Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. 4 класс.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Содержание
- Цель, задачи разработки.
- Актуальность изучения требований ФГОС для реализации содержания музыкального образования в начальной школе.
- Результаты изучения учебного предмета «Музыка». Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.
- Сценарий урока в 4 классе. УУД.
- Выводы.
- Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_uud.docx | 30.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Методические разработки уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов.
УМК «Музыка» (авторы) Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина
Разработку урока выполнил: Левшин Александр Витальевич учитель музыки
ГБОУ Гимназия№1506
Москва
2015
Содержание
- Цель, задачи разработки.
- Актуальность изучения требований ФГОС для реализации содержания музыкального образования в начальной школе.
- Результаты изучения учебного предмета «Музыка». Личностные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.
- Сценарий урока в 4 классе. УУД.
- Выводы.
- Список литературы.
- Цель работы - разработать сценарии уроков по музыке с требованиями ФГОС.
Задачи работы - умение распределить УУД в уроке.
- В содержании Федеральных государственных стандартов общего образования «второго поколения», введение которых в практику образовательных учреждений началось с 2009г., необходимо подчеркнуть их направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в том числе и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Новые стандарты ориентированы на становление у школьников, начиная с начальной школы, «умения учиться».
Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
3. Личностные результаты.
-укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
-развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;
-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;
-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;
-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
4.Сценарий урока в 4 классе.
Урок № 6
День, полный событий
Тема урока: Сказочные образы Пушкина в музыке Римского-Корсакова. Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».
На этом уроке происходит обобщение знаний учащихся о сказочных образах в творчестве Пушкина. На разворотах Учебника «Что за прелесть эти сказки!» и «Три чуда» помещены репродукция палехской шкатулки «Сказки Пушкина», иллюстрация И. Билибина «Бочка по морю плывет…», тематические рисунки художника-оформителя. Ребята внимательно рассмотрят иллюстрацию И. Билибина и найдут на ней самого поэта, а также знакомых героев пушкинских сказок – сидящую на ветвях дерева Русалку, ученого Кота, могучих богатырей, волшебника Черномора, Бабу-ягу в ступе, Царя Салтана.
На стр.48 предлагается нотная запись фортепианной пьесы «Сказочка» (из цикла «Детская музыка») С. Прокофьева. Сыграв на фортепиано начало пьесы, учитель может предложить сравнить это звучание с зачином любой сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Скоро сказка сказывается, нескоро дело делается», «Жили-были дед и баба, и была у них…» и др. В музыке изображается неторопливое монотонное движение в аккомпанементе, имитирующее движение спиц или вязального крючка. Под эту музыку в воображении может возникнуть картина: няня поэта – Арина Родионовна словно собирается с мыслями, решая какую из сказок рассказать Александру Сергеевичу длинным вечером под завывание осеннего ветра или зимней вьюги.
В опере «Сказка о царе Салтане…» «великий музыкальный сказочник» Римский-Корсаков часто прибегает к созданию музыкальных картин звучанием симфонического оркестра. Вступление к одной из них – «Три чуда» – звучит как призыв слушателей к вниманию, своеобразным «зазывом» полюбоваться очередным чудом. Этот прием композитор заимствовал у народного театра. Учитель сыграет главную тему вступления на фортепиано и предложит школьникам, ориентируясь на фанфарный призывный характер интонаций, подобрать тембр соответствующих музыкальных инструментов. Наверняка, четвероклассники выберут тембр медного духового инструмента – трубы.
Перед прослушиванием симфонической картины «Три чуда» нужно напомнить учащимся, что ее действие происходит в сказочном городе Леденце. Поэтому после сигналов вступления музыка будет рисовать образ волшебного города (праздничный перезвон колоколов, фанфары городских глашатаев, сказочное звучание струнных с арфой и колокольчиками).
Пусть ребята вспомнят, о каких чудесах рассказывается в сказке Пушкина и попытаются самостоятельно, слушая музыку, определить последовательность их появления: белка, богатыри, Царевна-Лебедь.
Итак, «Белка» – первое чудо. Композитор использует здесь мелодию русской народной песни-пляски «Во саду ли, в огороде», которую повторяет несколько раз (вариации). Изложение темы Римский-Корсаков поручает флейте-пикколо («и с присвисточкой поет»), которой аккомпанируют другие деревянные со струнными, которые играют «щипком» (пиццикато – pizzicato), подражая звучанию русских народных инструментов (домрам, балалайкам). Сказочный оттенок придает и звучание тембров таких инструментов как челеста и ксилофон.
Второе чудо – выходящие из морских волн тридцать три богатыря, «с ними – дядька Черномор». Этот образ рисуется аккордовой маршевой темой медными духовыми инструментами на фоне нисходящих фигураций струнных и «свистящих» пассажей духовых.
Третье чудо – Царевна-Лебедь. Вначале звучит лишь причудливая тема Лебедь-птицы, а затем возникает песенная тема, которая «говорит» слушателям о чудесном превращении Лебеди в девушку-царевну. Нужно сказать четвероклассникам о том, что с образом доброй волшебницы Лебеди связана центральная идея оперы – торжество светлого начала над темными силами, победа добра над злом. Тему Царевны-Лебедя исполняют различные инструменты – деревянные духовы, арфа, скрипки. Завершается картина «Три чуда» стремительной и праздничной музыкой, в которой ребята смогут услышать уже знакомую им тему трубного сигнала.
Чтобы учащиеся лучше запомнили основные темы симфонической картины «Три чуда» рекомендуется разучить вокальные варианты тем «Белка» и «Царевна-Лебедь», а также «Колыбельную нянюшек». При разучивании следует обратить внимание поющих на различные варианты мелодии в «Белке», народность интонаций песенки, распевы в «Колыбельной», инструментальный («нечеловеческий», «волшебный») тип мелодии у «Царевны-Лебеди».
Заключительным этапом урока может стать работа с вопросами и творческими заданиями разворота Рабочей тетради «Сказка о рыбаке и рыбке» (стр. 14–15), а также исполнение современных песен о сказках – «Сказки гуляют по свету»
Е. Птичкина (слова М. Пляцковского), «Песня-спор» Г. Гладкова (слова В. Лугового) и др.
В процессе работы над оперой Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (симфоническая картина «Три чуда»)
У ребят формируются:
Личностные УУД:
1.Осознание жизненного смысла музыкальных образов.
2.Освоение и осознание вечных тем искусства (добро и зло, любовь и ненависть).
3.Реализация творческого потенциала через коллективное интонирование.
4.Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
Познавательные УУД:
1.Умение строить речевое высказывание в устной форме: размышления о музыке в форме диалога с учителем.
2.Рефлексия способов и условий действия (индивидуальная оценка восприятия музыкального произведения)
3.Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
4.Анализ музыкального сочинения.
Регулятивные УУД:
1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно (опора на имеющийся жизненный и музыкальный опыт).
Коммуникативные УУД:
1.Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2.Умение анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.
Какие УУД формируются в процессе работы над песнями «Сказки гуляют по свету», «Песня- спор» можно посмотреть в сценарии урока 3 класса. (См. сценарий урока по теме: «Руслан и Людмила». Образы Фарлафа, Наины. Увертюра).
5. Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ним навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, т.е. умение учиться, включая организацию этого процесса. УУД выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД. В результате написания проекта мне удалось разработать сценарии уроков по музыки с требованиями ФГОС и распределить УУД в уроке.
6.Список литературы.
1.Асмолова А.Г «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» М; 2011 г.
2. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. Программы общеобразовательных учреждений 1-7 классы» М; 2010 г.
3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка: 1-4 класс: методическое пособие» М; 2006 г.
4. Критская Е.Д, Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка: Учебник для учащихся 1, 2, 3, 4 классов начальной школы» М; 2010 г.
5. Мошнина Р.Ш.; Батырева С.Г., Хиленко Т.П., Шевелева Н.Н., Яковлев Д.Е. «Подготовка образовательных учреждений к введению ФГОС в начальной школе» М; 2011 г.
6.Сергеева Г.П. «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие» М; 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по улучшению результатов тренировочных занятий.
Успехи в спорте невозможны без регулярных тренировок. Приступая к тренировкам, очень важно установить для себя четкие цели. Чего Вы хотите достичь - похудеть, улучшить фигуру и здоровье, увеличить мыш...
Методическая разработка "Методики и результаты исследовательской работы на примере прохождения горной не категорированной маршрутной экспедиции в районе Горного Алтая".
Совершение маршрутной туристско-краеведческой экспедиции в Горный Алтай (природный парк «Белуха»), изучение истории развития и освоения района, особенностей рельефа, растительного и животн...
Методические рекомендации для оформления результатов деятельности педагога дополнительного образования по гражданско-патриотическому направлению в объединении.
Методические материалы разработаны в помощь педагогу дополнительного образования с целью представления информации о проделанной работе и анализа ее результативности в сфере гражданско-патриотического ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «Проектирование образовательных результатов профильных направлений обучения в старшей школе в свете внедрения ФГОС среднего общего образования»
В материалах описаны подходы к организации обучения в 10-11 классах в условиях введения ФГОС ССО; представлен опыт работы образовательной организации по организации сетевого обучения....
Диагностика учебных результатов класса
Диагностика учебных результатов класса...
Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика»
Организационно-методические условия формирования личностных результатов обучающихся средствами предметной области «Математика»...
Методическая конференция :"Связь воспитательных результатов с используемыми современными образовательными технологиями"
Обмен опытом: использование современных образовательных технологий в воспитательном процессе: здоровьесберегающая технология....