Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_biologiya_9_kl.doc | 892.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Козлова Т.А.. Протокол № 1 «29» августа 2016 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское __________/Айсина О.В. «29» августа 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское _____________/Губанова И.М. Приказ № «29» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по биологии 9 класс
на 2016-2017 учебный год
Губановой Ирины Михайловны,
учителя биологии 1 квалификационной категории
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «БИОЛОГИЯ»
9 класс
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена для 9 класса на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по биологии. Рассчитана на 68учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.
34 недели
Программа ориентирована на использование учебника И.П. Понаморёва, О.А.Корнилова, Биология в основной школе: Программы. М: Вентана-Траф, 2005.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание позитивного, ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
В задачи обучения биологии входят:
Обучение : создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей. Обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования.
Развитие : познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации. Работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально — успешных личностей с положительной стороны, продолжить нравственное воспитание ( умение жить в обществе, общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Приемы и способы деятельности
Познавательная деятельность
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, оказание первой помощи.
Профилактика заболеваний. Наблюдение за природой, за животными, оказание первой помощи животным.
Оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму.
Для наблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
Ценностно- ориентационная деятельность
Осознание необходимости защиты окружающей среды, сохранение биологического разнообразия на Земле;
Принятие тех норм и правил, которые обеспечивают успешное регулирование собственного сознания и поведения;
Понимание ценности своей и чужой позиции при решении конкретных проблем;
Сознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами;
Понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих
Информационно - коммуникативная деятельность
Развивать в процессе обучения биологии творческий потенциал, ассоциативность мышления, развивать воображения через опыт собственной деятельности.
Владеть основными методами разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.
Демонстрировать ответственное поведение в школе, дома, в общественных местах.
Проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности;
Владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства.
Рефлексивная деятельность
Владение навыками самоконтроля, умение предвидеть результаты своей деятельности.
Наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по образцу, сообщающая и эвристическая беседа, дискуссия.
Самостоятельная работа, проблемные задачи и задания, самостоятельная работа репродуктивного типа.
Опыты и эксперименты, лабораторные работы, виртуальные путешествия.
Работа с учебником, рабочими тетрадями, дополнительной литературой.
Содержание учебного материала
№ | Тема уроков | Количество часов |
1 | Введение в основы общей биологи | 3 |
2 | Основы учения о клетке | 10 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 |
4 | Основы наследственности и изменчивости | 9 |
5 | Основы селекции растений, животных микроорганизмов | 4 |
6 | Происхождение жизни и развитие органического мира | 4 |
7 | Учение об эволюции | 10 |
8 | Происхождение человека | 5 |
9 | Основы экологии | 13 |
10 | Обобщение | 5 |
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс
№ п\п | № в теме | Тема урока | Использова ние ИКТ | Домашнее задание | дата | Корр ек-ция | |||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ ( 3 ЧАСА) | |||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Биология - наука о живом мире. | Презентация на тему «Биология -наука о живом мире» | §1 изучить | |||||||||||||||||||
2 | 2 | Общие свойства живых организмов | §2 | ||||||||||||||||||||
3 | 3 | Многообразие живых организмов | §3 | ||||||||||||||||||||
ТЕМА 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ O КЛЕТКЕ ( 10 ЧАСОВ) | |||||||||||||||||||||||
4 | 1 | Цитология - наука о клетке. Многообразие клеток. | Презентация на тему «Клетки. Многообразие клеток» | §4 | |||||||||||||||||||
5 | 2 | Химический состав клетки | §5 | ||||||||||||||||||||
6 | 3 | Органические вещества клетки | §5, §6 | ||||||||||||||||||||
7 | 4 | Строение клетки | §7 | ||||||||||||||||||||
8 | 5 | Изучение клеток | §8 | ||||||||||||||||||||
9 | 6 | Обмен веществ и энергии в клетке | §9 | ||||||||||||||||||||
10 | 7 | Биосинтез белков в живой клетке | §10 | ||||||||||||||||||||
11 | 8 | Биосинтез углеводов фотосинтез. | Презентация | §11 | |||||||||||||||||||
12 | 9 | Обеспечение клетки энергией. | §12 Подготовится к зачёту | ||||||||||||||||||||
13 | 10 | Зачёт на тему «Основы учения о клетке» Входная диагностика | |||||||||||||||||||||
ТЕМА 3. РАЗМНОЖЕНИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГИНЕЗ) (5 ЧАСОВ) | |||||||||||||||||||||||
14 | 1 | Типы размножения организмов | §13 изучить | ||||||||||||||||||||
15 | 2 | Деление клетки. Митоз | Презентация | §14 | |||||||||||||||||||
16 | 3 | Образование половых клеток. Мейоз. | §15 | ||||||||||||||||||||
17 | 4 | Индивидуальное развитие организма -онтогенез. | §16,17 | ||||||||||||||||||||
18 | 5 | Зачёт на тему «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Электронный зачёт | Не задано | |||||||||||||||||||
ТЕМА 4. ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ ( 9 ЧАСОВ) | |||||||||||||||||||||||
19 | 1 | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики | §18 | ||||||||||||||||||||
20 | 2 | Генетические опыты Г.Менделя. | Фильм | §19 | |||||||||||||||||||
21 | 3 | Дигибридное скрещивание | §20 | ||||||||||||||||||||
22 | 4 | Сцепленное наследование | §21 | ||||||||||||||||||||
23 | 5 | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов | §22 | ||||||||||||||||||||
24 | 6 | Наследование признаков, сцепленных с полом. | Презентация | §23 | |||||||||||||||||||
25 | 7 | Наследственная изменчивость | §24 | ||||||||||||||||||||
26 | 8 | Другие типы изменчивости | Кроссворд на тему «Генетика» | §25 Подготовится к зачёту |
27 | 9 | Зачёт на тему «Основы | Повторение | ||||
наследственности | |||||||
и изменчивости» | |||||||
ТЕМА 5. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ ( 4 ЧАСА) | |||||||
28 | 1 | Генетические основы селекции организмов. | §27, §28 | ||||
29 | 2 | Особенности | §29 | ||||
селекции растений. | Презентация | ||||||
30 | 3 | Особенности | §30 | ||||
селекции животных. | |||||||
31 | 4 | Основные | §31 | ||||
направления | |||||||
селекции микроорганизмов | |||||||
ТЕМА 6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА ( 4 ЧАСА) | |||||||
32 | 1 | Представления возникновения | §32, §33 | ||||
жизни на Земле | |||||||
Современная теория | |||||||
возникновения | |||||||
жизни на земле | |||||||
33 | 2 | Значение фотосинтеза биологического и | §34 | ||||
круговорота веществ | |||||||
развитие жизни | |||||||
34 | 3 | Этапы развития жизни на Земле | Презентаци | §35 | |||
35 | 4 | Приспособленные | Подготовить | ||||
черты организмов к наземному образу жизни. | сообщения о разработке идеи развития органического | ||||||
мира в биолог в биологии | |||||||
биологии | |||||||
ТЕМА 7. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ (10 ЧАСОВ) | |||||||||||||||
36 | 1 | Идея развития органического | §36 | ||||||||||||
мира в биологии | |||||||||||||||
37 | 2 | Основные Презентация | |||||||||||||
положения | на тему | §37 | |||||||||||||
эволюционной теории Ч.Дарвина | «Теория Ч. Дарвина» | ||||||||||||||
38 3 | Результаты | §37, | |||||||||||||
эволюции: | задание №7 | ||||||||||||||
многообразие | к §37 | ||||||||||||||
видов и |
| ||||||||||||||
приспособленность | |||||||||||||||
к среде обитания. | |||||||||||||||
39 | 4 | Современные | §38 | ||||||||||||
представления об | |||||||||||||||
эволюции | |||||||||||||||
органического мира | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
40 | 5 5 | Вид, его структура | Презентация | §39 | |||||||||||
и особенности | |||||||||||||||
41 | 6 | Процесс | §40 | ||||||||||||
образования | |||||||||||||||
видов | |||||||||||||||
видообразование | |||||||||||||||
42 | 7 | Понятие о | §41 | ||||||||||||
микроэволюции и | |||||||||||||||
макроэволюции | |||||||||||||||
43 | 8 | Основные | Презентация | §42 | |||||||||||
направления эволюции | на тему «Эволюция» | ||||||||||||||
44 | 9 | Влияние | §43 | ||||||||||||
человеческой | |||||||||||||||
деятельности на | |||||||||||||||
процессы | |||||||||||||||
эволюции видов | |||||||||||||||
45 | 10 | Зачёт на тему | Подготовить
| ||||||||||||
«Учение об | |||||||||||||||
эволюции» | сообщение | ||||||||||||||
на тему | |||||||||||||||
«Роль | |||||||||||||||
селекции в | |||||||||||||||
обеспечении | |||||||||||||||
человека | |||||||||||||||
продуктами | |||||||||||||||
сельского | |||||||||||||||
Хозяйства. | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
ТЕМА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (АНТРОПОГЕНЕЗ) ( 5 ЧАСОВ) | |||||||||||||||
46 | 1 | Место и особенности человека в системе органического мира | §44 | ||||||||||||
47 | 2 | Доказательства эволюционного происхождения человека | §45 | ||||||||||||
48 | 3 | Этапы эволюции вида. Человек разумный | Презентация | §46, §47 | |||||||||||
49 | 4 | Человеческие расы, их родство и происхождение. | §48, подготовитьсяк зачёту | ||||||||||||
50 | 5 | Зачёт на тему (Происхождение человека. Антропогенез» | Повторение | ||||||||||||
ТЕМА 9. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ( 13 ЧАСОВ) | |||||||||||||||
51 | 1 | Среды жизни на земле и экологические факторы воздействия на организмы | Презентация на тему «Экологическ ие факторы окружающей среды» | §50 | |||||||||||
52 | 2 | Закономерности действия факторов среды на организмы. | §51 | ||||||||||||
53 | 3 | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды | §52 | ||||||||||||
54 | 4 | Биотические связи в природе | §53 | ||||||||||||
55 | 5 | Популяции как форма существования видов в природе | §54 | ||||||||||||
56 | 6 | Функционирование популяции и динамики её численности в природе | §55 | ||||||||||||
57 | 7 | Биоценоз как | §56 | ||||||||||||
сообщество живых | |||||||||||||||
Организмов в | |||||||||||||||
природе. | |||||||||||||||
58 | 8 | Понятие о | §57 | ||||||||||||
биогеоценозе и | Электронные | ||||||||||||||
экосистеме. | схемы | ||||||||||||||
Составление схем | |||||||||||||||
передачи веществ | |||||||||||||||
и энергии | |||||||||||||||
59 | 9 | Развитие и смена | §58 | ||||||||||||
биогеоценозов | |||||||||||||||
60 | 10 | Изучение и | Повторить | ||||||||||||
описание | §57 | ||||||||||||||
экосистем своей | |||||||||||||||
местности. | |||||||||||||||
Выявление типов | |||||||||||||||
взаимодействия | |||||||||||||||
разных видов в | |||||||||||||||
конкретной | |||||||||||||||
экосистеме. | |||||||||||||||
61 | 11 | Основные законы | §59 | ||||||||||||
устойчивости | |||||||||||||||
живой природы | |||||||||||||||
62 | 12 | Рациональное | §60 | ||||||||||||
использование | |||||||||||||||
природы и её | |||||||||||||||
охрана. | |||||||||||||||
63 | 13 | Экологические | Повторить | ||||||||||||
проблемы. | Электронные | материал | |||||||||||||
тесты | учебника об | ||||||||||||||
i | |||||||||||||||
эволюции | |||||||||||||||
органического |
| ||||||||||||||
мира | |||||||||||||||
ОБОБЩЕНИЕ (5 ЧАСОВ) | |||||||||||||||
64 | 1 | Становление | Повторить | ||||||||||||
современной | материал | ||||||||||||||
теории эволюции | учебника о | ||||||||||||||
строении и | |||||||||||||||
| фунциониро - | ||||||||||||||
вании клетки | |||||||||||||||
65 | 2 | Клетка | Повторить | ||||||||||||
структурная и | Презентация | «Основы | |||||||||||||
функциональная | экологии» | ||||||||||||||
единица живого. |
| ||||||||||||||
66 | 3 | Клетка-единица живого. | Повторить «Строение клетки» | ||||
67 | 4 | Взаимодействие организма и среды обитания | Подготовиться к контрольной работе | ||||
68 | 5 | Итоговая контрольная работа |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература, использованная при подготовке программы:
Понаморёва И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс. М.: Ветана –Граф, 2006
Программы.М.: Ветана –Граф, 2006
9 класс Методическое пособие для учителя. -М.: Ветана -Граф
Методическое пособие для учителя:
Понаморёва И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс. М.: Ветана –Граф, 2006
Сухова Т.А., Строганов В.И.. Полномарёва И.Н. Биология в основной школе: Программы-М.: Ветана –Граф, 2006
Батуев А.С. Гуленкова М.А. Большой справочник для школьников:- М.: Дрофа 2008.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум» 2005
Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. Готовимся к единому государственному экзамену:- М.Дрофа.
Шапкин В.А. «Общая биология». -М.: Дрофа, 2008
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение.1997
Дополнительная литература для обучающихся
А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 9 класс «Общая биология» М.: Дрофа2006
Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. Готовимся к единому государственному экзамену:- М.Дрофа.
Шапкин В.А. «Общая биология». -М.: Дрофа, 2008
Фросин В.Н., Сивоглазов В,И. Готовимся к ГИА .Тесты:- М.Дрофа,2006.
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Происхождение человека. Автор А.Х. Табиев, -М.: ООО «Астель»
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. Автор А.Х. Табиев -М.: ООО»Астель»
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Строение организма. Автор А.Х. Табиев –М.: ООО
«Астель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...