Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Губанова Ирина Михайловна

Рабочая программа по биологии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologiya_9_kl.doc892.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение –  средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

____________/Козлова Т.А..

Протокол № 1

«29» августа 2016 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское

__________/Айсина О.В.

 «29» августа 2016 года

«Утверждаю»

Директор МОУ-СОШ с. Калининское

_____________/Губанова И.М.

Приказ №     «29» августа 2016 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

по биологии 9 класс

на 2016-2017 учебный год

Губановой Ирины Михайловны,

учителя биологии 1 квалификационной категории

с. Калининское Марксовского района Саратовской области

                                               2016 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ»

9 класс

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по биологии составлена для 9 класса на основе Федерального компонента  Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования  по биологии. Рассчитана на 68учебных  часов из расчёта 2 учебных  часа в неделю.

34 недели

Программа ориентирована на использование учебника И.П. Понаморёва, О.А.Корнилова, Биология в основной школе: Программы. М: Вентана-Траф, 2005.

  Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание позитивного, ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

В  задачи  обучения  биологии  входят:

Обучение : создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей. Обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования.

Развитие : познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. Работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально — успешных личностей с положительной стороны, продолжить нравственное воспитание ( умение жить в обществе, общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

Приемы и способы деятельности

Познавательная деятельность

     Воспитание  позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.

     Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, оказание первой помощи.

Профилактика заболеваний. Наблюдение за природой, за животными, оказание первой помощи животным.

 Оценки последствий  своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму.

  Для наблюдения правил  поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

Ценностно- ориентационная деятельность

Осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;

Принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;

Понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;

Сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;

Понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих

Информационно - коммуникативная деятельность

   Развивать  в процессе обучения биологии  творческий  потенциал, ассоциативность мышления, развивать воображения через опыт собственной деятельности.

   Владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.

  Демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах.

  Проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;

  Владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства.

Рефлексивная деятельность

   Владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.

   Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия.

    Самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.

    Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия.

    Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной  литературой.

Содержание учебного материала

Тема уроков

Количество часов

1

Введение в основы общей биологи

3

2

Основы учения о клетке

10

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

4

Основы наследственности и изменчивости

9

5

Основы селекции растений, животных микроорганизмов

4

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

7

Учение об эволюции

10

8

Происхождение человека

5

9

Основы экологии

13

10

Обобщение

5

Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс

№ п\п

№ в

теме

Тема урока

Использова ние ИКТ

Домашнее задание

дата

Корр ек-ция

план

факт

ТЕМА 1.   ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ

ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ ( 3 ЧАСА) 

1 

1 

Биология - наука о живом мире. 

Презентация на тему «Биология   -наука            о живом мире» 

§1 изучить

2 

2 

Общие свойства живых организмов 

§2 

3 

3 

Многообразие живых организмов 

§3

ТЕМА 2. ОСНОВЫ  УЧЕНИЯ  O КЛЕТКЕ ( 10 ЧАСОВ)

4

1

Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток. 

Презентация на  тему «Клетки. Многообразие клеток» 

§4 

5 

2

Химический состав клетки 

§5 

6 

3 

Органические вещества клетки 

§5, §6 

7 

4 

Строение клетки 

§7 

8 

5 

Изучение клеток
растений и
животных.
Изучение клеток
бактерий.

§8 

9 

6 

Обмен  веществ  и энергии в клетке 

§9 

10 

7 

Биосинтез белков в живой клетке 

§10  

11 

8

Биосинтез углеводов фотосинтез. 

Презентация

§11 

12 

9 

Обеспечение клетки энергией. 

§12 Подготовится к зачёту

13 

10 

Зачёт на тему «Основы учения о клетке» 

Входная диагностика

ТЕМА 3. РАЗМНОЖЕНИ  И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГИНЕЗ) (5 ЧАСОВ)

14 

1 

Типы размножения организмов 

§13 изучить

15 

2 

Деление  клетки. Митоз 

Презентация

§14 

16 

3 

Образование половых клеток. Мейоз. 

§15 

17 

4 

Индивидуальное развитие организма -онтогенез. 

§16,17 

18 

5 

Зачёт на тему «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 

Электронный зачёт

Не задано

ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ( 9 ЧАСОВ)

19

1 

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики 

§18 

20 

2 

Генетические опыты Г.Менделя. 

Фильм

§19 

21 

3 

Дигибридное скрещивание 

§20 

22 

4

Сцепленное наследование       

§21 

23 

5 

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов 

§22 

24 

6 

Наследование признаков, сцепленных  с полом. 

Презентация

§23 

25 

7 

Наследственная изменчивость 

§24 

26 

8 

Другие  типы изменчивости 

Кроссворд на тему «Генетика» 

§25

Подготовится    к зачёту 

27 

9 

Зачёт  на  тему «Основы 

Повторение 

наследственности 

и изменчивости» 

ТЕМА 5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ  

  ( 4 ЧАСА) 

28 

1 

Генетические основы селекции организмов. 

§27, §28 

29 

2 

Особенности 

§29 

селекции растений. 

Презентация

30 

3 

Особенности 

§30 

селекции животных. 

31 

4 

Основные 

§31 

направления 

селекции микроорганизмов 

ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

   ( 4 ЧАСА) 

32 

1 

Представления возникновения 

§32, §33 

жизни   на Земле

Современная теория

возникновения

жизни на земле

33 

2 

Значение фотосинтеза  биологического и

§34 

круговорота  веществ

развитие жизни

34 

3 

Этапы     развития жизни на Земле 

Презентаци

§35

35 

4 

Приспособленные 

Подготовить 

черты организмов к   наземному образу жизни. 

сообщения

о разработке

идеи  развития

органического

 мира  в биолог

 в биологии

биологии

ТЕМА 7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (10 ЧАСОВ) 

36 

1 

Идея развития органического 

§36 

мира в биологии 

37 

2 

Основные                     Презентация 

положения 

на тему 

§37 

эволюционной теории Ч.Дарвина 

«Теория    

Ч. Дарвина» 

38      3 

Результаты 

§37, 

эволюции: 

задание №7 

многообразие 

к §37 

видов  и 

 

приспособленность 

к среде обитания.

39 

4 

Современные 

§38 

представления об 

эволюции 

органического мира

 

40 

5

5 

Вид, его структура 

Презентация

§39 

и особенности 

41 

6 

Процесс 

§40 

образования 

видов 

видообразование 

42 

7 

Понятие  о 

§41 

микроэволюции и 

макроэволюции 

43 

 8 

Основные 

Презентация 

§42 

направления эволюции 

на тему «Эволюция» 

44 

9 

Влияние 

§43 

человеческой 

деятельности    на 

процессы 

эволюции видов 

45 

10 

Зачёт на тему 

Подготовить

 

«Учение  об 

эволюции» 

сообщение 

на тему 

«Роль 

селекции   в 

обеспечении 

человека 

продуктами 

сельского 

Хозяйства.

 

ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

(АНТРОПОГЕНЕЗ) ( 5 ЧАСОВ)

46 

1 

Место и особенности человека в системе органического мира 

§44 

47 

2 

Доказательства эволюционного происхождения человека 

§45 

48 

3 

Этапы    эволюции вида. Человек разумный 

Презентация

§46, §47 

49 

4 

Человеческие расы, их родство и происхождение. 

§48, подготовитьсяк зачёту 

50 

5 

Зачёт на тему (Происхождение человека. Антропогенез» 

Повторение 

         ТЕМА 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ   ( 13 ЧАСОВ) 

51 

1 

Среды  жизни   на земле и экологические факторы воздействия  на организмы 

Презентация на тему «Экологическ ие факторы окружающей среды»

§50 

52 

2 

Закономерности действия факторов     среды на организмы.

§51 

53 

3 

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды 

§52 

54 

4 

Биотические связи в природе 

§53 

55 

5 

Популяции      как форма существования видов в природе 

§54 

56 

6 

Функционирование   популяции и динамики её численности в природе 

§55 

57

7 

Биоценоз  как 

§56 

сообщество  живых

Организмов в

природе.    

58 

8 

Понятие о 

§57 

биогеоценозе и 

Электронные

экосистеме. 

схемы

Составление  схем 

передачи веществ 

и энергии 

59 

9 

Развитие и смена 

§58 

биогеоценозов 

60 

10

Изучение  и 

Повторить 

описание 

§57 

экосистем  своей 

местности. 

Выявление  типов 

взаимодействия 

разных видов  в 

конкретной 

экосистеме. 

61 

11 

Основные законы 

§59 

устойчивости 

живой природы 

62 

12 

Рациональное 

§60 

использование 

природы и её 

охрана. 

63 

13 

Экологические 

Повторить 

проблемы. 

Электронные

материал 

тесты

учебника об 

i 

эволюции 

органического 

 

мира 

ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ) 

64 

1 

Становление 

Повторить 

современной 

материал 

теории эволюции 

учебника  о 

строении   и 

 

фунциониро -

вании клетки

65 

2 

Клетка 

Повторить

структурная   и 

Презентация

«Основы 

функциональная 

экологии» 

единица живого. 

 

66

3

Клетка-единица живого.

Повторить «Строение клетки»

67 

4 

Взаимодействие организма и среды обитания 

Подготовиться к контрольной работе 

68 

5 

Итоговая контрольная работа

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература, использованная при подготовке программы: 

Понаморёва И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс. М.: Ветана –Граф, 2006

Программы.М.: Ветана –Граф, 2006

9 класс Методическое пособие для учителя. -М.: Ветана -Граф

Методическое пособие  для учителя:

Понаморёва И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс. М.: Ветана –Граф, 2006

Сухова Т.А., Строганов В.И.. Полномарёва И.Н. Биология в основной школе: Программы-М.: Ветана –Граф, 2006

Батуев А.С. Гуленкова М.А. Большой справочник для школьников:- М.: Дрофа 2008.

Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум» 2005

   Фросин В.Н., Сивоглазов В,И.   Готовимся к единому государственному экзамену:- М.Дрофа.

Шапкин В.А. «Общая биология». -М.: Дрофа, 2008

Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение.1997

Дополнительная литература для обучающихся

А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 9 класс «Общая биология» М.: Дрофа2006

Фросин В.Н., Сивоглазов В,И.   Готовимся к единому государственному экзамену:- М.Дрофа.

Шапкин В.А. «Общая биология». -М.: Дрофа, 2008

 Фросин В.Н., Сивоглазов В,И.   Готовимся к ГИА .Тесты:- М.Дрофа,2006.

Я познаю мир. Детская энциклопедия: Происхождение человека. Автор А.Х. Табиев, -М.: ООО «Астель»

Я познаю мир. Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. Автор А.Х. Табиев -М.: ООО»Астель»

Я познаю мир. Детская энциклопедия: Строение организма. Автор А.Х. Табиев –М.: ООО

«Астель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...