Обобщающий урок по теме "Птицы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Читалова Татьяна Николаевна

Занимательный урок  по теме "Птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obob_ptitsy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

  Занимательно-обобщающий урок по теме  «Класс Птицы»

   Цель: Проконтролировать знания учащихся по многообразию птиц.

                                            Задачи урока:

Обучающие:  продолжить формирование знаний по систематике, внешнему и внутреннему строению, образу жизни птиц.

Развивающие: развивать способности к анализу и систематизации полученных знаний, стимулировать развитие познавательного интереса у  каждого учащегося.

Воспитательные: дальнейшее повышение интереса к биологии как к предмету, выработка бережного отношения ко всему живому, взаимоуважения к соперникам из других команд.

Тип урока: Игра-соревнование.

Оборудование: компьютер,  диск  «Птицы России»

                                        Ход урока.

     I. Орг.момент.  Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня на уроке мы обобщаем изученную тему «Класс Птицы» .Моей задачей является увидеть то, как вы усвоили данную тему, хорошо ли вы знаете названия птиц, их отличительные признаки и отряды, к которым они относятся.

Урок пройдет в виде игры-соревнования. Вы разделены на команды. Каждой команде необходимо выбрать капитана. Капитан возглавит работу в группе и поможет мне в выставлении оценок.

      II. Название команд.

      Учитель:

А сейчас я сообщу вам название команды в виде загадки, которую вы должны разгадать. Если вы угадываете птицу, получаете 1 балл, а если еще называете  отряд, к которому эта птица относится, получаете дополнительный балл. Все баллы содержатся в знакомых уже вам цветных жетонах.

     Загадка первой команде:

Вам угадать мою загадку

Не надо многого труда:

Увижу птицу куропатку

Или бегущего зверька,

Бросаюсь я на жертву сверху,

И бью ударами когтей.

Ей повреждаю позвоночник,

Затем съедаю поскорей.

(Сокол. Отряд «Дневные хищные птицы»

     Загадка второй команде:

Прекрасно плаваю, ныряю,

Но, к сожаленью, не летаю.

По льду и снегу я хожу,

И тело прямо я держу.

Для размноженья выхожу на лед,

Гнезда я своего не строю.

Откладываю одно  иль два яйца,

И их высиживаю стоя.

(Пингвин. Отряд «Пингвины»

    Загадка третьей команде:

Живу в пустынях и степях,

Летать я не умею.

Два пальца на моих ногах,

И утки я крупнее.

Своей ногой ударю так, что причиню раненье.

В четыре метра развиваю шаг,

И бег - мое спасенье.

(Страус. Отряд «Страусообразные»

   III.Разминка.

   Учитель:

Сначала я задам вопрос,

А ты затем над ним всерьез подумай

И одно из двух - да  или нет ответь нам вслух.

Коль ты находчив, то сполна поможет рифма, но она

Настолько  хитрая  у нас,

Что может с толку сбить подчас!

( Командам по очереди задаются вопросы, отвечают хором.)

   Итак, начинаем:

Дайте правильный ответ:

Страусы летают? (Нет. Нелетающая птица)

А вот пингвины иногда

Все-таки летают (Нет. Водоплавающая птица)

Гриф, орел и пустельга-

Хищные ночные птицы . (Нет. Охотятся только днем)

Тридцать штук яиц у цапли

Лежит на дне гнезда.

Скажите, так ли это?

Ну, конечно (Нет. 6-8 яиц)

Совы очень любят свет.

Здесь, конечно будет  (Нет. Охотятся только  ночью)

Аист- птица хоть куда,

Громким  пеньем  манит   (Нет.  Не  поет, издает звуки  щелканьем клюва)

Гриф летит, большой и сильный.

Перьев нет на голове.

В одежду жесткую  одет.

Это  так, скажите  (Да.  Жесткое оперение,  на голове нет перьев)

Жиром перья смажет гусь.

Нет, воды я не боюсь!

С гуся скатится вода,

Не намокнут перья  (Да. Смазку из копчиковой железы клювом разносит по всем перьям)

Лебедь- кликун - большая птица.

Гнезда строить  мастерица.

Перевернувшись вверх хвостом,

Корм достает со дна.

Рыбами, червями питается  он (Да. Именно так)

Вот красавцы казуары

Гуляют, образуя пары.

Птенцов ведет самец всегда.

Вы согласны с этим? (Да. Самец высиживает яйца и водит птенцов)

Белоспинный, белогрудый,

Не боится он простуды.

В шубку белую  одет.

Снегирем зовется. (Нет.  Окраска оперения  другая)

Вот зайчишка выбегает,

Орел степной его хватает.

И суслики, и мыши годятся на обед.

Может быть такое?

Ну, конечно  (Да. Именно так питается. Иногда - падалью)

IV.Защита названия команды.

Учитель:

Капитаны должны защитить название  команды, дав характеристику птицам (сокол, пингвин, страус). Лучший ответ оценивается в 5 баллов.

V. Задание. Установить систематическое положение птиц: Назвать вид, род, отряд, класс, тип: - 5 баллов.

Команде «Сокол»- Жаворонок полевой.

Команде «Пингвин»- Сычик  воробьинообразный.

Команде «Страус»- Лебедь малый

VI.Вопросы викторины  (командам задаются по очереди)

1.Почему птица в полете не задыхается?  (Двойное дыхание)

2.Какая птица глотает ежей вместе с колючками? (Филин)

3.Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология)

4.Крик  какой птицы напоминает кошачий? (Иволга)

5.Дышит ли птенец в яйце? (Да. Воздух поступает через поры в яйце)

6.Когда у воробья температура тела выше зимой или летом? (Одинаковая. Теплокровность)

7.Птица черная, похожа на ласточку. За лето она ловит столько насекомых, что, если сложить их в одну линию, она вытянулась бы на целый километр. Кто это? (Стриж)

8.Какая из птиц повисает зимой кверху ногами, вниз - спиной?  Почему?

(Синица.  Добывает насекомых с нижней части ветки дерева, верхняя часть покрыта снегом)

9.Почему козодой так называется, и оправдано ли это название?

(Не оправдано.  Козодой ловит насекомых над стадами коз.)

VII.Узнать птиц по голосу:

Филин, сова, чайка.

VIII. Расшифровать анаграмму. Назвать отряд, к которому принадлежит птица (2 балла).

Час+кот+ал (ласточка)

Кожа+ров+он (жаворонок)

Ет+ветер ( тетерев)

IХ.Угадай птицу.

Каждой команде учитель читает рассказ , учащиеся угадывают птицу.

1.В лесу иногда можно увидеть летящую птицу, у которой изо рта свисает что-то вроде веревки. Брюхо этой птицы беловатое, голова широкая с большими желтыми глазами. Добычу ловит на земле. Отрывает клювом голову и отбрасывает ее, затем заглатывает тело. Кто это?  (Орел змееяд. Питается змеями, в том числе и ядовитыми, но змея может быть длинной ,

 добычу птица  заглатывает, а то, что не умещается, свисает вроде веревки.)

2.Эти птицы средней и мелкой величины. У них короткие крылья, оперение мягкое, пышное. Полет их бесшумен. Имеют страшный облик: глаза неподвижные, но голова может поворачиваться на 270 градусов. Слух тонкий, в ночной темноте слышат шорох пробегающей по листве мыши, находясь на высоте более 100 метров. В народе этих птиц называют пернатыми кошками. Что это за птицы? (Совы)

3.Весна-ответственное время в жизни птиц. Многие из них активно принимаются строить гнезда. Но эта птица свободна от таких забот. Она не насиживает яиц, а кладет их в чужие гнезда. Обнаружив подходящее гнездышко, птица быстро откладывает яйцо на землю, а затем в клюве переносит в это гнездо, тут же выбрасывая одно или два яйца хозяйки. Выведшийся из чужого яйца птенец, выбрасывает из гнезда яйца или птенцов хозяйки и остается в гнезде только сам. Хозяева ничего не замечают и заботливо ухаживают за ненасытным приемышем, так жестоко расправившимся с их собственными детьми. О  какой  птице идет речь? (Кукушка)  Х. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: Составить презентации о птицах, фотографии птиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....