"Строение корневой системы"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Фёдорова Екатерина Николаевна

Конспект и анализ урока в 6 классе по программе В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_kornevoy_sistemy.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для 6-го класса по теме: «Строение корневой системы»

Тема: Строение корневой системы.

Цель: Сформировать понятия о развитии корня, его строении и типах корневых систем.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка;
  2. Выяснить значение корня;
  3. Дать знания о видах корней;
  4. Изучить особенности строения корневых систем;
  5. Ознакомить с видоизменениями корней.

Развивающие:

  1. Развить умения и навыки по определению и распознанию корневых систем
  2. Продолжить формировать умения по работе с натуральными объектами, текстом и рисунками учебника

Воспитательные:

  1. Научить применять полученные знания о корне на практике: в сельском хозяйстве по агротехническим приемам возделывания растений и по уходу за комнатными растениями.

Тип урока:

  1. По содержанию – морфологический;
  2. По дидактической цели – изучение нового материала;
  3. По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

Методы:

 Словесные: беседа, объяснение с элементами беседы, объяснение.

 Наглядные: демонстрация натуральных объектов, рисунков, таблиц.

 Практические: работа с натуральной наглядностью, рисунками учебника, частично – поисковый.

Средства:

Натуральные объекты: проростки семян, луковицы с корнями, окоренившиеся черенки комнатных растений, деревьев (тополь, ива) и кустарников (смородина), гербарии «Типы корневых систем»

Знаковые: таблицы: «Органы растения», «Строения корня», рисунки учебника к главе «Органы цветкового растения».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Изучение нового материала
  1. Развитие, функции и роль корня в жизни растений
  2. Виды корней и типы корневых систем
  3. Лабораторная работа «Корневые системы»
  4. Видоизменения корней
  1. Закрепление изученного

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Учитель входит в класс и здоровается с учащимися, мотивирует учащихся к работе на уроке, формирует дисциплину и настрой на урок.

  1. Проверка знаний

Учитель организует фронтальный опрос по теме прошлого урока.

Вопросы:

  1. Что называется органом?
  2. Какие органы имеет цветковое растение?
  3. Какие органы называются вегетативными?
  4. Какие органы называются репродуктивными?
  5. Назовите главную функцию листьев
  6. Какую роль выполняет стебель?
  7. Назовите функцию почек.

Ответы учащихся оцениваются.






  1. Изучение новой темы

 1. Развитие, функции и роль корня в жизни растений

Учитель: «На прошлом уроке вы получили общее представление об органах цветкового растения. На последующих уроках этой главы вам предстоит каждый орган изучить более подробнее. А начнем мы с органа, который начинает расти у растений первым. Вспомните свои наблюдения за прорастанием семян и скажите что это за орган?»

Вопрос: почему это происходит?






После ответов учащихся учитель сообщает тему урока: Строение корневой системы и записывает на доске.

3.   Виды корней и типы корневых систем

    Объяснение учителя с демонстрацией таблиц и гербариев.

Корень каждого растения образует корневую систему, которая состоит из трех видов корней: главный, боковой и придаточный.

Объясняет, из каких органов они развиваются:

Главный корень самый крупный из остальных, развивается из зачаточного корешка у зародыша.

Боковые корни развиваются на главном, могут тоже ветвиться, образуя вторые и последующие порядки боковых корней.

Придаточные корни образуются не на главном и не на боковых корнях. Они образуются на стеблях и листьях.

 Ребята, откройте учебник на стр. 39 посмотрите внимательно на рисунок «Типы корневых систем» и ответьте на вопрос: как называются два типа корневых систем и чем они отличаются друг от друга?

Учитель, обобщая ответы, сообщает, что в стержневой системе преобладает рост главного корня, эта корневая система свойственна двудольным растениям и состоит из главного, боковых и придаточных корней. Мочковатая корневая система свойственна однодольным и состоит из придаточных корней, а рост главного корня прекращается на ранних этапах развития растения.

3. Лабораторная работа

Сейчас, запишите в тетради тему лабораторной работы «Корневые системы». Вы должны будете самостоятельно поработать с инструктивной карточкой (раздает по одной карточке на парту) и объектами, которые лежат у вас на партах. Записать цель работы: определить типы корневых систем и возможность их формирования при размножении и выращивании культурных растений; оборудование, выполнить задания в карточке и подготовиться к устному отчету о проделанной работе.


После окончания работы учитель заслушивает устный отчет о работе и комментирует ответы учащихся

4. Видоизменения корней, их значение в жизни растений. (Объяснение учителя с элементами беседы).

Ребята, вспомните всем вам известную морковку, похож ли корень моркови на те корни, с которыми вы сейчас работали?

Верно. В процессе приспособления к условиям существования корни некоторых растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции. У моркови, свеклы, редьки, редиса корни называются корнеплоды, а у  георгина, чистяка – корневые клубни. Корнеплоды образуются как из главного корня, так и из нижних участков стебля. Корневые клубни на боковых и придаточных корнях. В этих частях накапливается большой запас органических веществ.  У монстеры, ивы ломкой – корни стали выполнять дыхательную функцию и их называют дыхательными или воздушными корнями.

Посмотрите на рисунок учебника на стр. 39 и найдите видоизмененные корни, какие функции они выполняют?

Учитель дает задание на дом: изучить внутреннее строение корнеплода моркови (продольный и поперечный срез) по рис. учебника на стр. 42. определить наличие коры, луба, камбия, древесины и сердцевины в корнеплоде. Ответить на вопросы: какой слой наиболее развит? Как вы думаете почему? Нарисуйте поперечный срез корнеплода и укажите его строение. Рисунок выполните на 1/3 части листа, подписывается снизу.

IV. Закрепление материала.

Вставьте пропущенные слова в тексте:

Корень в жизни растения выполняет следующие функции: удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами и …. Совокупность всех корней растения называют … У растений 3 вида корней – это главный, боковой и … Главный корень развивается из … На корнях и стебле растения развиваются … корни. Корни растений образуют два типа корневых систем: стержневая и … Мочковатая корневая система состоит из придаточных корней, а стержневая из …, …. и ….существуют следующие изменения корней …

По окончанию урока учитель ставит оценки наиболее отличившимся ученикам.



Учащиеся приветствуют учителя и садятся за парты.







Отвечают:




  1. Орган – это часть тела, выполняющая определенные функции
  2. Органами цветкового растения являются: корень, побег, цветок и плод с семенами
  3. Вегетативными называются растительные органы – корень и побег
  4. Репродуктивными являются органы размножения растений – цветки и плоды с семенами
  5. Функция листьев – фотосинтез
  6. Стебель является опорой для всех частей растения, связывает их между собой
  7. Из почек развивается новый побег













Учащиеся на основе собственных наблюдений сообщают, что первым начинает расти корень растения. (Учащиеся получили задание прорастить семена фасоли на предыдущих уроках)

Отвечают: это связано с важной ролью корня в жизни растений: корень удерживает растение в почве, всасывает воду с минеральными веществами и откладывает питательные вещества.

Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока.









Внимательно слушают объяснение учителя.













Открывают учебник, находят рисунок и отвечают на вопрос учителя.







Слушают


















Учащиеся слушают инструктаж к лабораторной работе, знакомятся с инструктивной картой и начинают работать.













Учащиеся дают учителю устный отчет о работе и несколько учеников сразу оцениваются.





Отвечают.






Слушают.



























Находят видоизмененные корни – прицепки плюща и корни – подпорки деревьев мангровых лесов и называют их функции.


Внимательно слушают и записывают домашнее задание в дневник.












Говорят учителю пропущенные в тексте слова.


Лабораторная работа.

  1. Тема: корневые системы.
  2. Тип работы по содержанию: морфологическая.
  3. Место на уроке: изучение нового материала.
  4. Цель: определить типы корневых систем и возможность их формирования при размножении и выращивании культурных растений.
  5. Умения:
  1. Практические: работать с натуральными объектами
  2. Интеллектуальные: распознавать типы корневых систем, логически размышлять
  3. Общеучебные: уметь работать с рисунками, таблицами

          Знания:

  1. типы корневых систем
  2. формирование корней при вегетативном размножении
  3. агротехнические приемы, повышающие урожайность растений
  1. Форма проведения: индивидуальная
  2. Степень самостоятельности: репродуктивная
  3. Инструктивная карта

Название: Корневые системы

 Цель: определить типы корневых систем и возможность их формирования при размножении и выращивании культурных растений.

Оборудование: Гербарный материал: пшеница, фасоль; луковицы с корнями, окоренившиеся черенки пеларгонии, тополя, смородины.

Ход работы:

  1. Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли (таблицы, рисунки, гербарный материал, проростки семян). Из каких корней они состоят? (главный, боковой, придаточные.)
  2. Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте и надпишите ее части.
  3. Как  называется корневая система фасоли? Зарисуйте и надпишите ее части.
  4. Из чего развивается главный корень. Откуда растут придаточные и боковые корни?
  5. Какой зоной корень всасывает воду и минеральные вещества из почвы? С помощью какого участка корень растет в длину? Что защищает кончик корня? (воспользуйтесь текстом учебника).
  6. Как вы думаете, для чего сначала прищипывают (пикируют) главный корень у рассады овощных культур, а затем окучивают их побеги? Как эти агротехнические приемы влияют на урожайность растений? (и рисунками учебника о строении корня)
  7. Какие корни развиваются у лука и черенков растений?

                Требования к оформлению:

  1. Ответить устно на все вопросы;
  2. Зарисовать корневые системы фасоли и пшеницы;
  3. записать название, цель, оборудование работы;
  4. сделать вывод,

      8. Задания к работе: подготовить устный отчет о работе.

      9. Оформление: записать название, цель, оборудование работы; зарисовать рисунки и подписать их части; сделать вывод лабораторной работы.

     10. Оценка: 12-15 тетрадей на проверку, 4-5 оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Строение корня. Корневые системы"

Данную презентацию можно использовать при изучении темы "Корень. Строения корня" биология 6 класс....

Лабораторная работа "Строение корневых систем"

Лабораторная работа по теме "Корневые системы" 6 класс...

строение корневой системы

строение корневой системы...

Контрольная работа по биологии 6 класс по теме " Клеточное строение. Корневое и воздушное питание

Данная контрольная работа по темам " Клеточное стороение ", " Типы питания растительного организма: корневое и воздушное"...