региона.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые схемы.
Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение строения листа.
Изучение макро – и микростроения стебля.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (4 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян растений Московского региона, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Демонстрация опытов, доказывающих значение воздуха и тепла для прорастания семян; питания приростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощения растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
7. Классификация растений (4 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализаций растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
.
8. Развитие растительного мира (1ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир Московского региона.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов | Темы проектов и исследовательских работ |
Строение и многообразие покрытосеменных растений 8 часов | |||
1 | Введение. Биология – наука о живой природе. | 1 | |
2 | Строение семян | 1 | |
3 | Виды корней и типы корневых систем | 1 | |
4 | Зоны( участки) корня | 1 | |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | 1 | «Влияние «живой» и «мертвой» воды на рост и развитие растений! |
6 | Побег и почки. | 1 | |
7 | Внешнее строение листа. | 1 | |
8 | Клеточное строение листа. | 1 | |
9 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. | 1 | |
10 | Строение стебля | 1 | |
11 | Видоизменение побегов | 1 | |
12 | Цветок | 1 | «Цветок моей Родины» |
13 | Соцветия | 1 | |
14 | Плоды | 1 | |
15 | Распространение плодов и семян | 1 | |
Жизнь растений 11 часов | |||
16 | Минеральное питание растений 1 | ||
17 | Фотосинтез | 1 | «Выделение кислорода листьями комнатныхрастений» |
18 | Дыхание растений | 1 | |
19 | Испарение воды растениями. Листопад | 1 | |
20 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 1 | |
21 | Прорастание семян | 1 | |
22 | Способы размножения растений | 1 | |
23 | Размножение споровых растений | 1 | |
24 | Половое размножение покрытосеменных растений | 1 | |
25 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 1 | |
26 | Половое размножение покрытосеменных. Размножение голосеменных | 1 | |
Классификация растений 8 часов | |||
27 | Основы систематики растений | 1 | |
28 | Классы Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1 | |
29 | Класс Двудольные. Семейства Пасленовые, Мотыльковые и сложноцветные | 1 | «Картофель- второй хлеб» |
30 | Класс Однодольные Семейства Лилейные и Злаки | 1 | |
31 | Культурные растения | 1 | «Выращивание пшеницы в домашних условиях» |
32 | Растительные сообщества | 1 | |
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений | 1 | |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
Учебно-методический комплект.
- 1 В.В. Пасечник «Биология. Многообразие покрытосеменных растений».6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М. : Дрофа, 2013 г
- Литература:
- 1. Г.М. Свешникова «Рекомендации по использованию наглядных пособий» в 5- 9 классах- М.: Просвещение, 2013 – 192с
- 2. И.Б. Морзунова РАН – учителю. «Актуальные проблемы биологии» Сборник 1, М.: Просвещение, 2014 – 204с.
- 3. Биология:1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы, Т.А Дмитриева, С.И.Гуллеков, С.В. Суматохин.- :Дрофа, 2015-432с.
- 4Е.Л. Жеребцова «. Биология в схемах и таблицах»- СПб.: Тригон,2012.-18с.
- 5.М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5 -11 классах, - Волгоград: Учитель, 2014.- 80с.
- 6. М.Е.Сергеева «Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности». – Волгоград: Учитель,2013 – 94с.
- 7А.А. Каменский, Н.А. Соколова « Основы биологии. Полный курс общеобразовательной средней школы. – М.:Издательство «Экзамен», 2015 – 448с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...