ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (статья)
статья по биологии по теме
Данная статья напечатана в сборнике "Социально-экономические проблемы регионального развития на современном этапе", где также представлены научные статьи и доклады преподавателей, аспирантов и молодых ученых, принимавших участие в работе международной научной конференции «Социально-экономические проблемы регионального развития на современном этапе», проходившей в Смоленском институте экономики 28 марта 2018 года.
В статье рассматривается проблема повышения познавательной активности учащихся через повышение интереса к биологии как учебному предмету, одной из форм которого является действующий в гимназии агроэкологический комплекс, включающий школьный дендрарий (Зимний сад) и школьный учебно-опытный участок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семченкова Л. М.
Гимназия № 4
Смоленск, Россия
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В статье рассматривается проблема повышения познавательной активности учащихся через повышение интереса к биологии как учебному предмету, одной из форм которого является действующий в гимназии агроэкологический комплекс, включающий школьный дендрарий (Зимний сад) и школьный учебно-опытный участок.
Ключевые слова: познавательная активность, интерес к биологии, творческая деятельность, агроэкологический комплекс.
Одним из факторов, способствующих повышению познавательной активности учащихся, является такое сложное и значимое для человека явление, как «интерес», который имеет множество психологических определений, он рассматривается как:
1) сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения (C.JI. Рубинштейн);
2) избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин);
3) активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер).
4) активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова).
Одним из значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. «Познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека, направленной на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности» [2].
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов.
В рамках достаточно широкого понятия «познавательный интерес» можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету. В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями информационного общества. В настоящее время система образования нацелена на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности в условиях все большей подвижности профессиональных границ, в новой энергетике социально-морального напряжения. Это приобретает особое значение из-за глобальных процессов, связанных с темпами научного и технического прогресса [3, с. 691]. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения. Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению познавательного интереса, который нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования [1].
Познавательный интерес – сложное, многозначное явление, которое можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, оно выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Во-вторых, данное понятие является ценнейшим мотивом учебной деятельности учащегося.
Предметом познавательного интереса для учащихся являются новые знания о мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, будет заставлять учеников удивляться, явится важнейшим звеном формирования интереса к учению. Но далеко не все в учебном материале может представлять для учащихся какой-либо интерес. Поэтому необходимо уделять внимание процессу деятельности учащихся, то есть речь идет о том, что требуется организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы сам процесс учения привлекал учащихся.
В психологии известно достаточно конкретных условий, вызывающих интерес учащихся к учебной деятельности. Среди них важную роль играет способ раскрытия учебного материала и личностно-ориентированный подход с использованием активных методов обучения и внеаудиторной деятельности. В качестве одной из результативных педагогических форм, используемых в гимназии № 4, является действующий на протяжении многих лет агроэкологический комплекс, включающий школьный дендрарий (Зимний сад) и школьный учебно-опытный участок. Взаимодействуя в рамках данной модели, дети, педагоги и природа выступают как элементы единой системы, при этом учителя-биологи и учащиеся сотрудничают в процессе творчески организованной неформальной познавательной деятельности.
Создавался дендрарий как объект эстетического назначения, однако созданный с целью эстетического воспитания Зимний сад постепенно стал выполнять и другие функции. Многообразие растительных объектов, а в настоящее время их более 200 видов, позволяет познакомить учащихся с основами флористики, изучить биологические особенности цветочно-декоративных растений. Дендрарий является прекрасной базой для выполнения лабораторных и практических работ. На базе Зимнего сада работают кружки «Юный цветовод», «Комнатное цветоводство», «Фитодизайн», а также проводятся факультативные занятия по разделу «Экология» для учащихся 10-11 классов.
В гимназии действует научное общество учащихся, целью которого является приобщение школьников к научно- исследовательской работе, овладению основами научного эксперимента. Все наблюдения, эксперименты учащиеся также проводят на базе Зимнего сада. Данные виды работ позволяют оценивать влияние Зимнего сада на экологическое состояние школьных помещений, проводить бактериологические исследования, изучать флористический состав дендрария и т.п. Результаты проведенных исследований учащиеся оформляют ко Дню науки, который проводится ежегодно в апреле месяце.
На протяжении многих лет в гимназии работает кафедра биологии. Сотрудники кафедры осуществляют тесную связь с преподавателями естественно-географического факультета СмолГУ. В рамках сотрудничества для студентов ежегодно проводятся экскурсии по Зимнему саду. Кроме того, на базе дендрария проходят открытые уроки, проводятся лабораторные и факультативные занятия.
Огромная работа проводится учителями и учащимися по возделыванию пришкольного участка, большая часть которого занята цветниками. Силами школьников создана большая коллекция цветочно-декоративных растений. Юные натуралисты исследуют сроки и нормы посева растений, влияние удобрений на их рост и развитие, а также действие различных абиотических факторов. Особое внимание уделяется созданию коллекции для изучения основных семейств цветковых растений. На базе пришкольного участка также проводятся уроки, лабораторные, практические, факультативные, кружковые занятия и экскурсии. Учащиеся ежегодно оформляют творческие работы из природных материалов, взятых из дендрария и выращенных на пришкольном участке.
Результаты многолетних наблюдений позволяют говорить о повышении теоретической и практической подготовки гимназистов, посещающих мероприятия, проводимые на базе Зимнего сада и пришкольного участка, а также их интереса к биологии. Кроме этого, эти объекты прекрасно служат для формирования экологического сознания. Уход за растениями способствует воспитанию любви к природе и бережному отношению ко всему живому. Новые принципы организации познавательного процесса должны способствовать ценностному присвоению знаний, ценностному самоопределению личности, формированию человека культуры и нравственности [4, с. 115].
Таким образом, сочетание предметно-познавательной и творческой деятельности с использованием исследовательских методов обучения способствует развитию способностей, возникновению интереса к биологии и повышению познавательной активности учащихся.
Библиографический список:
1. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование // Школьные технологии. – 2006. – №3.
2. Голанцева Т.П. Создание среды для развития способных и одаренных детей // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 2.
3. Кузьменко Е.О. Культурная и этическая составляющие системы функционирования государственной службы // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века: сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции (16-17 ноября 2016 года). – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2016.
4. Кузьменко Е.О. Специфика ценностного отношения к миру и его роль в процессе познавательной деятельности и социализации личности // Творческое наследие Э.В. Ильенкова и современность: материалы международной научной конференции (28 мая 2014 года).
5. – Смоленск: Изд.-во СмолГУ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Исследовательская работа учащихся на уроках биологии и внеурочное время по теме «Генетика»."
В данной статье хочу поделиться с вами опытом организации проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии и внеурочное время по теме «Генетика» и разработкой урока - конференции...
Организация работы с одарёнными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики
Педагогический проект на аттестацию...
Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"
чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...
Мотивация учащихся к учебно- познавательной деятельности на уроках и во внеурочное время. (Педчтения)
Чтобы успешно использовать обучение ребёнка для его развития, нужно уметь вызывать у него желание учиться. Основными причинами, побуждающими к действию, являются только такие внутренние побуждения, от...
Отчёт по методической теме "Применение современных технологий в развитии учебно – познавательных компетенций на уроках биологии и внеурочное время"
Теоретический и практический материал. Обобщение опыта за последние три года...
Программа «Развитие исследовательской и познавательной компетенции на уроках и во внеурочное время».
Программа...
Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики. Усольцева М.Н., ШМО, 26.03.2021
Организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики. Усольцева М.Н., ШМО, 26.03.2021...