Технологическая карта урока по биологии
для обучающихся 6 класса (в условиях реализации ФГОС ООО)
Котлярова Юлия Викторовна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение - Водинская основная общеобразовательная школа
Мною разработана технологическая карта урока биологии для обучающихся 6 классов на тему «Семейства класса Однодольные». Карта спроектирована на основе УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой [1].
Технологическая карта урока биологии 6 класс
Тема урока: «Семейства класса Однодольные»
Цель урока: изучить характерные особенности основных семейств класса Однодольные, их многообразие.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейств луковые, лилейные, злаковые;
сформировать представление о многообразии цветковых растений;
- развивающие: развивать умения логически мыслить, анализировать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету; развивать способность к рефлексии способов и условий действия, к контролю и оценке процесса и результатов своей деятельности;
- воспитательные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
предметные:
- формирование представления о многообразии цветковых растений;
- формирование умения определять семейства класса Однодольные;
- объяснение роли семейств класса Однодольные в природе и жизни человека.
метапредметные:
- познавательные: сравнение биологических объектов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- коммуникативные: умение работать фронтально, индивидуально и в группе; осуществление самоконтроля и взаимо-
контроля; проведение коррекции и оценки собственных действий и действий сверстников;
- регулятивные: оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив;
личностные:
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений; эстетического отношения к живым объектам.
Основные понятия: Семейства класса Однодольные: луковые, лилейные, злаковые.
Методы обучения и методические приемы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайдов презентации).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ресурсы: УМК по биологии для 6 класса под редакцией И.Н. Пономаревой; мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Технологии: организации самостоятельной работы обучающихся, технология развития критического мышления.
Организационная структура урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I.Организационный момент (1 мин.) | Организует класс, проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует их | Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя |
| Формирование ответственного отношения к учению, готовно- сти и способно- сти к саморазви- тию и самообра- зованию на осно- ве мотивации к обучению и по- знанию |
II. Мотивация (само- определение) к учебной деятель- ности (2 мин.) | Актуализирует требования к обучающимся.Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока | Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
|
III. Актуализация и фиксирование ин- дивидуального за- труднения в проб- ном учебном дей- ствии (8 мин.) | Ребята, давайте вспомним, с какой те- мой вы знакомились на прошлом уроке?
С целью проверки усвоения вами мате- риала прошлого урока проведем: биологи- ческий диктант на тему «Семейства класса Двудольные». 1. К семейству Крестоцветные относятся как травянистые растения, так и кустар- ники и деревья. 2. Все растения семейства Крестоцветные имеют простые листья. 3. Плоды у растений семейства Кресто- цветные – стручки и стручочки. 4. Все растения семейства Крестоцветные – двулетние растения. 5. Листья растений семейства Крестоцвет- ные имеют сетчатое жилкование. 6. Растения семейства Розоцветные – вет- роопыляемые растения. 7. У некоторых видов семейства Розоцвет- ные развиваются ползучие побеги. 8. Растения семейства Пасленовые – пре- имущественно травянистые растения. 9. Перец и баклажан – овощные растения из семейства Пасленовые. 10. Корневая система у растений семейства Мотыльковых – стержневая. 11. Цветки у растений семейства Сложно- цветные собраны в соцветия корзинки. 12. Растения семейства Сложноцветные имеют простые листья
Инструкция: Если вы считаете, что утверждение верное, то поставьте +, а если неверное, то -. На работу вам отводится 5 минут.
Учитель предлагает решить биологиче- скую задачу: Некоторые растения этого семейства выра- щивают на зеленое удобрение и закапыва- ют. Они перегнивают, обогащая почву азо- том. Почему это происходит? Назовите их. К какому семейству относятся эти расте- ния?
Предлагает ответить на вопрос: Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете? Об особенностях этого класса мы уже зна- ем. Сегодня же мы изучим три из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения. Корректирует тему урока.
| Семейства класса Двудольные.
Самостоятельно отвечают на вопросы на листочках 1. – 2. + 3. + 4. – 5. + 6. – 7. + 8. + 9. + 10. + 11. + 12. +
Все органы бобовых богаты содержащими азот веществами, в частности белками. После отмирания растения почва обогащается азотом. К ним относят – клевер, люцерна, эспарцет, люпин и многие другие
-Класс Однодольные
Тему записывают в тетради | Формирование представления о многообра- зии цветковых растений |
|
IV.Изучение нового материала (20 мин.) | Семейство Злаки (или Мятликовые). Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации
Показ слайдов сопровождается объяснением учителя.
Изучаем на примере пшеницы. В процессе объяснения учитель предлагает обучающимся заполнить таблицу “Семейство Злаки”. Основные признаки | Характеристика семейства Злаки | ∙ Общее количество ви- дов ∙ Жизненные формы ∙ Стебель ∙ Листья ∙ Цветки ∙ Плод ∙ Значение в жизни людей |
|
Семейство Лилейные Учитель предлагает классу познакомиться со слайдами презентации
Изучаем на примере тюльпана. В процессе объяснения учитель предлагает учащимся заполнить таблицу “Семейство Лилейные”.
Основные признаки | Характеристика семейства Лилейные | Общее количе- ство видов; ∙ Жизненные фор- мы ∙ Цветки ∙ Плод ∙ Значение в жизни людей |
|
Для изучения семейства Луковые учи- тель организует самостоятельную работу учащихся в группах. Инструктивная карточка: 1. Изучите §26 учебника на стр. 139 «Се- мейство Луковые». 2. Рассмотрите предложенные вам изобра- жения лука порея, лука репчатого, лука медвежьего, шнитт-лука. Отметьте сход- ства и различия этих представителей се- мейства «Луковые» 3. Пользуясь полученной информацией за- полните таблицу Основные признаки | Характеристика семейства Луковые | Общее количе- ство видов; ∙ Жизненные фор- мы ∙ Цветки ∙ Плод ∙ Значение в жизни людей |
|
Результаты работы оформляются в рабочей тетради в виде таблицы “Семейство Луко- вые”. Учитель оценивает качество работы в груп- пе по заполнению таблицы у доски (вызы- вая любого ученика). | Просматривают слайды и заполняют таблицу
Основные признаки |
Характеристика семейства Злаки | ∙ Общее количе- ство видов; ∙ Жизненные формы ∙ Стебель ∙ Листья
∙ Цветки
∙ Плод ∙ Значение в жизни людей
| ∙10000; ∙ преобладают травы, но есть кустарники и деревья; ∙ полый (соломина) с хорошо выраженными узлами; ∙ простые, длинные, имеют влагалище, жилкование параллельное; ∙ мелкие, невзрачные с двумя цветочными чешуями, имеют три тычинки и один пестик с двумя мохнатыми рыльцами; формула цветка ^ О(2)+2Т3П1; ∙ метёлка, сложный колос, початок, султан; ∙ сухой, зерновка. ∙ используются в пищу (рожь, кукуруза, пшеница, рис, просо, сорго, ячмень); корм для животных (тимофеев- ка, ежа, мятлик, овёс, ячмень и др.); сорняки (пырей ползучий, овсюг).
|
Просматривают слайды и заполняют таблицу
Основные признаки |
Характеристика семейства Лилейные | ∙ Общее количе- ство видов; ∙ Жизненные Формы
∙ Цветки
∙ Плод ∙ Значение в жизни людей
| ∙4000;
∙ преимущественно многолетние луковичные травы; ∙ обычно яркие, крупные, ароматные; они обоеполые с простым венчиковидным околоцветником из шести ча- стей, тычинок шесть, пестик один; формула цветка * О3+3Т3+3П1; ∙ коробочка (тюльпан) или ягода (ландыш). ∙ Овощные культуры (спаржа); Декоративные растения (лилии, тюльпаны, гиацинты); Лекарственные растения (ландыш майский, вороний глаз). |
Самостоятельно изучают §26 учебника, работают с иллюстрациями и раздаточным материалом, заполняют таблицу
| Формирование умения опре- делять семей- ства класса Однодольные; формирование представления о многообра- зии цветковых растений | Сравнение био- логических объ- ектов, умение делать выводы и умозаключения на основе срав- нения;
Сравнение био- логических объ- ектов, умение делать выводы и умозаключения на основе срав- нения; Умение работать фронтально, ин- дивидуально; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; Оценивание пра вильности вы- полнения действия и внесение необходимых корректив.
Сравнение био- логических объ- ектов, умение делать выводы и умозаключения на основе срав- нения; Умение работать в группе; осу- ществление са- моконтроля и взаимоконтроля; проведение кор- рекции и оценки собственных действий и дей- ствий сверстни- ков; Оценивание пра вильности вы- полнения действия и внесение необходимых корректив
|
V. Физкультминутка ( 2 мин.) | Дает задание учащимся по снятию напряжения в мышцах рук | Выполняют задания учителя, повторяют упражнения |
|
|
VI.Закрепление изу- ченного материала (7 мин.) | Учитель говорит о том, что учащиеся на уроке познакомились с основными семействами класса Однодольные, и предлагает учащимся отгадать кроссворд
Соцветие у луковичных (зонтик) 2. Одно из жилкований листа однодоль- ных (дуговое) 3. Представитель злаковых (пшеница) 4. Корневая система однодольных (мочковатая) 5. Плод у ландыша (ягода) 6. Представитель луковичных (чеснок) 7. Куча одежек,кто его раздевает,слезы проливает (лук) 8. Представитель лилейных (тюльпан) 9. Декоративный представитель лилейных (гиацинт) 10.Орган цветка,которого у злаковых обычно три (тычинка) 11. Многолетний представитель злаковых трав (ежа) |
Заполняют кроссворд
| Объяснение роли семейств класса Одно- дольные в природе и жизни человека | Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля; проведение кор- рекции и оценки собственных действий и дей- ствий сверстни- ков; Оценивание пра вильности вы- полнения дей- ствия и внесение необходимых корректив |
VII.Рефлексия (5мин.) | Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: Что у меня сегодня лучше всего получилось? Чего я достиг? Что для меня было трудным? И подвести итог занятия фразой: Сам себе я желаю… | Отвечают на вопросы |
| Проведение коррекции и оценки собственных действий |
VIII. Домашнее задание (2 мин.) | Учитель предлагает подготовить доклады по семействам Однодольные Благодарит за урок! | Записывают домашнее задание
Благодарят учителя за урок! |
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.
Кучменко – М.: Вентана-Граф, 2013- 192 с.