Технологическая карта урока по биологии для 6 класса "Внешнее строение листа"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Технологическая карта предназначена для учеников 6 класса, обучающихся по учебнику В. В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneshnee_stroenie_lista.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе
Тема: «Внешнее строение листа»
Цель урока: сформировать представление о внешнем строении листа, умение пользоваться гербарным материалом, углубить знания о признаках однодольных и двудольных растениях.
Задачи урока:
Предметные:
- сформировать у учащихся знания о внешнем строении листа. Продолжить работу с биологическими терминами.
- создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности по изучению особенностей строения различных видов листьев.
Метапредметные:
- выработать умения распознавать на натуральных объектах формы и виды листьев;
- продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.
Личностные:
- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым биологическим объектам
- сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о листовой пластинке.
Тип урока: комбинированный
Необходимое оборудование: учебник, инструктивная карточка, гербарий с различными листьями, проектор, лупа.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Мотивация учебной деятельности (2 мин) | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока Организационный момент Начинается урок, | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока . | Регулятивные: прогнозирование целеполагание, планирование. | ||||
Проверка домашнего задания (7 мин) | Проверяет усвоение предыдущего материала по теме «Побег и почки». Ребята перед вами тесты по теме прошлого урока. Для его выполнения вам дается 7 минут. Слайд 1 | Внимательно слушают, выполняют тестовый материал. Производят взаимопроверку по презентации. | Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем | ||||
Актуализация знаний, создание проблемной ситуации (3 мин) Постановка цели и задач урока (3 мин) | Использует прием работы с недостаточностью информации для подведения к определению объекта изучения на уроке. Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока. Предлагает прослушать музыкальный фрагмент с целью определения темы урока. - Внимательно прослушайте известный вам музыкальный фрагмент и определите тему урока. Открываем тетради, записываем дату и тему сегодняшнего урока «Внешнее строение листа» слайд 2 | Слушаю музыкальный фрагмент. Предлагают свои варианты формулировки темы урока. Озвучивают тему урока. Записывают дату и тему урока | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез. Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать и аргументировать свои мысли | ||||
Вместе с учениками определяет цель, задачи урока. Теперь определим цель урока и построим план его освоения. План урока 3. Жилкование слайд 3 | Формулируют и согласовывают цель и задачи урока Предлагают пути их достижения Составляют план работы на уроке | Регулятивные: целеполагание, планирование. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели. Логические: синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | |||||
Открытие новых знаний (20 мин) Физкультминутка (2 мин) Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону (3 мин) | Рассказывает, задает вопросы. Мы знаем, что корень – это якорь, насос, кладовая, а побег – это основа растения, ее опора. А какую работу выполняет лист. слайд 4 Чтобы проверить ваши ответы обратимся к учебнику стр. 32. Лист – это часть побега, который образует органические вещества (фотосинтез), участвует в газообмене и испаряет влагу. Как вы думаете все ли листья одинаковые? Посмотрите вокруг, найдите два одинаковых листа двух разных растений. Нашли? Нет, так как в мире не существует такого сходства. Листья разнообразные и по форме и по размерам. Самый крупный лист у пальмы рафии.слайд 5 Он достигает 20 м. Виктория регия – самое крупное водное растение. Его листья могут выдержат груз до 35 кг. А самые мелкие листья у плавучей ряски волффиа аррхиз – 0,5 – 1,2 мм. У кактуса же листья превратились в колючки. Это мы разберем на следующих уроках. Давайте разберем внешнее строение листовой пластинки на примере листа березы. Все листья растений имеют зеленую окраску. Это обусловлено с выполняемой функцией – фотосинтез. Лист состоит из двух частей – листовой пластинки и черешка. Слайд 6 Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. Такие листья называют черешковыми. Назовите примеры таких растений? А у других растений, например, пшеница, лен, алоэ, листья прикрепляются к стеблю основанием листья. Их называют сидячими. При основании листа часто развиваются выросты – прилистники. Перед вами гербарный материал. Найдите среди этих листьев сидячие и черешковые. Обратите внимание на край листа. Какие вы видите формы? Обратите внимание на гербарий клена, дуба, березы, яблони. Что вы можете о них сказать? Рассказывает о простых и сложных листьях. Слайд 7 Вы замечали, что весной листья теряют свою форму. От них остаются одни лишь пучки. Это жилки – проводящие пучки листа. По ним проходят питательные вещества. Внимательно рассмотрите гербарий. Как расположены жилки? Отличаются ли они друг от друга. Различают три типа жилкования листьев: параллельное, дуговое и сетчатое. Мы с вами познакомились еще с одним признаком одно- и двудольных растений. Двудольные растения имеют сетчатое жилкование, а однодольным характерно параллельное и дуговое. Но есть и исключения, подорожник дуговое, вороний глаз сетчатое. Слайд 8,9 | Отвечают на вопросы учителя, адекватно воспринимают информацию учителя. Ученики воспринимают информацию и записывают в тетрадях. Отвечают на поставленный вопрос. Смотрят презентацию, делают выводы. Приводят примеры черешковых растений. Зарисовывают в тетрадях формы листьев. Рассматривают гербарий, разбирают черешковые и сидячие листья. Называют формы листьев (цельный, зубчатый, пильчатый, городчатый). Сравнивают листья, делают выводы, аргументируют. Отвечают на вопрос. Приводят аргументы. Делают записи в тетрадях. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: прогнозирование, способность к волевому усилию. Познавательные: понимание и адекватная оценка процесса и результатов деятельности. Логическое: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи. | ||||
Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Слайд 10 | Отдыхают, развивают память и внимание. | Психо-физическая разгрузка | |||||
Организует работу в парах Организует взаимопроверку Контролирует проверку в парах Предлагает выполнить задание. Работа с гербарием. Заполнение таблицы стр. 36 | Выполняют работу в парах. Отвечают на вопросы по ходу работы. Корректируют ошибки друг друга. Заполняют таблицу в тетрадях. Проводят анализ и делают вывод. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение причинно-следственных связей; использование знаково- символических средств. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений. | |||||
Подведение итогов урока. Рефлексия. (5 мин) Домашнее задание (2 мин) | Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов. Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений. Ребята, давайте вернемся к цели урока. Как вы думаете мы достигли поставленную цель? Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Пригодятся ли вам эти знания в жизни? Теперь возьмите листочки и нарисуйте смайлики, показав уровень усвоения сегодняшней темы. | Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями урока). Отвечают на вопросы учителя. Высказываются, аргументируют свое мнение Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Рисуют смайлики, выражая уровень усвоения материала. | Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ; Регулятивные: оценка достижения планируемых результатов, коррекция. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | ||||
Организовывает обсуждение и запись домашнего задания Обращается к вопросам и заданиям после текста в учебнике. Поясняет, какие задания необходимо делать обязательно, а какие по желанию. &6, прочитать, сделать аппликации из листьев. Спасибо за урок. Желаю вам | Записывают домашнее задание Выставляют оценки за урок | Познавательные: работать с текстом учебника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по биологии 5 класс. "Строение клетки"
Технологическая карта урока построена с требованиями ФГОС....
Открытый урок по биологии тема "внешнее строение листа"
Презентация и конспект урока по биологии тема "Внешнее строение листа"...
Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс
Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС по теме: «Водоросли, их многообразие, строение, среда обита
Цель:расширить представление о многообразии живой природы. Формирование универсальных учебных действий....
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс
Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс Лабора...
Технологическая карта урока по биологии «Состав и строение костей» 8 класс.
Данный урок являлся изучением нового материала по теме «Состав и строение костей» и был направлен на совершенствование знаний по общему разделу «Опорно-двигат...
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»
Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...