Рабочая программа по биологии 6 класс 2016-2017
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
методическая разработка к учебнику Понамарева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 6 класс 2016-2017 | 46.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса биологии 6 класс разработана на основе нормативных документов:1.Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ ред. От 23.07.2013 об образовании в Российской Федерации. 2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 .Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования ред. Пр.1644 от 29.12.2014, приказ №1577 от 31.12.2015.№. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010. Образовательная программа составленана основе программы авторского коллектива под руководством И.Н.Пономаревой в соответствии с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и наукиРоссийской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко"Биология 6 класс" /М., "Вентана-Граф", 2014г./и рассчитана на 35 часа, 1 час в неделю. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Планируемые результаты освоения курса
По окончанию 6 класса обучающийся научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Содержание учебного курса
Наука о растениях - ботаника ( 4ч.)
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».
Органы цветковых растений. ( 8ч.)
Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.
Лабораторная работа№ 1. «Изучение строения семени двудольных растений».
Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».
Лабораторная работа№ 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».
Лабораторная работа№ 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Основные процессы жизнедеятельности растений.( 7ч.)
Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира.( 10 ч.)
Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные.Историческое развитие растительного мира на Земле.
Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».
Природные сообщества. (5 ч.)
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.
Экскурсия « Весенние явления в жизни экосистемы ».
тематическое планирование
№ уч. нед. | Последовательность уроков в теме(1 цифра-урок в году, 2 цифра – урок в разделе) | Планируемые результаты | Основные виды деятельности учащихся | дата | |
Предметные | Метапредметные | ||||
Раздел 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч.) | |||||
1 | 1(1).Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | знать: формы растений, значение растений, основные органы растений уметь: давать определения ботаника , находить органы у растения, определять их функцию | — составлять план текста; — владеть таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; — получать биологическую информацию из различных источников; — определять отношения объекта с другими объектами; — определять существенные признаки объекта. | Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботанике. Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком. | |
2 | 2(2).Многообразие жизненных форм растений. | знать: основные экологические факторы и их влияние на растения уметь: определять растения разных экологических зон | Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания. | ||
3 | 3(3).Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | знать: строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки. уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;работать с лупой и микроскопом;готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Находить отличительные признаки растительной клетки. | ||
4 | 4(4).Ткани растений. | знать: характерные признаки различных растительных тканей уметь: распознавать различные виды тканей. | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы; Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани. | |
Раздел 2. Органы растений (8 ч) | |||||
5 | 5(1).Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 " Строение семени фасоли". | знать: части корня, их функции уметь: находить их, называть и объяснять их значение | Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | |
6 | 6(2).Условия прорастания семян | знать: роль воды и воздуха в прорастании семян; значение запасных питательных веществ. уметь: объяснять зависимость прорастания семян | Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур. | |
7 | 7(3).Корень, его строение и значение. Лабораторная работа №2 "Строение корня проростка". | знать: части корня, их функции уметь: находить их, называть и объяснять их значение | Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. | |
8 | 8(4).Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа №3 "Строение вегетативных и генеративных почек" | знать: части побега, их строение и функции уметь: находить их, называть и объяснять их значение | Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | |
9 | 9(5).Лист, его строение и значение. | знать: части листа, типы листьев уметь: показывать их, называть | Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием. | |
10 | 10(6).Стебель , его строение и значение. Лабораторная работа №4 "Внешнее строение корневища, клубня и луковицы" | знать: части стебля, их строение и функции уметь: находить их, называть и объяснять их значение | Фиксировать результаты исследований. | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев у растений. | |
11 | 11(7).Цветок, его строение и значение. | знать: части цветка, их строение и функции уметь: находить их, называть и объяснять их значение, распознавать генеративные и вегетативные части цветка | Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | |
12 | 12(8).Плод. Разнообразие и значение плодов. | знать: части плода, их строение и функции, типы плодов уметь: называть и объяснять их значение | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления. | |
Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч) | |||||
13 | 13(1).Минеральное питание растений и значение воды. | знать: особенности корневого питания, элементы, необходимые растению, пути продвижения веществ внутри растения уметь: объяснять действие элементов питания на растение | Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп. | |
14 | 14(2).Воздушное питание растений - фотосинтез. | знать: этапы фотосинтеза, вещества и условия, необходимые для этого процесса уметь: давать определение фотосинтеза, объяснять значение фотосинтеза | Обосновывать космическую роль зеленых растений | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете. | |
15 (декабрь) | 15(3).Дыхание и обмен веществ у растений. | знать: отличия фотосинтеза и дыхания уметь: объяснять суть дыхания и его значение | Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни | Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни. | |
16 | 16(4).Контрольная работа № 1 | знать: пройденный материал за первое полугодие. | Систематизировать и обобщать материал | Обобщать и систематизировать знания за полугодие. Отвечать на итоговые вопросы тем. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала. | |
17 | 17(5).Размножение и оплодотворение растений. | знать: способы бесполого и полового размножения уметь: приводить примеры, сравнивать половое и бесполое размножение у растений | Доказывать обоснованность определения "двойное оплодотворение" применительно к цветковым растениям | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия. | |
18 | 18(6).Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа №5 " Черенкование комнатных растений" | знать: типы размножения, их отличия и значение, термины и их значение уметь: объяснять этапы полового размножения растений, значение вегетативного размножения, отличать половое и вегетативное размножение | Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | |
19 | 19(7).Рост и развитие растений. | знать: этапы развития растения, условия прорастания семян уметь: объяснять причины периодичности роста растений | Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения,роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развитиярастений от условий среды. | |
Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч) | |||||
20 | 20(1). Систематика растений, ее значение для ботаники. | знать: таксоны растений, последовательность соподчинения таксонов, семейства и признаки семейств уметь: располагать их по порядку, объяснять смысл классификации растений, распределять семейства по классам и семействам | Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии. | |
21 | 21(2).Водоросли, их многообразие в природе. | знать: строение водорослей, типы их размножения, их значение, понятие Цикл развития уметь: распознавать части водорослей и объяснять их функции, перечислять этапы их развития | Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком. | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и для человека. | |
22 | 22(3).Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | знать: строение мхов, типы их размножения, их значение, понятие Цикл развития уметь: распознавать части мхов и папоротников и объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп | Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений». | Сравнивать представителей различных группрастений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных нарисунках, гербарных материалах, живых объектах. Характеризовать признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Объяснять процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | |
23 | 23(4).Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | знать: строение и размножение папоротников ,плаунов, хвощей уметь: объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп | Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека | Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных в природе и необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе. | |
24 | 24(5).Отдел голосеменные. Общая характеристика и значение. | знать: строение голосеменных, их размножение, их значение уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять прогрессивность данных групп | Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека. | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества. Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России. | |
25 | 25(6).Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | знать: строение покрытосеменных, их размножение, их значение уметь: распознавать части, объяснять их функции, перечислять этапы их развития, объяснять причины господства на планете | Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений. | |
26 | 26(7).Семейства класса Двудольные. | знать: основные признаки класса, отличительные признаки семейств уметь: распознавать представителей семейств. | Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры. | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека. | |
27 | 27(8).Семейства класса Однодольные | знать: основные признаки класса, отличительные признаки семейств уметь: распознавать представителей семейств. | Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений | Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов. | |
28 | 28(9).Историческое развитие растительного мира. | знать: этапы развития растений, особенности разных групп растений, причины эволюции уметь: давать определение эволюции, естественного отбора, борьбы за существование, объяснять причины возникновения приспособлений у растений | Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов. | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений. | |
29 | 29(10).Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. | знать: группы культурных растений, центры их возникновения уметь: давать определение селекции и сорта, объяснять суть искусственного отбора, его отличие от естественного | История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового (картофель, томат, тыква) Света. История и центры их появления. Значение растений в жизни человека. | Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Объяснять способы расселения растений по земному шару. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. Называть родину наиболее распространённых культурных растений (пшеницы, ржи, картофеля, капусты, тыквы, томата, банана и др.). Объяснять причины вхождения картофеля в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России. Называть причины широкого использования человеком злаковых растений — пшеницы, ржи и ячменя. Характеризовать значение растений в жизни человека. | |
Раздел 5.Природные сообщества(5 ч) | |||||
30 | 30(1).Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме. | знать: части биогеоценоза, их функции, основные биотопы планеты уметь: давать определения биогеоценоза, экосистемы, распределять растения по биотопам и объяснять их приспособленность к условиям местообитаний | Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах. | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России. | |
31 | 31(2).Экскурсия | знать: растения на изучаемой территории, уметь: систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. | «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». | Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. | |
32 | 32(3).Совместная жизнь организмов в природном сообществе. | знать: особенности расположения растений в лесных сообществах, экологические группы растений, отличия агроценоза уметь: объяснять причины ярусности, развития экосистем | Ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ. | Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре: приводить примеры взаимодействия живых организмов при совместном обитании в природном сообществе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции. | |
33 | 33(4).Смена природных сообществ и ее причины. | знать: причины смены природных сообществ уметь: объяснять причины неустойчивости агроценозов и природных сообществ | Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ. | Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутреннимипричинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережногоотношения к природным сообществам. | |
34 35 | 34(5).Итоговый контроль знаний по курсу 6 класса. Итоговое обобщение | Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 6 класса. Выявление уровня сформированностиосновных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето. | Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем. Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа для 5 класса история на 2016-2017 уч год...
Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа химия 9 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа математика 1 класс 2016-2017 уч.г.
Рабочая программа математика 1 класс 2016-2017 уч.г....
Рабочая программа для 4 класса 2016-2017 уч.г.
Тема, уроки,требования,удд...
рабочая программа 1-4 класс 2016-2017 уч. год
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 – 4 4 классов на 2016 – 2017 учебный год I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИ...