Метапредметный урок "Строение клетки" 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Вдовина Алевтина Максимовна

Урок "Строение клетки" - изучение нового. Используется в 5 классе ФГОС. Урок проблемный, отрабатываются навыки работы с увеличительными приборами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_urok.docx492.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дуденевская школа»

Конкурс профессионального мастерства

  «Метапредметный урок»

Тема «Строение клетки» 5 класс

Выполнила

учитель биологии

Вдовина А.М.

с. Дуденево

2016

Пояснительная записка

Предмет биология

5 класс

Тема урока «Строение клетки»

Реализуемый учебно-методический комплекс:

Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс, учебник. В.В. Пасечник.- М. Дрофа,2015

Рабочая тетрадь В.В. Пасечник.- М. Дрофа, 2015

Тип урока:  Изучение нового материала («открытия»  нового знания)

Цель урока: Создание условий для активной познавательной деятельности при формировании навыков поиска  новых знаний по теме урока.(изучение строения клетки, выявление роли органоидов клетки)

Задачи урока:

  1. Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества, поиска  информации, навыков формирования и выражения своих мыслей, навыков планирования, самооценивания и оценивания.
  2. Обеспечить условия для развития логического мышления на основе развития памяти, внимания, познавательных умений.
  3. Продолжать формировать  элементарные навыки работы с увеличительными приборами.
  4. Создать условия для усвоения учащимися материала по теме урока
  5.  Пробуждать любознательность;

6. Воспитывать в учащихся вежливое, уважительное отношение друг к другу,  умение вместе обучаться.

Планируемые результаты

Предметные:

знать строение клетки,

рассмотреть части клетки и их роль,

пополнить словарный запас новыми биологическими терминами.

Метапредметные:

регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

 интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

развивать навыки самооценки и самоанализа.

коммуникативные: обсуждать в рабочей группе  информацию;

слушать товарища и  обосновывать свое мнение;

 выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать с учебником, с рисунками;

находить отличия;

использовать практические методы познания;

объяснять значения новых слов;

сравнивать и выделять признаки;

приобретать элементарные навыки работы с  увеличительными приборами.

Данный урок является вторым в разделе «Клеточное строение организмов» курса биологии в 5 классе. (Первый урок – «Устройство увеличительных приборов»).

На занятии использован системно - деятельностный подход, когда усвоение происходит только через собственную деятельность. Урок непосредственно связан с предыдущим уроком  данного раздела, так как опирается на знания учащихся о строении микроскопа и правилах работы с ним.

 Соблюдены основные принципы обучения: последовательность, доступность, наглядность, активность, научность.

 ИКТ технологии позволяют провести урок эмоционально, сделать его живым, интересным, способствуют устойчивости внимания на материале урока и активизации мыслительной деятельности учащихся.  Используются различные методы и формы организации урока в зависимости от его этапов. Учитель выступает в роли ведущего, организует фронтальную работу  и групповую, поисковую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала и реализует методы и формы урока. Чередование и смена видов деятельности обеспечивает поддержание работоспособности  и активности учащихся на уроке .

Данный урок является многоцелевым, поскольку позволяет решить комплекс задач.

Формы организации учебной деятельности:

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы обучения:

практический метод - лабораторная работа учащихся, самостоятельная работа с учебником, частично- поисковый.

Технологии:

проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, элементы технологии критического мышления и работы в сотрудничестве.

Способы оценки

Самопроверка, взаимопроверка

Материально- техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор,  микроскоп (1 на 2 учащихся), микропрепараты растительных клеток

Технологическая карта урока

Этап урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1Организационный.

1мин.

Личностные: формирование положительного эмоционального настроя на урок.

Приветствует  учащихся (мотивационный настрой на работу).

Нравственно-эстетическая ориентация:

Улыбнитесь друг другу ,как улыбается солнышко.

Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа, повторяйте за мной : Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.

Отвечают на приветствие учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку

2.Проверка знаний

3мин.

Предметные: умение отвечать на вопросы

Личностные : проявление интереса к изученному материалу; проявление личностных качества; выражение положительного отношения к учению

Регулятивные: умение анализировать эмоциональное состояние, оценивать уровень владения материалом

Познавательные: воспроизведение по памяти  информации, выделение общего и частного, установление причинно- следственные связи.

Коммуникативные :умение описывать объекты

 Организует проверку  знаний по пройденному материалу (о строении увеличительных приборов и о правилах работы с ними) по карточкам-заданиям разного уровня

Приложение 1

Выполняют задания на карточках.

Сверяются с ключом и в оценочный лист выставляют баллы.

3Актуализация знаний.

3мин.

 4.Создание проблемной ситуации  и целеполагание

2 мин

Личностные:

мотивация себя на деятельность; выражение своего отношения к изучаемой теме.

Регулятивные: постановка  и формулирование проблемы; прогнозирование результата; способность удерживать цель деятельности.

Познавательные: структурирование знаний; выявление особенностей; построение речевого высказывания

Организует диалог с учащимися по вопросам.

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Для чего и кто их применяет?

Что ранее узнали о клетках живых организмов?

( все живое на земле имеет клеточное строение, клетки имеют разные формы, разные размеры, выполняют разные роли в организме)

Молодцы!

Слайд

Учитель предлагает выполнить задание № 28 в рабочей тетради(«немой»  рисунок клетки и нужно подписать ее части)

Учитель проверяет выполненное задание

Что именно не знают?

Что для этого нужно?

Предлагает учащимся сформулировать проблему, используя вопросительные слова       ( как?, зачем?, почему?)

Какова же цель нашего урока?

Учитель читает  отрывок из  стихотворения.

Загляните на часок

В нашу клетку - теремок,

В цитоплазме там и тут

Органоиды живут.

Там такое происходит –

Цитоплазма  кругом ходит,

 Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Их не видел Левенгук,

Удивился б Роберт Гук

О чем говорится в стихотворении?

Так какова же тема сегодняшнего урока?

Учитель записывает проговоренную тему на доске «Строение клетки»

Слайд

Аналитики

Отвечают  на поставленные вопросы

- устройство увеличительных приборов,

- для рассмотрения мелких объектов, клеток

Учащиеся сообщают о клетках  (приводят примеры крупных и мелких клеток)

Каждый живой организм состоит из клеток

 ( исключение составляют вирусы)

Слушают учителя

Учащиеся приступают к выполнению.

???

Но не могут выполнить поднимают руки и высказывают, что они не знают этот материал. Вступают в диалог с учителем.

Отмечают, что не знают,  как  устроены клетки.

Знать из каких частей состоит клетка.

Формулируют проблему: Как устроена клетка?

Думают, спорят.   Ищут ответ и называют цель урока и формулируют  тему урока.

 Цель: изучить строение клетки и выявить значение частей  клетки

О строении клетки и о значении частей клетки.

Проговаривают тему урока и записывают в тетради

 5. Планирование

2мин

6.Усвоение новых знаний

17 мин

Личностные: различать понятия, проявлять личностные качества;умениесотрудничать, выражать положительное отношение к учению, готовность к воспроизведению научной картины мира.

Регулятивные:

целеполагание;

планирование путей достижения целей.

Познавательные:

выявление особенности строения  клетки; умение анализировать текст и преобразовывать один вид информации в другой; выделение общего  и частного; приобретение элементарных навыков работы  с увеличительными приборами

Коммуникативные:умение воспринимать текст, находить информацию и обмениваться с одноклассниками; строить монологическое высказывание; делать выводы;

участие в совместной деятельности.

Слайд Учитель демонстрирует слайд

Как  можно изучить строение клетки? Побуждает к поиску плана урока. Обсуждает с учащимися план урока. Определяют содержание и последовательность действий для решения поставленных задач.

Учитель предлагает самостоятельную работу «Подбери пару» в группах по инструкции.

Инструкция для первой группы

1)Прочитайте текст учебника на стр. 34-40

2) Заполните  таблицу

Части клетки

Функции

Заполняют учащиеся

Заполнено учителем

Инструкция для второй группы:

  1. Прочитайте текст учебника на стр.34-40
  2. Заполните таблицу

Части клетки

Функции

Заполнено учителем

Заполняют учащиеся

Приложение 2

Организует беседу и выявляет степень осознания  зафиксированного в таблице.

О каких частях клетки говориться в тексте?

Слайд

Открывает  слайд с заполненной таблицей

Физкультминутка-1мин

Приложение 3

Слайд (учитель показывает на слайде части  растительной клетки)

А теперь пришло время рассмотреть клетки с помощью увеличительных приборов на препаратах.

Организует лабораторную работу в группах. Предлагает выполнить задание  по инструкции для 1 группы на стр. 39  учебника ( рассмотреть клетки мякоти томата с помощью лупы).

 Предлагает рассмотреть готовый микропрепарат клетки кожицы лука для 2 группы

Задание

Найти оболочку, ядро, цитоплазму, вакуоль.

Зарисовать увиденные части клетки и подписать их.

Вспомним правила работы с увеличительными приборами и лабораторным оборудованием.

Учитель: Какие части клетки различают?

Предлагает рассмотреть строение  растительной клетки по рисунку 20 в учебнике с.35 и сравнить с увиденным на препарате

Учитель: Клетка – структурная единица живого

Вопрос: Для чего же необходимо знать строение клетки?

Сообщение учащегося об открытии клеток английским ученым Р. Гуком

Учащиеся слушают рассказ учащегося

Участвуют в обсуждении и предполагают последовательность  действий: изучить теоретический материал по учебнику,

проделать лабораторную работу и исследовать клетку.

Работают в  группах (класс делится на 2 группы) по инструкции.

Учащиеся внимательно изучают   текст учебника, анализируют его, выделяют главное, фиксируют свое открытие в  таблице «Подбери пару» (таблицы на партах).

Отчет групп . Учащиеся дополняют ответы друг друга

Называют части клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, пластиды)

Учащиеся обмениваются таблицами, сравнивают с таблицей слайда и оценивают работу групп

(в оценочный лист выставляют баллы)

Учащиеся называют их функции  по цепочке

Учащиеся внимательно слушают задание

Напоминают правила работы.

Учащиеся выполняют лабораторную работу, соблюдая правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

Исследуют клетку и находят части клетки на препаратах, сравнивают  с 19 рисунком учебника на с.35

Зарисовывают увиденные клетки,подписывают части клетки

Учащиеся рассматривают рисунок и  делают выводы о клеточном строении живых организмов, называют основные части клетки

Думают, выдвигают гипотезы, вступают в диалог с учителем. (для медицины, селекции и др.)

 7.Закрепление изученного материала

6мин

Личностные:умение выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать задания, справляться с ними; проявление личностных качеств.

Регулятивные:

умение самостоятельно контролировать свое время;

развитие навыков самооценки

Наблюдатель, организатор

Предлагает задания разного уровня

Задание  №1 «Проверь себя»

Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное тельце …………….. Окраска растений зависит от присутствия в них ………………… Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.  

Задание №2. «Моделируй» Моделирование клетки.

На столах у учащихся конверты с рисунками органоидов клетки, клей, лист чистой бумаги

Приложение 4

Организатор и консультант.

Сейчас вернемся к заданию в начале урока. И вспомним проблему.

Предлагается

Слайд «немой» рисунок «Определи части клетки»

Предлагает вспомнить цель урока.

Достигли цели?

Слайд

Учащиеся выполняют индивидуально задания и выступают в роли исполнителя

Вспоминают проблемный вопрос и выполняют на слайде и в рабочей тетради на печатной основе

Учащиеся по одному  выходят к доске показывают части клетки, называют их и характеризуют функции.

Остальные учащиеся внимательно слушают и дополняют.

Называют цель урока.

Достигли.

Подводят итог урока.

 7. Контроль.

3мин

Личностные: умение выражать собственные мысли, правильно понимать задания, справляться с ними.

Регулятивные:  контроль в форме сличения результата  с эталоном; удерживать цель деятельности, выполняя самоконтроль; оценка уровня выполнения задания.

Познавательные:  структурирование знаний; установление причинно- следственных  связей.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предлагает  тест

( находятся карточки с тестом  на столах у учащихся)

Выбери правильный ответ

  1. Органоид, который содержит клеточный сок: а) вакуоль, б) хлоропласт ,в) ядро
  2. Как называется часть клетки, которая отвечает  за наследственную информацию об организме:

а)ядро, б)цитоплазма в)оболочка.3.Сохраняет целостность клетки, придает  ей форму: а)цитоплазма,  б) оболочка,

         в) вакуоль

4. В хлоропластах находитсяпигмент- хлорофилл, придающий окраску:

            а) желтую

             б) зеленую

             в)бесцветную

Приложение 5

Для проверки слайд с ключом.Проверьте себя по ключу.

Учащиеся выполняют  тест

Обмениваются с соседом тестами, оценивают друг друга, используя ключ.

Выставляют баллы в оценочный лист.

8.Рефлексия.

4мин

Личностные:умение выражать собственные чувства и мысли; проявление интереса к теме;  личностные качества;  самооценка.

Регулятивные:оценка-выделение и осознание того, что усвоено  и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, анализ собственной работы.

Познавательные: выявление особенности своего состояния.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли

Предлагает вспомнить  тему и цель урока

Слайд.

Задания для учащихся:

Выскажите  мнение  о своей работе на уроке, используя следующие слова:

Я понял…

Я узнал…

Я научился…

Мне удалось…

Меня заинтересовало…

Мне понравилось…

Осталось непонятным…

Учитель-аналитик

Думающие.

Называют тему и цель урока, наиболее понравившиеся эпизоды урока.

Определяют степень своих достижений и выражают свое отношение к уроку

 9. Домашнее задание

3мин

Предметные: умение выполнять предложенные задания; делать осознанный выбор.

Личностные: продуктивно действовать, справляться с поставленной целью; проявлять интерес к учебной деятельности; готовность к воспроизведению научной картины мира.

Регулятивные:умение организовывать себя на определенную деятельность;

делать выбор.

Познавательные: поиск путей решения

Коммуникативные: изложение собственных мыслей

Инструктор.

Осуществляет инструктаж по выполнению домашнего задания

Задания для учащихся:

1.Прочитать и пересказать п.7

2.Выполнить упражнение в рабочей тетради упр. 27.

Творческий уровень

Вылепить из пластилина модель клетки с ее органоидами или сочинить сказку о клетке

Слушатели.

Фиксируют домашнее задание в дневнике

Используемая литература

  1. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Учебник М.: Дрофа, 2015г
  2. Рабочая тетрадь к учебнику
  3. ПетруленковВ.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы.- М.:ВАКО, 2015
  4. Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии – Волгоград: Учитель, 2015
  5. Попова Л.А. Открытые уроки:Природоведение. Биология 5-8 классы. - М.:ВАКО, 2010

Интернет-ресурсы

http: //school-collection.edu.ru единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы ( метапредметные результаты) 5 класс

в работе представлены задания для оценки уровня достижения метепредметных результатов...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 1 класс.Тема урока: «Музыка вокруг нас»....

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2 класс

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 2класс.Тема урока: «Симфоническая сказка Петя и Волк»...

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.Тема урока: «Праздников праздник, торжество из торжеств»....

Познавательные метапредметные умения. 5 класс "Понятие обыкновенной дроби"

Задания для текущего контроля сформированности познавательных метапредметных действий при изучении "Понятия обыкновенной дроби" 5 класс...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.

Содержание Цель, задачи разработки.Актуальность  изучения  требований  ФГОС  для  реализации  содержания  музыкального  образования  в  начальной...

Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 3 класс.

Содержание             1.    Цель, задачи разработки.            2.    Актуальность  изучения  ...