интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Данилова Екатерина Егоровна

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русской литературы и биологии в 8-9 классах

«Проблема здоровья  в произведениях русской литературы»

Составила учитель русского языка и литературы Данилова Екатерина Егоровна

Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения).

Техническое оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, компьютерная презентация учебно-познавательных материалов по теме урока.

Раздаточные материалы: «карточки с дополнительной информацией », карточки для вопросов  для каждой группы .

Продолжительность урока:  30  минут.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о заболеваниях, встречающихся в произведениях русской литературы

Задачи урока:

- поддерживать интерес учащихся к биологии и русской литературе, познанию в целом, формировать положительную мотивацию к процессу обучения;

- сформировать представления учащихся о болезнях;

- закрепить знания о предупреждении различных заболеваний;

- установить связь между  знаниями по биологии и русской литературы.

Планируемые результаты урока:

Предметные.

- биология : формирование знаний о различных заболеваниях

- литература: знакомство с болезнями, встречающимися в произведениях литературы Познавательные УУД.

Уметь находить причину и следствие явлений. Умение работать со схемами, находить необходимую информацию в разных источниках и на ее основании делать выводы.

Коммуникативные УУД.

Умение передавать информацию в сжатом виде. Умение организовывать свою работу согласно инструкциям учителя. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Регулятивные УУД.

Умение определять цель работы, уметь планировать выполнение работы, оценивать полученные результат. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Личностные.

Установление связи между получением знаний  и собственным здоровьем. Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Ход урока 
эпиграф: «Болезнь в подполье, а вам здоровья…»
I. Вводная часть. 
Учитель знакомит учащихся с темой урока, ставит задачи.
II. Основная часть урока

Испокон веков люди рождались и умирали. И причиной того были болезни. А задумывались ли вы, ребята, какие болезни встречаются в произведениях русской литературы. Обычно мы смотрим только на образы и поступки героев. Все пытаемся выяснить, почему он сделал так. А не иначе…

Вот сегодня вы увидите литературу совсем с другой стороны. Кто помнит, в каких произведениях встречаются болезни. Если нет, я вам помогу

(На доске написаны имена писателей, нужно подобрать соответствующие произведения)

Значит, мы будем работать с этими произведениями

  1. В.Г.Короленко «Дети подземелья». Образ Маруси. Смотрим на столах розданные карточки, находим текст и читаем. Чем она болела? Почему? Какие условия повлияли на ее здоровье? Откуда мы узнаем о ее здоровье? Какой нам видится маленькая девочка в начале?
  2. Платонов «Юшка». Образ Юшки. Чем он примечателен. Чем болеет? Почему в конце умирает?
  3. Поэма Некрасова «Мороз красный нос». Образ Прокла. (воспаление легких)

Что объединяет эти персонажи? Какая болезнь? Как защититься от этой болезни ребята? В старину туберкулез называли чахоткой. В то время не было антибиотиков, поэтому все заболевшие попросту умирали. Очень много примеров и писателей, и их жен, сестер умерших от чахотки.

  1. «Повесть о Петре  и Февронии Муромских». Находим текст. Вспоминаем о чем там говорится. Чем заразился Петр? В основном так не заражаются. Эта болезнь в науке носит название язва. То есть болезнь кожи.
  2. «Отцы и дети» произведение Тургенева вы еще не проходили. Но все же попробуем разобраться чем и как заболел Евгений Базаров
  3. В.Г.Короленко «Слепой музыкант» это произведение вам хорошо известно. Находим отрывок произведения. Читаем.
  4. Тургенев «Муму» образ Герасима. Глухонемой. Помните что я вам рассказывала на уроках биологии по поводу 5 анализаторов. Если не работает 1, то другие работают как…
  5. Излюбленный персонаж 9классников Плюшкин из «мертвых душ». Он, оказывается, тоже болеет. Не заметили, когда проходили… что заставляет людей копить вещи? Ведь раньше Плюшкин был другим. У него была семья. Его хозяйство процветало… стресс!!! люди от стресса могут болеть также ожирением….
  6. Это Капитон Климов сапожник из произведения Тургенева «Муму». Он страдает алкоголизмом. Чумой 20 века называют алкоголь.

Таким образом, ребята мы увидели лишь малую часть болезней, которые встречаются в литературе. На эту тему можно говорить и говорить до бесконечности. Правда?! Вспомните «Железную дорогу» Некрасова. Там люди цингой болеют…

Далее проверим насколько сегодня внимательны вы были. Я раздаю карточки, на которых написаны начала вопросов. Вы разделяетесь на 2 команды и задаете друг другу  вопросы. Вопросы можете придумывать как сложные так о простые…

Очень хорошо. Молодцы ребята!. Следующее задание такое. Так как вы находитесь на уроке и литературы я предлагаю вам составить четверостишие. В любой форме. Реклама. Призыв для друзей с флеш-мобом.. Придумайте четверостишия  (лозунг, памятка, призыв) для друзей о здоровом образе жизни  в виде флеш-моба

Рефлексия

  1. Что вам понравилось на уроке?
  2. Что не понравилось?
  3. Что поняли из этого урока?
  4. Что осталось непонятным?
  5. Ваши пожелания

В конце хотелось бы вернуться к эпиграфу урока «Болезнь в подполье, а вам здоровья…»

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение 1

 Жил в селе очень дряхлый старик. Помогал в ближайшей кузнице, был подсобным рабочим у местного кузнеца. Он очень плохо мог видеть, и сил почти не было. 

…был небольшой ростом и худоват, волосы седы и борода редка, а глаза были уже белые как у слепого.

…носил он одежду, доставшуюся ему от отца, да и сладостей ему не хотелось.

 …Юшка был кроток, взрослые ожесточались и били его еще сильнее. Обычно после таких побоев старик долго лежал один на земле.

... старик уезжал от своего хозяина летом всего на один месяц, так как с детства у него с грудью проблемы были. 

   …в середине лета он уезжал, и, … забывал о чахотке.

 Юшка был совсем не стар, ему было всего 40лет. Но болезнь, сильно подкосившая здоровье, состарила его раньше времени.

 

_______________________________-

Живя в родительском доме, Базаров не знает чем заняться. Затем он начинает помогать отцу, лечит больных. Вскрывая умершего от тифа крестьянина, он случайно ранит себя и заражается тифом. Начинается горячка…

___________________________________

И, взяв меч, называемый Агриковым, пришел он в покои к снохе своей и увидел змея в образе брата своего, но, твердо уверившись в том, что не брат это его, а коварный змей, ударил его мечом. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного князя Петра своей кровью. Петр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его.

____________________________________

      Случилось в глубоком сугробе

       Полсуток ему простоять,

       Потом то в жару, то в ознобе

       Три дня за подводой шагать:

       Покойник на срок торопился

       До места доставить товар.

       Доставил, домой возвратился -

       Нет голосу, в теле пожар!

       Старуха его окотила

       Водой с девяти веретен

       И в жаркую баню сводила,

       Да нет - не поправился он!

      Больной уж безгласен лежал,

       Одетый как в гроб, причащенный,

       Увидел жену, простонал

       И умер...

___________________________________________

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья…

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…

…усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; …все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики….

_________________________________

…был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя.

__________________________________________

Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, настороже уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот...

… засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье...

…часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину…  люстра в холстинном мешке, благодаря слою пыли похожая «на шелковый кокон, в котором сидит червяк.. На стенах Павел Иванович замечает несколько картин …натюрморт с «висевшею головою вниз уткой».

________________________________________

Ребенок родился в богатой семье Юго-западного края, в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе… Как бы то ни было, ребенок родился слепым.
    Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределенным взглядом, каким глядят до известного возраста все новорожденные дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом, проникавшим в комнату

 

 Между тем девочка, упершись маленькими ручонками в пол часовни, старалась тоже выкарабкаться из люка. Она падала, вновь приподымалась и, наконец, направилась нетвердыми шагами к мальчишке.

… бледное лицо девочки вспыхивало румянцем… Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее;

… моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко…



Предварительный просмотр:

Приложение2

(Проверка. Одна группа задаёт- другая отвечает)

Тонкий вопрос

Толстый вопрос

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

Почему вы считаете…

Может…

В чём разница…

Будет…

Предположите, что будет, если…

Мог ли…

Что, если…

Как звали…

Было ли…

Согласны ли вы…

(Проверка. Одна группа задаёт- другая отвечает)

Тонкий вопрос

Толстый вопрос

Кто…

Дайте объяснение, почему…

Что…

Почему вы думаете…

Когда…

Почему вы считаете…

Может…

В чём разница…

Будет…

Предположите, что будет, если…

Мог ли…

Что, если…

Как звали…

Было ли…

Согласны ли вы…



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Спорт, болезнь, бегать, прыгать

Витамины, дисциплина, бегать, прыгать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект интегрированного урока Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный в соавторстве с учителем литературы Шакуровой И.В и педагогом -психологом Розенбаумом М.Н.

Конспект интегрированного урока обществознания, социальной психологии и литературы в 10 классе: Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный ...

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы.

Интегрированный урок по биологии и русской литературе в 7 классе по теме : Русь моя, люблю твои березы....

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Интегрированный урок географии, биологии, русского и литературы

"Мировой океан или 20000 лье под водой" 6 класс...