строение корневой системы
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока для 6-го класса по теме: «Строение корневой системы»
Тема: Строение корневой системы.
Цель: Сформировать понятия о развитии корня, его строении и типах корневых систем.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка;
- Выяснить значение корня;
- Дать знания о видах корней;
- Изучить особенности строения корневых систем;
- Ознакомить с видоизменениями корней.
Развивающие:
- Развить умения и навыки по определению и распознанию корневых систем
- Продолжить формировать умения по работе с натуральными объектами, текстом и рисунками учебника
Воспитательные:
- Научить применять полученные знания о корне на практике: в сельском хозяйстве по агротехническим приемам возделывания растений и по уходу за комнатными растениями.
Тип урока:
- По содержанию – морфологический;
- По дидактической цели – изучение нового материала;
- По положению в теме – раскрывающий содержание темы.
Методы:
Словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение.
Наглядные: демонстрация натуральных объектов, рисунков, таблиц.
Практические: работа с натуральной наглядностью, рисунками учебника, частично – поисковый.
Средства:
Натуральные объекты: проростки семян, луковицы с корнями, окоренившиеся черенки комнатных растений, деревьев (тополь, ива) и кустарников (смородина), гербарии «Типы корневых систем»
Знаковые: таблицы: «Органы растения», «Строения корня», рисунки учебника к главе «Органы цветкового растения».
Структура урока:
- Организационный момент
- Проверка знаний
- Изучение нового материала
- Развитие, функции и роль корня в жизни растений
- Виды корней и типы корневых систем
- Лабораторная работа «Корневые системы»
- Видоизменения корней
- Закрепление изученного
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель входит в класс и здоровается с учащимися, мотивирует учащихся к работе на уроке, формирует дисциплину и настрой на урок.
Учитель организует фронтальный опрос по теме прошлого урока. Вопросы:
Ответы учащихся оцениваются.
1. Развитие, функции и роль корня в жизни растений Учитель: «На прошлом уроке вы получили общее представление об органах цветкового растения. На последующих уроках этой главы вам предстоит каждый орган изучить более подробнее. А начнем мы с органа, который начинает расти у растений первым. Вспомните свои наблюдения за прорастанием семян и скажите что это за орган?» Вопрос: почему это происходит? После ответов учащихся учитель сообщает тему урока: Строение корневой системы и записывает на доске. 3. Виды корней и типы корневых систем Объяснение учителя с демонстрацией таблиц и гербариев. Корень каждого растения образует корневую систему, которая состоит из трех видов корней: главный, боковой и придаточный. Объясняет, из каких органов они развиваются: Главный корень самый крупный из остальных, развивается из зачаточного корешка у зародыша. Боковые корни развиваются на главном, могут тоже ветвиться, образуя вторые и последующие порядки боковых корней. Придаточные корни образуются не на главном и не на боковых корнях. Они образуются на стеблях и листьях. Ребята, откройте учебник посмотрите внимательно на рисунок «Типы корневых систем» и ответьте на вопрос: как называются два типа корневых систем и чем они отличаются друг от друга? Учитель, обобщая ответы, сообщает, что в стержневой системе преобладает рост главного корня, эта корневая система свойственна двудольным растениям и состоит из главного, боковых и придаточных корней. Мочковатая корневая система свойственна однодольным и состоит из придаточных корней, а рост главного корня прекращается на ранних этапах развития растения. 3. Лабораторная работа Сейчас, запишите в тетради тему лабораторной работы «Корневые системы». Вы должны будете самостоятельно поработать с инструктивной карточкой (раздает по одной карточке на парту) и объектами, которые лежат у вас на партах. Записать цель работы: определить типы корневых систем и возможность их формирования при размножении и выращивании культурных растений; оборудование, выполнить задания в карточке и подготовиться к устному отчету о проделанной работе. После окончания работы учитель заслушивает устный отчет о работе и комментирует ответы учащихся 4. Видоизменения корней, их значение в жизни растений. (Объяснение учителя с элементами беседы). Ребята, вспомните всем вам известную морковку, похож ли корень моркови на те корни, с которыми вы сейчас работали? Верно. В процессе приспособления к условиям существования корни некоторых растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции. У моркови, свеклы, редьки, редиса корни называются корнеплоды, а у георгина, чистяка – корневые клубни. Корнеплоды образуются как из главного корня, так и из нижних участков стебля. Корневые клубни на боковых и придаточных корнях. В этих частях накапливается большой запас органических веществ. У монстеры, ивы ломкой – корни стали выполнять дыхательную функцию и их называют дыхательными или воздушными корнями. Посмотрите на рисунок учебника и найдите видоизмененные корни, какие функции они выполняют? Учитель дает задание на дом: изучить внутреннее строение корнеплода моркови (продольный и поперечный срез) определить наличие коры, луба, камбия, древесины и сердцевины в корнеплоде. Ответить на вопросы: какой слой наиболее развит? Как вы думаете почему? Нарисуйте поперечный срез корнеплода и укажите его строение. Рисунок выполните на 1/3 части листа, подписывается снизу. IV. Закрепление материала. Вставьте пропущенные слова в тексте: Корень в жизни растения выполняет следующие функции: удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами и …. Совокупность всех корней растения называют … У растений 3 вида корней – это главный, боковой и … Главный корень развивается из … На корнях и стебле растения развиваются … корни. Корни растений образуют два типа корневых систем: стержневая и … Мочковатая корневая система состоит из придаточных корней, а стержневая из …, …. и ….существуют следующие изменения корней … По окончанию урока учитель ставит оценки наиболее отличившимся ученикам. | Учащиеся приветствуют учителя и садятся за парты. Отвечают:
Учащиеся на основе собственных наблюдений сообщают, что первым начинает расти корень растения. (Учащиеся получили задание прорастить семена фасоли на предыдущих уроках) Отвечают: это связано с важной ролью корня в жизни растений: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами и откладывает питательные вещества. Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока. Внимательно слушают объяснение учителя. Открывают учебник, находят рисунок и отвечают на вопрос учителя. Слушают Учащиеся слушают инструктаж к лабораторной работе, знакомятся с инструктивной картой и начинают работать. Учащиеся дают учителю устный отчет о работе и несколько учеников сразу оцениваются. Отвечают. Слушают. Находят видоизмененные корни – прицепки плюща и корни – подпорки деревьев мангровых лесов и называют их функции. Внимательно слушают и записывают домашнее задание в дневник. Говорят учителю пропущенные в тексте слова. |
Лабораторная работа.
- Тема: корневые системы.
- Тип работы по содержанию: морфологическая.
- Место на уроке: изучение нового материала.
- Цель: определить типы корневых систем и возможность их формирования при размножении и выращивании культурных растений.
- Умения:
- Практические: работать с натуральными объектами
- Интеллектуальные: распознавать типы корневых систем, логически размышлять
- Общеучебные: уметь работать с рисунками, таблицами
Знания:
- типы корневых систем
- формирование корней при вегетативном размножении
- агротехнические приемы, повышающие урожайность растений
- Форма проведения: индивидуальная
- Степень самостоятельности: репродуктивная
- Инструктивная карта
Название: Корневые системы
Цель: определить типы корневых систем и возможность их формирования при размножении и выращивании культурных растений.
Оборудование: Гербарный материал: пшеница, фасоль; луковицы с корнями, окоренившиеся черенки пеларгонии, тополя, смородины.
Ход работы:
- Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли (таблицы, рисунки, гербарный материал, проростки семян). Из каких корней они состоят? (главный, боковой, придаточные.)
- Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте и надпишите ее части.
- Как называется корневая система фасоли? Зарисуйте и надпишите ее части.
- Из чего развивается главный корень. Откуда растут придаточные и боковые корни?
- Какой зоной корень всасывает воду и минеральные вещества из почвы? С помощью какого участка корень растет в длину? Что защищает кончик корня? (воспользуйтесь текстом учебника).
- Как вы думаете, для чего сначала прищипывают (пикируют) главный корень у рассады овощных культур, а затем окучивают их побеги? Как эти агротехнические приемы влияют на урожайность растений? (и рисунками учебника о строении корня)
- Какие корни развиваются у лука и черенков растений?
Требования к оформлению:
- Ответить устно на все вопросы;
- Зарисовать корневые системы фасоли и пшеницы;
- записать название, цель, оборудование работы;
- сделать вывод,
8. Задания к работе: подготовить устный отчет о работе.
9. Оформление: записать название, цель, оборудование работы; зарисовать рисунки и подписать их части; сделать вывод лабораторной работы.
10. Оценка: 12-15 тетрадей на проверку, 4-5 оценки за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Сравнительная характеристика развития корневой системы, стеблей пшеницы, и размножение инфузории туфельки в воздушном пространстве пластикового и деревянного окон.
В презентации отражены все этапы исследования с фото и выводами....
Презентация "Строение корня. Корневые системы"
Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Корень. Строения корня" биология 6 класс....
"Строение корневой системы"
Конспект и анализ урока в 6 классе по программе В.В. Пасечника....
Лабораторная работа "Строение корневых систем"
Лабораторная работа по теме "Корневые системы" 6 класс...
Конспект открытого урока "Строение корневой системы"
Конспект прилагается...
Контрольная работа по биологии 6 класс по теме " Клеточное строение. Корневое и воздушное питание
Данная контрольная работа по темам " Клеточное стороение ", " Типы питания растительного организма: корневое и воздушное"...