Конспект интегрированного урока Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный в соавторстве с учителем литературы Шакуровой И.В и педагогом -психологом Розенбаумом М.Н.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Конспект интегрированного урока обществознания, социальной психологии и литературы в 10 классе: Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный в соавторстве с учителем литературы Шакуровой И.В и педагогом -психологом Розенбаумом М.Н.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока обществознания и литературы в 10 класс по теме: Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело».
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Цели:
Предметные: формировать представления о межличностных конфликтах и способах их разрешения
Личностные УУД: учить понимать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками, содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке.
Мета предметные: способствовать формированию УУД:
Регулятивные – учить принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Познавательные – создавать условия для осуществления анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить подводить под понятие на основе распознавания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать учить устанавливать причинно-следственные связи – тела состоят из определенных веществ, осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника.
Коммуникативные – формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; наблюдать за действиями и высказываниями партнера, находить неточности и корректировать их; коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Ход урока:
Учитель обществознания. 1 этап. Вызов. Вход в проблему. Класс делится на 3 группы. Каждой группе предлагаются задания;
Психолог. Рефлексия.
Вы справились с заданием?
-Какие затруднения вызвало задание?
-Какие эмоции вы испытали? Ваше состояние? Почему?
Учитель обществознания. - Как вы охарактеризуете свою деятельность на 1 этапе нашего урока? Примерный ответ – межличностное взаимодействие.
Межличностное взаимодействие возможно в процессе межличностных отношений.
- Дадим определение понятию. Ответы учеников.
- Какие виды межличностных отношений вам известны?
- Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Почему?
Психолог. Важность межличностных отношений в жизни человека.
К сожалению, межличностные отношения не всегда носят позитивный характер. Противоречия между индивидами иногда перерастают в конфликт.
2 Этап. Учитель литературы. - Думаю, каждому человеку хотя бы раз в жизни приходится оказаться вовлечённым в конфликтную ситуацию, столкнуться с жестокостью. Дети часто убеждены в том, что жестокость присуща только взрослым. Однако это не всегда так. Порой в подрастающем поколении таится такая сила жестокости, что становится страшно.…Именно эта проблема, проблема детской жестокости, нашла своё отражение в повести В.Железникова «Чучело».
Проблемный вопрос: Сам В.Железников говорил: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех». В конце урока попробуем дать ответ на поставленный автором вопрос.
- Сейчас предлагаем вашему вниманию фрагмент фильма «Чучело». Подумайте, каковы причины агрессии героев фильма?
Каковы же причины агрессии героев фильма? На первый взгляд, причины агрессивного поведения школьников в отношении Лены не обоснованы и не объяснимы.
Учитель обществознания. Наука обществознание так трактует причины конфликта.
Учитель литературы. Обратимся к тексту повести. По эпизодам повести определите мотивы необоснованной жестокости в отношении подростков к Лене.
Раздаточный материал
Оказывается, подобное поведение подростков можно объяснить рядом причин: Семья, школа, общая атмосфера городской жизни, которую создали жители, сами считающие, что ценность человека можно определить одеждой (вспомним, какую кличку дали они прекрасному человеку, дедушке Лены Бессольцевой, - Заплаточник), положением в обществе (отец Димы Сомова). Подростки, как и все жители городка, видят только внешнее, а внутреннее содержание человека их не интересует.
Мы назвали факторы, которые повлияли на то, что в детях стала зарождаться жестокость и пока говорили обо всех в общем. Теперь же давайте всмотримся в каждого подростка более пристально.
3 этап. Обратимся к галерее действующих лиц повести
-Да, лучше бы смотреть на всех персонажей нашей «Галереи» издалека. Жестокость их поступков и жесткость их характеров поражает даже взрослого человека.
Каждая из 3-х групп дает характеристику главным героям, исходя из их статуса в группе: лидер, аутсайдер, конформист.
Психолог. Проанализировав поведенческие реакции героев фильма, мы можем определить статус каждого: лидер, аутсайдер, конформист. Как вы понимаете суть терминов?
- Какие положительные и отрицательные черты данных статусов мы можем назвать.
Учитель обществознания. Любой конфликт изживает себя. Предложите пути решения конфликта.
Учитель литературы. Какой выход из данной ситуации предлагает автор повести «Чучело»? Просмотр фрагмента фильма. (Лена Бессольцева прощается с классом)
- Как же автор отвечает на вопрос, который мы поставили в начале урока?: может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищённый, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех? «Это произведение учит нас быть дружными, понимать друг друга, не обижать, не устраивать войну против кого - то... Ленка - молодец, она держалась до последнего. Но она уезжает от этих злых людей, от этого несправедливого мира, хотя она ни в чём не виновата. Люди! Прежде, чем что - то сделать, подумайте, какими могут быть последствия» (И.Алферьева).
Учитель обществознания. На столах у каждой группы находятся карточки, в которых изложены стратегии разрешения конфликта. Учащимся предлагается изучить информацию, заявить о своей позиции и отстоять свою точку зрения в ходе дискуссии с другими группами.
Карточки:
– Настаиваю на своём (соревнование).
– Откладываю решение на другое время (избегание).
– Обсуждаем точки зрения друг друга (сотрудничество).
– Жду, что проблема решится сама (избегание).
– Уступаю всё другому (приспособление).
– Иду на компромисс (компромисс).
– Прошу, чтобы в ситуации разобрались сами родители (избегание).
– Отбираю силой (соревнование).
– Пытаюсь всё забыть (избегание).
– Пытаемся найти вариант, который бы устроил обоих (сотрудничество).
– Предлагаю другу самому принять решение (приспособление).
– Уступаю ровно половину (компромисс).
Учитель литературы. Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души как топоры…
Слишком многих мы, словом раним,
Позабыв, что слова остры.
Учитель обществознания. Итак, в жизни каждого человека есть выбор, как поступить в той или иной ситуации. Часто эмоции преобладают над разумом. Ваше решение, возможно, определит будущую судьбу и мнение о вас других людей. Либо вы выбираете статус лидера и несете ответственность за себя и окружающих, либо подстраиваетесь под ситуацию, либо погружаетесь в свой мир. Любая роль будет непростой. Нужно помнить одно, вы находитесь в социуме, и только компромисс позволит чувствовать себя комфортно в межличностных отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»
Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на ...
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.
Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....
Урок "Спешите быть милосердными" по произведению В. Железникова "Чучело"
Урок по литературе в 7 классе "Спешите быть милосердными" по произведению В. Железникова "Чучело".Ссылка на презентацию: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/speshite-byt-miloserdnymi...
Конспект интегрированного урока «Растения и их декоративное изображение на рисунках по мотивам городецкой росписи «Птица счастья»".
Цели урока: повторить и обобщить знания о многообразии растений, определить значение растений в природе и жизни человека, смоделировать птицу счастья, используя символы цвета и растений.Задачи:Образов...
- Мне нравится (1)