Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «Биология», авторов . А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В. Пасечник ,издательства «Дрофа». Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
· Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· Конвенции о правах ребенка,
· приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
· Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
· Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /автор составитель Г.М.Пальдяеева.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015, учебник Биология. Общая биология. 10-11 кл. А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В. Пасечник М.: Дрофа, 2014.
· приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
· Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках.
· Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МОУ СОШ №43 г.Борзи
Планируемые результаты:
Знать/понимать:
· Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность законов Г. Менделя, закономерности изменчивости;
· Строение биологических процессов: размножение, оплодотворение;
· Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
· Биологическую терминологию и символику:
· Наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Уметь:
Объяснять:
· Роль биологии в формировании научного мировоззрения;
· Вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира;
· Единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
· Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
· Влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
· Нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем.
Решать:
· Элементарные биологические задачи;
· Составлять элементарные схемы скрещивания.
Выявлять:
· Источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
Сравнивать:
· Биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих);
· Процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
Анализировать и оценивать:
· Различные гипотезы сущности жизни;
Изучать:
· Изменения в экосистемах на биологических моделей.
Находить:
· Информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет- ресурсах) и критически ее оценивать;;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
· Соблюдения мер профилактики отравлений. Вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
· Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлений пищевыми продуктами;
· Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного курса.
Раздел 1
Биология как наука. Методы научного познания 2 часа
Тема 1.1 краткая история развития биологии. Методы Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии.Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира
Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (1 час)
· Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. методы познания живой природы.
· Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы»
Раздел 2
Клетка (13 часов)
Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час)
· Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р. Вирхов. К. Бэр. М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2.2 Химический состав клетки (5 часов)
· Химический состав клетки. Неорганические вещества и органические вещества их роль клетке.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка»
Тема 2.3 Строение клетки (3 часа)
· Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Хромосомы».
· Лабораторная работа наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных. Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.
Тема 2.4 Вирусы (1 час)
· Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение вируса».
Тема 2.5 Реализация наследственной информации в клетке (3 часа)
· ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК».
Раздел 3
Организм (20 часов)
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час)
· Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов».
Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов (2 часа).
· Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез».
Тема 3.3 Размножение (4 часа)
· Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
· Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных».
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)
· Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Индивидуальное развитие организма».
· Лабораторная работа выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)
· Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
· Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование». «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость».
· Лабораторная работа составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм.
Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (4 часа)
· Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация. Искусственный отбор.
· Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
· Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».
· Лабораторная работа анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Тема | Количество часов | Темы проектов и исследовательских работ |
|
1.Введение-2ч. |
| ||
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | 1 |
|
|
Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | 1 |
|
|
2.Основы цитологии-16ч. |
| ||
Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. | 1 |
|
|
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 |
|
|
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 |
|
|
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 |
|
|
Строение и функции белков. | 1 |
|
|
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 |
|
|
АТф и другие соединения клетки. Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». | 1 | «Клетка – начало всему живому» |
|
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | 1 |
|
|
ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 |
|
|
Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | 1 |
|
|
Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги. | 1 |
|
|
Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого». Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. | 1 |
|
|
Энергетический обмен в клетке. | 1 |
|
|
Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 |
|
|
Генетический код. Транскрипция. | 1 |
|
|
Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | 1 |
|
|
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов-7ч. |
| ||
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | 1 |
|
|
Мейоз. | 1 |
|
|
Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | 1 | «Наследственные болезни» |
|
Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 |
|
|
Оплодотворение. | 1 |
|
|
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | 1 |
|
|
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | 1 |
|
|
4.Основы генетики-8ч. |
| ||
История развития генетики. Гибридологический метод | 1 |
|
|
Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». | 1 |
|
|
Дигибридное скрещивание. | 1 | «Мигрирующий геном – что это такое?» |
|
Хромосомная теория наследственности. | 1 |
|
|
Взаимодействие неаллельных генов. Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». | 1 |
|
|
Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. | 1 | «Классические генетические эксперименты» |
|
Изменчивость. Виды мутаций. Контрольная работа № 4 «Основы генетики».
| 1 | «Мутагены, аллергены, антимутагены» |
|
Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | 1 |
|
|
5.Генетика человека-2ч. |
| ||
Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
| 1 |
|
|
Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. | 1 |
|
|
Учебно – методический комплект:
Литература для учителя
1.Базовый (основной) учебник Каменская А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник – М: Дрофа, 2014
2.Методическая литература для учителя. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе.
3.Учебно-методическое пособие М.: Педагогическое общество России, 2015
4.Селевеко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий:
В 2т.М.: НИИ школьных технологии,2016
5.Дополнительная литература для учителя Энциклопедии, словари, справочники, ресурсы internet
Оборудование и приборы 1.Микроскоп
2.Микропрепараты: клетки растений, животных, грибов, бактерий
3.Таблица «Зародыши млекопитающих»
4.Гербарии местных растений (одного вида, разных видов, различных экологических групп)
5.Аквариум
Перечень компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: 1.Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. и др. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл. М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2013 (2 СD).
2.Ресурсы internet (сайты и пр.), презентации.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
1.ПК учителя, м/м проектор.
2. Видеомагнитофон, ОУО- проигрыватель.
3. Видеоматериалы, записанные с телепрограмм центрального телевидения
4. Видеоматериалы
Литература для учащихся
1. Базовый (основной) учебник Каменская А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник – М: Дрофа, 2015
2.Общая биология: учеб. Для 10-11 кл, общеобр. учреждений/ под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица – М.: Просвещение, 2005
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «Биология», авторов . А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В. Пасечник ,издательства «Дрофа». Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Конвенции о правах ребенка,
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
- Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
- Программы и тематического планирования для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /автор составитель Г.М.Пальдяеева.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015, учебник Биология. Общая биология. 10-11 кл. А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В. Пасечник М.: Дрофа, 2014.
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
- Программа курса обществознания для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора В.В.Пасечника, 2013г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию. Программа входит в учебно-методический комплекс по обществознанию под общей редакцией В.В.Пасечника, ее концепция и содержание реализуется в соответствующих учебниках.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МОУ СОШ №43 г.Борзи
Планируемые результаты:
Знать/понимать:
- Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); сущность законов Г. Менделя, закономерности изменчивости;
- Строение биологических процессов: размножение, оплодотворение;
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
- Биологическую терминологию и символику:
- Наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.
Уметь:
Объяснять:
- Роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- Вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- Единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
- Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
- Влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
- Нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем.
Решать:
- Элементарные биологические задачи;
- Составлять элементарные схемы скрещивания.
Выявлять:
- Источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
Сравнивать:
- Биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих);
- Процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения.
Анализировать и оценивать:
- Различные гипотезы сущности жизни;
Изучать:
- Изменения в экосистемах на биологических моделей.
Находить:
- Информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет- ресурсах) и критически ее оценивать;;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- Соблюдения мер профилактики отравлений. Вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- Оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлений пищевыми продуктами;
- Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного курса.
Раздел 1
Биология как наука. Методы научного познания 2 часа
Тема 1.1 краткая история развития биологии. Методы Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии.Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира
Тема 1.2 Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (1 час)
- Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. методы познания живой природы.
- Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы»
Раздел 2
Клетка (13 часов)
Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория. (1 час)
- Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р. Вирхов. К. Бэр. М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.
Тема 2.2 Химический состав клетки (5 часов)
- Химический состав клетки. Неорганические вещества и органические вещества их роль клетке.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка»
Тема 2.3 Строение клетки (3 часа)
- Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Хромосомы».
- Лабораторная работа наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных. Доказательство белковой природы фермента, расщепляющего перекись водорода в клетках клубня картофеля.
Тема 2.4 Вирусы (1 час)
- Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение вируса».
Тема 2.5 Реализация наследственной информации в клетке (3 часа)
- ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК».
Раздел 3
Организм (20 часов)
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов. (1 час)
- Организм – единое целое. Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Многообразие организмов».
Тема 3.2 Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов (2 часа).
- Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Фотосинтез».
Тема 3.3 Размножение (4 часа)
- Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
- Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Способы бесполого размножения», «Половые клетки», «Оплодотворение у растений и животных».
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)
- Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Индивидуальное развитие организма».
- Лабораторная работа выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Тема 3.5 Наследственность и изменчивость (7 часов)
- Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
- Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование». «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость».
- Лабораторная работа составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияние на организм.
Тема 3.6 Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология (4 часа)
- Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация. Искусственный отбор.
- Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
- Демонстрация схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии».
- Лабораторная работа анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Тема | Количество часов | Темы проектов и исследовательских работ | |
1.Введение-2ч. | |||
Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | 1 | ||
Cущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | 1 | ||
2.Основы цитологии-16ч. | |||
Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. | 1 | ||
Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 | ||
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | ||
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | ||
Строение и функции белков. | 1 | ||
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | ||
АТф и другие соединения клетки. Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». | 1 | «Клетка – начало всему живому» | |
Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | 1 | ||
ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | 1 | ||
Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Лабораторная работа.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | 1 | ||
Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги. | 1 | ||
Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого». Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. | 1 | ||
Энергетический обмен в клетке. | 1 | ||
Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | ||
Генетический код. Транскрипция. | 1 | ||
Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | 1 | ||
3.Размножение и индивидуальное развитие организмов-7ч. | |||
Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | 1 | ||
Мейоз. | 1 | ||
Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | 1 | «Наследственные болезни» | |
Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | ||
Оплодотворение. | 1 | ||
Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | 1 | ||
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | 1 | ||
4.Основы генетики-8ч. | |||
История развития генетики. Гибридологический метод | 1 | ||
Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания». | 1 | ||
Дигибридное скрещивание. | 1 | «Мигрирующий геном – что это такое?» | |
Хромосомная теория наследственности. | 1 | ||
Взаимодействие неаллельных генов. Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». | 1 | ||
Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. | 1 | «Классические генетические эксперименты» | |
Изменчивость. Виды мутаций. Контрольная работа № 4 «Основы генетики». | 1 | «Мутагены, аллергены, антимутагены» | |
Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм». | 1 | ||
5.Генетика человека-2ч. | |||
Методы исследования генетики человека. Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | 1 | ||
Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. | 1 |
Учебно – методический комплект:
Литература для учителя
1.Базовый (основной) учебник Каменская А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник – М: Дрофа, 2014
2.Методическая литература для учителя. Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе.
3.Учебно-методическое пособие М.: Педагогическое общество России, 2015
4.Селевеко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий:
В 2т.М.: НИИ школьных технологии,2016
5.Дополнительная литература для учителя Энциклопедии, словари, справочники, ресурсы internet
Оборудование и приборы 1.Микроскоп
2.Микропрепараты: клетки растений, животных, грибов, бактерий
3.Таблица «Зародыши млекопитающих»
4.Гербарии местных растений (одного вида, разных видов, различных экологических групп)
5.Аквариум
Перечень компьютерных программ, используемых в образовательном процессе: 1.Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. и др. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл. М.: гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2013 (2 СD).
2.Ресурсы internet (сайты и пр.), презентации.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
1.ПК учителя, м/м проектор.
2. Видеомагнитофон, ОУО- проигрыватель.
3. Видеоматериалы, записанные с телепрограмм центрального телевидения
4. Видеоматериалы
Литература для учащихся
1. Базовый (основной) учебник Каменская А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник – М: Дрофа, 2015
2.Общая биология: учеб. Для 10-11 кл, общеобр. учреждений/ под ред. Д.К.Беляева, Г.М. Дымшица – М.: Просвещение, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...