интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkoy_literatury_i_biologii_v_8_hod_uroka.docx | 18.39 КБ |
prezentatsiya_otkrytogo_uroka_problema_zdorovya_v_literature.ppt | 2.29 МБ |
prilozhenie_1.docx | 18.35 КБ |
prilozhenie2.docx | 12.09 КБ |
prilozhenie_3.docx | 10.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русской литературы и биологии в 8-9 классах
«Проблема здоровья в произведениях русской литературы»
Составила учитель русского языка и литературы Данилова Екатерина Егоровна
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения).
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация учебно-познавательных материалов по теме урока.
Раздаточные материалы: «карточки с дополнительной информацией », карточки для вопросов для каждой группы .
Продолжительность урока: 30 минут.
Цель урока: создание условий для формирования представлений о заболеваниях, встречающихся в произведениях русской литературы
Задачи урока:
- поддерживать интерес учащихся к биологии и русской литературе, познанию в целом, формировать положительную мотивацию к процессу обучения;
- сформировать представления учащихся о болезнях;
- закрепить знания о предупреждении различных заболеваний;
- установить связь между знаниями по биологии и русской литературы.
Планируемые результаты урока:
Предметные.
- биология : формирование знаний о различных заболеваниях
- литература: знакомство с болезнями, встречающимися в произведениях литературы Познавательные УУД.
Уметь находить причину и следствие явлений. Умение работать со схемами, находить необходимую информацию в разных источниках и на ее основании делать выводы.
Коммуникативные УУД.
Умение передавать информацию в сжатом виде. Умение организовывать свою работу согласно инструкциям учителя. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Регулятивные УУД.
Умение определять цель работы, уметь планировать выполнение работы, оценивать полученные результат. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Личностные.
Установление связи между получением знаний и собственным здоровьем. Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.
Ход урока
эпиграф: «Болезнь в подполье, а вам здоровья…»
I. Вводная часть.
Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи.
II. Основная часть урока
Испокон веков люди рождались и умирали. И причиной того были болезни. А задумывались ли вы, ребята, какие болезни встречаются в произведениях русской литературы. Обычно мы смотрим только на образы и поступки героев. Все пытаемся выяснить, почему он сделал так. А не иначе…
Вот сегодня вы увидите литературу совсем с другой стороны. Кто помнит, в каких произведениях встречаются болезни. Если нет, я вам помогу
(На доске написаны имена писателей, нужно подобрать соответствующие произведения)
Значит, мы будем работать с этими произведениями
- В.Г.Короленко «Дети подземелья». Образ Маруси. Смотрим на столах розданные карточки, находим текст и читаем. Чем она болела? Почему? Какие условия повлияли на ее здоровье? Откуда мы узнаем о ее здоровье? Какой нам видится маленькая девочка в начале?
- Платонов «Юшка». Образ Юшки. Чем он примечателен. Чем болеет? Почему в конце умирает?
- Поэма Некрасова «Мороз красный нос». Образ Прокла. (воспаление легких)
Что объединяет эти персонажи? Какая болезнь? Как защититься от этой болезни ребята? В старину туберкулез называли чахоткой. В то время не было антибиотиков, поэтому все заболевшие попросту умирали. Очень много примеров и писателей, и их жен, сестер умерших от чахотки.
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Находим текст. Вспоминаем о чем там говорится. Чем заразился Петр? В основном так не заражаются. Эта болезнь в науке носит название язва. То есть болезнь кожи.
- «Отцы и дети» произведение Тургенева вы еще не проходили. Но все же попробуем разобраться чем и как заболел Евгений Базаров
- В.Г.Короленко «Слепой музыкант» это произведение вам хорошо известно. Находим отрывок произведения. Читаем.
- Тургенев «Муму» образ Герасима. Глухонемой. Помните что я вам рассказывала на уроках биологии по поводу 5 анализаторов. Если не работает 1, то другие работают как…
- Излюбленный персонаж 9классников Плюшкин из «мертвых душ». Он, оказывается, тоже болеет. Не заметили, когда проходили… что заставляет людей копить вещи? Ведь раньше Плюшкин был другим. У него была семья. Его хозяйство процветало… стресс!!! люди от стресса могут болеть также ожирением….
- Это Капитон Климов сапожник из произведения Тургенева «Муму». Он страдает алкоголизмом. Чумой 20 века называют алкоголь.
Таким образом, ребята мы увидели лишь малую часть болезней, которые встречаются в литературе. На эту тему можно говорить и говорить до бесконечности. Правда?! Вспомните «Железную дорогу» Некрасова. Там люди цингой болеют…
Далее проверим насколько сегодня внимательны вы были. Я раздаю карточки, на которых написаны начала вопросов. Вы разделяетесь на 2 команды и задаете друг другу вопросы. Вопросы можете придумывать как сложные так о простые…
Очень хорошо. Молодцы ребята!. Следующее задание такое. Так как вы находитесь на уроке и литературы я предлагаю вам составить четверостишие. В любой форме. Реклама. Призыв для друзей с флеш-мобом.. Придумайте четверостишия (лозунг, памятка, призыв) для друзей о здоровом образе жизни в виде флеш-моба
Рефлексия
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что поняли из этого урока?
- Что осталось непонятным?
- Ваши пожелания
В конце хотелось бы вернуться к эпиграфу урока «Болезнь в подполье, а вам здоровья…»
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Жил в селе очень дряхлый старик. Помогал в ближайшей кузнице, был подсобным рабочим у местного кузнеца. Он очень плохо мог видеть, и сил почти не было.
…был небольшой ростом и худоват, волосы седы и борода редка, а глаза были уже белые как у слепого.
…носил он одежду, доставшуюся ему от отца, да и сладостей ему не хотелось.
…Юшка был кроток, взрослые ожесточались и били его еще сильнее. Обычно после таких побоев старик долго лежал один на земле.
... старик уезжал от своего хозяина летом всего на один месяц, так как с детства у него с грудью проблемы были.
…в середине лета он уезжал, и, … забывал о чахотке.
Юшка был совсем не стар, ему было всего 40лет. Но болезнь, сильно подкосившая здоровье, состарила его раньше времени.
_______________________________-
Живя в родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит себя и заражается тифом. Начинается горячка…
___________________________________
И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.
____________________________________
Случилось в глубоком сугробе
Полсуток ему простоять,
Потом то в жару, то в ознобе
Три дня за подводой шагать:
Покойник на срок торопился
До места доставить товар.
Доставил, домой возвратился -
Нет голосу, в теле пожар!
Старуха его окотила
Водой с девяти веретен
И в жаркую баню сводила,
Да нет - не поправился он!
Больной уж безгласен лежал,
Одетый как в гроб, причащенный,
Увидел жену, простонал
И умер...
___________________________________________
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья…
Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…
…усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; …все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики….
_________________________________
…был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя.
__________________________________________
Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, настороже уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот...
… засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье...
…часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину… люстра в холстинном мешке, благодаря слою пыли похожая «на шелковый кокон, в котором сидит червяк.. На стенах Павел Иванович замечает несколько картин …натюрморт с «висевшею головою вниз уткой».
________________________________________
Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе… Как бы то ни было, ребенок родился слепым.
Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату
… Между тем девочка, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке.
… бледное лицо девочки вспыхивало румянцем… Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее;
… моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко…
Предварительный просмотр:
Приложение2
(Проверка. Одна группа задаёт- другая отвечает)
(Проверка. Одна группа задаёт- другая отвечает)
Тонкий вопрос | Толстый вопрос |
Кто… | Дайте объяснение, почему… |
Что… | Почему вы думаете… |
Когда… | Почему вы считаете… |
Может… | В чём разница… |
Будет… | Предположите, что будет, если… |
Мог ли… | Что, если… |
Как звали… | |
Было ли… | |
Согласны ли вы… |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Спорт, болезнь, бегать, прыгать
Витамины, дисциплина, бегать, прыгать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект интегрированного урока Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный в соавторстве с учителем литературы Шакуровой И.В и педагогом -психологом Розенбаумом М.Н.
Конспект интегрированного урока обществознания, социальной психологии и литературы в 10 классе: Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный ...
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.
Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...
Интегрированный урок географии, биологии, русского и литературы
"Мировой океан или 20000 лье под водой" 6 класс...
Интегрированный урок в 8 классе "Магия чисел в русской литературе и устном народном творчестве"
Интегрированный урок (математика и литература) в 8 классе...
- Мне нравится (1)